Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 6. Образование Российского централизованного государства. Религиозно-политическая доктрина: «Москва – Третий Рим».




В этом процессе принято выделять 3 этапа:

1) 1301-1389 г. Борьба между князями северо-восточной Руси. На этом этапе происходит возвышение Москвы. После Куликовской битвы роль Москвы возвысилась.

2) 1389-1462 г. Внутренние распри между потомками Дмитрия Донского. Феодальная война второй четверти 15 века. Борьба сил централизации и децентрализации. Побеждают силы централизации.

3) 1462-1533 г. Завершается политика территориальное формирование при Иване 3 и его сыне Василии 3. С 1533 приходит к власти Иван 4 Грозный.

К концу 13 – началу 14 века наблюдаем апогей раздробленности русских земель. Юго-западные земли под властью Литвы. Под властью Орды северо-восточная Русь. Усилие северо-восточной Руси, центр перемещается на северо-восток. Причины: территории далеко от монголо-татар, наблюдался постоянный приток населения, интенсивный рост феодального землевладения, появляется поместное землевладение, растет монастырское землевладение, <25% государственные крестьяне; рост и укрепление городов, между городами налаживались связи. Сталкиваются Московское и Тверское княжество по вопросу центра объединение в единое государство. Сильнейшим было Тверское княжество (1247) Ярослав Ярославович, сын А.Невского.

Причины возвышения Москвы:


- выгодное географическое положение Москвы (в центре русских земель);
- центр ремесла, торговли, сельского хозяйства, экономическое развитие;
- московские князья были ловкими и дальновидными политиками. В плане угождения ханам – Иван «Калита»;
- генеалогическое положение московских князей – самая младшая ветвь княжеского рода и не имели прав на Владимирский престол;
- сочувствие Москве со стороны церкви (переезд митрополита);
- кадровая политика московских князей (на службу в княжество любые, но только православные).

Основателем Московской династии – Даниил (1276-1303). При нем увеличилась территория Московского княжества. 1301 – в состав входит Коломна, 1303 – Можайск. Становится сильнейшим княжеством северо-восточной Руси.

Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол.

Михаил Ярославович – Юрий (правитель московский). Боролись за ярлык. Поход на Михаила. Московский князь получает ярлык на княжение. Убит старшим сыном Михаила. Ярлык Тверскому князю. 1327 – восстание в Твери против Челхана против сбора дани. Московский князь Иван Калита обращается к хану с просьбой войска подавить восстание.

Иван Калита (1325-1340). Калита получает право сбора дани московскими князьями. Утаивал дань, отдавал на развитие собственного княжества. Избавлено на несколько десятилетий от набегов. Присоединились Галичское, Угличское и Белозерские княжества. Иван Калита стремился к тому, чтобы Москва стала религиозным центром. Для митрополита выстроил удобную резиденцию, предлагал переехать в Москву. Выстроил Успенский Собор, митрополит переехал в Москву.

Столкновения между монгольскими и русский войсками. 1377 г. – битва на реке Пьяне. 1378 – битва на реке Божа, московское войско разбивает монголов. 8 сентября 1380 – Куликовская битва. Победа и значение:


- первое крупное поражение Орды от русских войск;
- уменьшена, а затем на год отменена дань;
- Орда окончательно признала главенство Москвы среди всех русских городов;
- у жителей русских земель появилось ощущение общности исторической судьбы.

2 этап – «Феодальная война». Незадолго до смерти Дмитрий Донской разделяет между наследниками земли. Василию – Владимирское княжение. Галицкое и Звенигородское – Юрию. Василий I передает престол сыну Василию II. Наследники Юрия начинают борьбу за престол. «Василий Косой и Дмитрий Шемяхин» начинают борьбу с Василием II. Победили силы централизации – Галицкое и Звенигородское княжества присоединены к Московскому.

3 этап – завершение процесса централизации при Иване 3 (1462-1505), Василий 3 (1505-1533). Иван 3: принял титул государя всея Руси, принял герб, 1380 – свергнуто иго, 1497 – Судебник, красный кремль.
1478 – ликвидирована самостоятельность Новгорода. 1471 – Иван 3 узнает о том, что посадница Марфа Борецкая заключила унию с Литвой о вассальной зависимости от Литвы. Иван 3 снаряжает в Новгород войско. 1471 – р. Шелань. Московское войско победило. Из Новгорода в Москву перевезен вечевой колокол. Крупные боярские роды перевезены в центр Руси. Новгород мог торговать с западом, не несли службы на южных границах Руси. Никаких посадников в Новгороде больше не было.
1480 – стояние на Угре – свергнуто иго. 1476 свергнута дань.
1485 – ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. 1510 – Псков, 1521 – Рязань.


