Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектическая и метафизическая концепции развития




В истории философской мысли существовала не толь­ко диалектика, но и ее противоположность. В качестве таковой выступала метафизика, или «антидиалектика», по определению Г.Гегеля.

Как способ философского мышления, метафизика воз­никла в Древней Греции в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что бытие есть неподвижный шар. В творчестве Аристотеля под метафизикой понималось учение о неких началах всего существующего. В таком значении термин употреблялся до XVIII в.

В средние века метафизическое мышление нашло свое выражение в догматичности христианства. Ведь в то время мир рассматривался с позиций принципа неизменности, как нечто раз и навсегда данное, завершенное и незыблемое. Этот мир якобы жестко упорядочен, иерархичен.

Расцвет метафизики пришелся на XVII —XVIII вв. Это было обусловлено господством в то время математики и механики как точных наук. Естествознание того времени оставило в наследство привычку рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности друг от друга, вне их великой общей связи. Предметы воспринимались как вечно неизменные, не живые, а мертвые. Материаль­ный мир трактовался как огромный механизм, а человек как мыслящая машина. Все богатство и разнообразие форм движения материи сводилось в основном к механи­ческим принцессам. Метафизика этого времени не толь­ко «царствовала» в естествознании, но проникла в фило­софию и пронизала ее. Идея общественного прогресса еще не утвердилась достаточно широко, а мир рассмат­ривался по частям, а не как единое целое.

В XIX в. на почве крупных достижений в естествозна­нии (Ч.Дарвин и др.), исторических (И.Гердер) и фило­софских науках (Г.Гегель) метафизике был нанесен очень сильный удар. Стало уже бессмысленным отрицать на­личие органической связи в мире и его развитие во вре­мени. Выявилась великая взаимозависимость природы и общества, человека и мира, Материи и Духа. Это и есть та связь, которая придает миру стройность и гармонич­ность, т.е. Красоту. Метафизика была значительно по­теснена в науке, но вместе с тем сохранилась как недиа­лектический способ мышления.

Характерные признаки метафизики как концепции развития и как метода мышления состоят в основном в следующем.

С позиции метафизики объект изучается как простая (механическая) сумма частей, их набор без учета слож­ной взаимосвязи между этими составными частями.

Метафизика — это одномерное (одностороннее) вос­приятие объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны (например, преувеличение роли отдельной личности в истории).

Развитие воспринимается метафизиком лишь как про­стое уменьшение или увеличение (прибавление) без из­менения качественных характеристик и структуры предмета. В таком случае движение представляется как дви­жение по кругу, не выходящее за его пределы.

Для метафизики характерно отрицание внутреннего источника развития и перенос его «вовне», за пределы этого предмета. Например, у Аристотеля в роли такого источника выступает активная «форма», у Платона -вечная идея, Гегель таковым считал таинственный «ми­ровой разум», а Ньютон — некий «перводвигатель». В христианском вероучении внешним источником всего су­щего считается Бог как Творец.

Метафизика противопоставляет старое и новое в разви­тии как якобы не связанное друг с другом генетически, т.е. по происхождению. На этой основе и возникают такие яв­ления человеческого сознания, как нигилизм, анархизм и т.п. В России нигилизм проявил себя, в частности, в форме большевизма как практике полного («до основания») от­рицания прошлого страны, ее опыта и традиций как якобы не имеющих права на дальнейшее существование.

Сравнительная характеристика диалектики и метафи­зики как двух концепций развития и способов философ­ского мышления была дана, в частности, в конспектах В.И.Ленина «Философские тетради». По убеждению ее автора, диалектика жизненна, так как дает ключ к пони­манию движения как самодвижения, а развития как само­развития. Метафизика, с точки зрения Ленина, «нежиз­ненна», «бледна», «суха» и «мертва», так как для нее источники развития находятся за пределами предмета, в его тени. В отличие от метафизики, диалектика не сво­дит развитие лишь к простому росту. Она вскрывает в нем противоречия и скачки, переход предмета в свою про­тивоположность, возникновение нового и иные сложные процессы, сопровождающие развитие.

Метафизика имеет место в науке и политике, в повсе­дневном познании людей. Назовем наиболее распростра­ненные ее проявления.

Так, догматизм подчеркивает момент устойчивости в развитии. Он представляет собой некритический и не­творческий («застывший») тип мышления. Это — мыш­ление догмами, которые, по словам В.И.Ленина, есть «нечто мертвое, застывшее, закостенелое», якобы раз и навсегда данное и окончательное. Для догматика эти положения воспринимаются как бесспорные и незыблемые (например, догмы христианского вероучения, догмы марк­сизма и др.). Догматизм в науке, в политике и быту всег­да есть противник новизны и реформ.

Напротив, релятивизм подчеркивает и абсолютизирует момент изменчивости в развитии. Еще Гераклит утверж­дал, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Его соотечественник Кратил заявлял, что в одну и ту же реку нельзя вступить даже и один раз. По его мнению, в силу текучести всего любое событие всегда превращается в сплошной поток изменения и исчезновения, в котором уже нет ничего устойчивого и определенного. Кратил предлагал даже не называть вещи своими именами, а всего лишь указывать на них пальцами. По его мнению, вся кое высказывание правильно, у каждого человека есть своя истина. Его единомышленники Протагор и Горгий также исповедовали релятивизм, полагая, что якобы «ни­чего не существует», «ничего невозможно знать».

Софистика также есть проявление метафизического мышления, и она представляет собой сознательное применение неправильных, произвольных суждений и дово­дов. Софистика — это подмена и неоднозначность поня­тий, словесные уловки и ухищрения и т.п. Примером со­физма является высказывание древних философов: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя ничего сказать. Следовательно, никто не может лгать».

Эклектика представляет собой соединение различных, часто противоположных взглядов и идей, принципов и теорий. Она возникает на почве стремления охватить все стороны предмета, выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена, если из поля зрения исчезает основное качество предме­та, его суть, которая как бы растворяется среди всех дру­гих характеристик изучаемого предмета.

Говоря о метафизике, было бы несправедливым при­нижать ее познавательные возможности. В своей повсе­дневной жизни подавляющее большинство людей руко­водствуется все же не столько теоретически ми знаниями, сколько простейшими обыденными представлениями. В быту метафизика является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления. По выражению Ф.Энгельса, рассудок обслуживает нужды человека в рамках «четырех стен его дома». Метафизический тип сознания совершенно естественен для большинства лю­дей. Неся в себе определенные «зерна» истины, он впол­не может служить дополнением к диалектической карти­не мира, создаваемой теоретическим мышлением.

Итак, диалектика — это система теоретического зна­ния о связях и развитии внешнего мира. Несложно сде­лать вывод о том, что диалектическое мышление не мо­жет быть прирожденным свойством человека. Будучи до­стижением и достоянием всей истории философской мыс­ли, оно может быть усвоено человеком лишь на основе весьма тщательного изучения. Разумеется, диалектика как способ описания мира далеко не всесильна. В своей дей­ствительности мир значительно богаче человеческих пред­ставлений о нем, и многие его процессы как бы не «впи­сываются» в классические схемы диалектики. Существу­ет многообразие типов движения, и для их объяснения и описания требуется поиск различных теоретических моде­лей развития. Необходима многомерная картина развития мира, основанная на научном принципе дополнительности. Диалектику как теорию развития и способ философского мышления нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Однако она должна быть сохранена как важный элемент философской культуры человечества. Раскрывая природу критического и творческого мышления, она одновременно и сама есть такое мышление, обладающее богатым теорети­ческим и методологическим потенциалом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2465 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.