Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектика как система теоретического знания




Диалектика изначально формировалась в виде знаний и представлений о взаимосвязях и процессах развития всего сущего. К нашему времени она сложилась и суще­ствует как сложная система философского знания. Назо­вем и охарактеризуем элементы этой системы.

Прежде всего эта система включает в себя понятия (ка­тегории), описывающие диалектику. В них отражаются универсальные взаимосвязи мира, живой и многогранный процесс его развития. История диалектической мысли на­копила богатый понятийный аппарат для изучения различ­ных связей мира и процессов развития в нем.

Центральным понятием диалектики является понятие «развитие». Можно сказать, что развитие — это одно из проявлений движения (изменения) в мире. Оно представ­ляет собой поступательное движение от низшего к высше­му, от простого к сложному, более совершенному и про­грессивному. Ему присуща и такая черта, как необрати­мость, в отличие, например, от колебательно-возвратного движения маятника часов. В ходе развития происходит пере­делка структуры и смена свойств предмета. Типичными примерами развития являются развитие индивида (детство, юность и т.д.), всемирной истории (отдельные эпохи в ней), рост растения (семя — стебель - цветок) и т.д. Но разви­тие все же не есть некая плоская эволюция, какая-то пря­мая линия. В нем всегда имеют место скачки и зигзаги, неравномерность, обратные движения. Особенно ярко это проявляется в общественной жизни.

Под связью (отношением) в диалектике понимается всеобщая взаимозависимость вещей и процессов внешнего мира. Эти связи так же разнообразны, как и сам мате­риальный мир. Примерами их могут быть пространст­венные и временные, генетические, духовные, семейные, экономические и иные связи. Чем в более разнообразные связи включен предмет (в том числе и человек), тем ин­тенсивнее он развивается. Духовное богатство человека зависит, следовательно, от многогранности его отноше­ний с окружающим миром, с обществом.

Взаимодействие — это понятие диалектики для обо­значения процессов взаимного воздействия и влияний предметов друг на друга. Оно всегда носит активный ха­рактер и предполагает взаимный обмен энергией, изме­нение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. В этом смысле развитие материального мира представляет собой сложный поток бесконечных взаимо­действий в рамках тех или иных форм движения мате­рии, переплетение этих форм друг с другом.

Понятие противоречия фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными нача­лами (противоположностями) в мире и его вещах. Оно есть естественное состоящие вещей, вытекающее из их природы. Простейшей наглядной моделью взаимодействия противо­положностей является обыкновенный магнит с его двумя полюсами — северным и южным. Противоречие — это вза­имосвязь между противоположностями, которые исключа­ют друг друга, противостоят друг другу. Оно означает как бы изначальную разорванность предмета (процесса), его асимметрию. Противоречия имеют место как в живой, так и в неживой природе, в общественной жизни. Таковыми являются, например, взаимоотношения между ассимиляцией и диссимиляцией в человеческом организме, между силами притяжения и отталкивания в космосе, между добром и злом в обществе. Очевидно, что все эти противоположнос­ти существуют лишь в рамках органической связи друг с другом, а не сами по себе.

В обществе особой формой противоречия является анта­гонизм. Он представляет собой полярность социальных и иных интересов. Проявлением такого противоречия были отношения между рабами и рабовладельцами в древнем мире. Антагонизм может складываться между очень опасным преступником-рецидивистом и обществом. Такое про­тиворечие всегда проявляет себя в острых формах противо­стояния и борьбы, нередко — в виде конфликта как физи­ческого и грубого столкновения враждующих сторон. Со­циальная революция в истории человечества — это тоже проявление конфликта в развитии, который возникал во многом из-за консервации острых противоречий и их не­своевременного разрешения. Антагонизм в обществе — это «трагическое» противоречие, при котором стороны как бы «пожирают» друг друга в борьбе.

Наряду с противоречием в диалектике употребляется и понятие гармонии. Под ней следует понимать стройность целого и соответствие сторон друг другу. Гармония есть единство и примирение разного, в том числе и противопо­ложного. Так, противоречие между мужчиной и женщиной порождает любовь как прекрасную гармонию, благодаря которой род человеческий и может продолжать свою даль­нейшую жизнь. Гармония — это прекрасный (красивый, «красный») порядок, в отличие от Хаоса. Проявлениями гармонии являются симметрия сторон, социальное согла­сие и мир, ритм и симфония в музыке. В христианской религии образом гармонии является Царство Божье как некий идеальный порядок мира в грядущем эоне.