1497 – принят первый Судебник единого государства «Судебник Ивана 3». В судебнике отражалась структура власти, 57 статья ограничивала переход крестьян (26 ноября Юрьев день). Юридическое оформление крепостного права (к 1649).

Становление системы государственного управления – централизация власти – Иван 3 получает почетный титул государя всея Руси, процесс «обояривания» князей (из княжеств переходили в услужение московскому князю, в отдельные регионы – «наместники», «кормились»), складывается централизованный аппарат управления, появляется боярская дума (совещательные дела о делах земли). Складывается приказная система. Отсутствие национальной идеологии.

Чтобы выжить в сложившихся условиях, московскому государству нужны были идеи или идеология, в которой бы нашли отражения господствующее положение на Руси Московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность и нужность существования Московии среди других государств. И эти идеи формулируются в виде концепции: Москва – третий Рим. Два Рима пало, есть третий, четвертого не бывать.

Идея преемственности власти московских князей от владимирских и киевских (появляются летописи, в которых утверждается, что московские князья получают власть над русской землёй от своих прародителей, сначала киевских, а потом Владимирских князей).

Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В средневековье любой царский род обосновывал родственную связь с Римом. В 27 году до нашей эры Октавиан Август – расширил территорию римской империи, был брат Прусс, родственник – Рюрик.

Идея о Москве как о хранительнице истинной крестьянской веры. 1510-1511 года в посланиях Василию III монаха Фелофея (Псковский монастырь). В послании обосновано, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Она – столица государства, где сохранилась истинная вера, не испорченная ересями. С момента падения Константинополя (1453 год) Москва становилась центром православия – Третьим Римом.

Вопрос 7.
Социально-экономическое развитие России в XVI веке.
Иван IV и его время. Опричнина: цель, содержание, последствия.

Иван Грозный (1533-1584) или (1547-1584).

Внутренняя периодизация:


- реформаторский (1547-1565),
- период опричнины 1565-1584 (72 – отмена опричнины на государственном уровне)

Деление по периодам предложил Карамзин. Концепция «двух Иванов»: первый период – положительные изменения, второй период – Иван-деспот, смутное время.

Детство Ивана Грозного. Родился в семье князя Василия. Василий женится на Елене Глинской. Противоречивость натуры вызвана нелегкими детскими годами. Ключевский: «Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его раны сохранились, чувство одиночества. Родственники не заботились о нем. Иван рано усвоил себе привычку оглядываться, прислушиваться. Вселилось глубокое недоверие к людям. Его ласкали как государя и ругали как ребенка». Очень привязывался к людям. Крупский предал Ивана в Ливонской войне, что затем было фактором введения опричнины. Московский пожар 1547 года – сгорело от 3 до 4 тысяч людей, народ обвиняет в этом пожаре род Глинских. Один из бояр был растерзан на площади на глазах Ивана 4.

Первый период:

- 1549 вокруг царя сложился круг близких ему людей, так называемая «избранная рада», протокоп Сильвестр, митрополит Макарий, князь Андрей Крупский вошли в круг. Задумывали реформы государственного управления, внутренняя структура была неустойчивости, была нужна централизация государства. Иван 4 и Иван Пересветов (представитель Балтийского дворянства) в письмах: «идеал государственного устройства – сильная власть царя, опора – сильная власть дворянства».

Факт существования Ивана Пересветова не подтвержден;
- реформа боярской думы: входили высшие боярские фамилии, сословия. Для централизации власти необходимо было ослабить роль боярской думы: вдвое расширил её состав. Понятно, что большему количеству людей между собой договориться более проблематично;
- возникает Земский собор – новый орган власти. По сути Земский собор – народное представительство, пародия на западный парламент. Входили: царь, боярская дума, дворянство, купечество, богатые слои посадского населения и духовенство. Собирались Соборы нерегулярно для принятия важных государственных актов. Существовали до 1653 (присоединил левобережную Украину). После этого собирались комиссиями, но такого широкого сбора представителей не было. В 1549 – первый Земский Собор, принял решение составить новый судебник и наметил программу реформ;
- дальнейшее развитие получает приказная система. Первоначально 2 приказа, при Иване IV – порядком 20. Разрядный приказ (военные дела), пушкарский, стрелецкий, оружейная палата (арсеналом), посольский (иностранный), приказ Большой Приход (ведал финансами), поместный (ведал государственными землями), сибирский (ведал территориями);
- реформа местного управления. Территория страны была разделена на территориальные единицы: губа (округ) – возглавлял губной староста, волости - возглавляли Земские Старосты, города – самостоятельная административная единица, Излюбленный Голова. 1556 год – отменена система кормлений, правители территорий стали получать жалование из казны;
- 1550 год – принят новый свод законов, Судебник. Опирались на судебник Ивана III, но кое-какие тенденции к образованию централизованного государства появились. Наиболее важные судебные дела переносились в Москву. Подтверждено право перехода крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день;
- военная реформа. Вооруженные силы страны представлены следующим образом:
1 – элитная часть вооруженных сил, дворянское ополчение. За военную службу получали землю. За службу рассчитывалось государство земельными владениями.
2 – стрелецкое войско, первоначально около 3К. В стрельцы могли вступать все свободные люди. За службу получали обмундирование, денежное жалование, вооружение. Денег в казне не хватало, и государство давало во владение земельные участки общего пользования – дачи. Стрелецкое войско не было профессиональными военными, могли заниматься мирным делом, промыслами.
3 – казачество, особое общество юга России для несения пограничной службы.

Внешняя политика: можно выделить 3 направления внешней политики Ивана IV:

1. Юго-восточное направление.
1503 год – распадается Золотая Орда. Казанское, Астраханское ханство и т.п. – присутствует внешняя опасность. Ситуация Ивана IV не устраивала, нужен был ответ. Русь начала колонизировать восточные и юго-восточные территории. 1556 год – взята Астрахань. 1552, после нескольких неудачных попыток взята Казань. В состав России вошло почти всё среднее Поволжье с его многонациональным составом. Был построен собор в честь взятия собора – Казанский собор.

2. Восточное направление. 1581 год – взята столица Пискер, столица сибирского ханства.

3. Западное направление. Ливонская война 1558-1583. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонский орден платит России дань за город Юрьев. В какой-то момент орден перестал платить, и это послужило поводом войны. В первый период войны Ливонский орден терпел поражение от русских войск, было взято около 20 городов. В результате военных действий Ливонский орден перестал существовать, земля разделилась к Польше, Литве, Швеции. 2 государства: Польша и Литва объединились в Речь Посполитую. Полководец, поляк Степан Батурия. Главная задачи против России – взятие Пскова. Осаждает город, выдерживает осаду порядком 30 атак. Город был сдан, и Иван IV был вынужден на подписание мирного договора в 1582 году с Речью. Ливонская война закончилась ничем, Россия выхода к Балтийскому морю не получила, побережье оставалось за Швецией.

Второй период деятельности Ивана IV «Опричнина». Причины:

1. Психологическое состояние Ивана IV. Тяжелое детство повлияло на характер, возможное заболевание. Система террора против собственного народа.

2. Участившиеся измены бояр. Андрей Копский. В 1553 году тяжело заболевает, при смерти, бояре отказывают присягнуть сыну. В 1560 умирает жена Анастасия Захарина. 1591 – погибает царевич Дмитрий.

3. Борьба за централизацию.

4. Неудачная война Ливонская.

Опричнина - период в истории России, который характеризовался государственным террором и системой чрезвычайных мер. Начинается с января 1565 года, когда царь из своей подмосковной резиденции, захватив с собой символы власти, путешествует по стране, останавливается в Александровске. Делает 2 послания дворянству и духовенству, пишет об измене бояр, отказывается от власти и просит выделить особую область себе – опричнину. Во втором письме обращается к горожанам, объясняет отказ власти. Идут к Ивану IV посланники, которые призывают вернуться на трон. Соглашается на условия безграничной власти. В опричнину вошли наиболее знаковые территории в центральной России с большими посадами, городами, вошли территории на севере страны (поморские города, Архангельск, область, Вологда, Суздаль, Козельск). Опричниной управлял царь, земщиной – бояре во главе с Милославским. Выделяются 2 события: поход на Новгород (конец 1569 – 1570), оплот боярского правления, убито Новгородцев от 3, 4К до 30К населения. «Хороший день» - 0,5К убитых. Массовые казни бояр в Москве 1570 год. В опричнине пострадали бояре, дворянское население, население городов. «Опричнина – сколько явление религиозного и культурологического плана».

1700 год – система от Рождества Христова вводит Петр I. Во время Ивана Грозного время считали от создания мира - 7077 год – конец света. Опричнину Иван 4 начинает в 1565 году.

Концепция опричнины как религиозного явления (Юрганов):
- опричнина в восприятии населения того периода была не столько явлением политическим, сколько религиозным. Иван 4 берет на себя миссию вершить «Божий суд» на Земле. Иван 4 был абсолютно убежден в своей особой миссии, божественном происхождении царской власти. Ожидание конца света причудливым образом соединилось с осмыслением государя на Руси.

Осмысления явления как действие больного-шизофреника. Пострадало посадское, дворянское, боярское население. В концепции 90х годов говорится о терроре над собственным народом, сравнивают со Сталинским периодом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1529 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2373 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.