Диалектика оперирует и многими другими понятия­ми, часть из которых будет названа и раскрыта нами несколько ниже.

Кроме понятий, диалектика как система включает в себя и принципы. Под ними принято понимать исходные положения философской теории развития, которые вы­полняют роль ориентиров в познании. Принципы, или «элементы» диалектики выведены из внешнего мира и являют собой результат познания этого мира человеком. Важнейшими среди них принято считать принцип связи всего со всем, противоречивость всего сущего и развитие (изменчивость) всего в мире. Эти принципы, будучи ус­военными, составляют ткань диалектического мышления.

В систему диалектики входят и ее основные законы. Понятие закона имеет два смысловых значения. Во-пер­вых, под законом понимаются общие, устойчивые и не­обходимые связи (отношения) между предметами и явлениями мира. Это, например, закон всемирного тяготе­ния, закон естественного отбора и др. Все это - законы объективного материального мира. Во-вторых, под зако­ном понимают систему знаний (понятия, идеи, принци­пы и т.д.), в которых отражаются связи внешнего мира. Это уже есть законы науки. Под закономерностью при­нято подразумевать совокупное действие целого ряда за­конов в ходе развития какого-то процесса (например, за­кономерности смены человеческих цивилизаций и др.).

Мы отмечали, что для диалектики важнейшими явля­ются такие вопросы, как: «Что является источником раз­вития?», «Как происходит развитие?» и «Куда направ­лено развитие?». Соответственно, в ней сформировались три основных закона, которые были в свое время систе­матически разработаны Г.Гегелем.

Закон единства и взаимодействия (борьбы) проти­воположностей называют иногда «ядром» диалектики. В его рамках раскрываются и исследуются источники раз­вития материального мира. Сам же процесс развития пред­стает как взаимодействие и переплетение противополож­ных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается осо­бая роль противоречия как «двигательной силы» разви­тия. Этот закон гласит, что развитие объективной реаль­ности (и процесс ее познания) осуществляется путем раз­двоения единого на противоположности и их взаимодей­ствия. Данный закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы, общества, в жизни ин­дивида и в ходе самого человеческого мышления.

Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противоположностей меняются и стороны предмета, и весь предмет в целом. В итоге и происходит развитие, т.е. обретение предметом новых признаков и свойств. Верх берет та сторона, которая оказывается более жизнеспо­собной и прогрессивной. Теория Ч.Дарвина убедительно показала, что в рамках противоречия между живыми организмами и средой их обитания выживали лишь те осо­би, которые несли в себе наибольший жизненный потен­циал. Разумеется, в общественной жизни противоречия имеют несравненно более сложный и запутанный харак­тер.

Закон взаимного перехода количественных и каче­ственных измененийраскрывает механизм развития. Диа­лектика характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, количества и качества. Свойство— это ха­рактеристика предмета, проявляющаяся в его отношени­ях с другими предметами. Качествоесть единство свойств предмета, раскрывающих его природу и определенность. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Так, стакан — это инструмент прежде всего для питья. Коли­чество— это степень развития свойств предмета, что про­является в весе, размерах, длине и т.д. Каждый предмет есть противоречивое единство качественного (устойчиво­го) и количественного (неустойчивого). Это единство со­храняется, но лишь в рамках определенного интервала, называемого в философии мерой.

Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние, или качество. Скачок — это решающий поворот в развитии. Он играет особую роль, поскольку в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противо­положность. Наиболее удачно иллюстрирует действие это­го закона в природе такая наука, как химия. Она пока­зывает, например, что при прибавлении к молекуле кис­лорода всего лишь одного атома образуется озон как со­вершенно иное вещество с другими свойствами, вплоть до запаха. В связи с этим Ф.Энгельс характеризовал хи­мию как науку о качественных изменениях вещей, про­исходящих в ходе изменения количества.

Закон отрицания раскрывает формы и тен­денции (общую направленность) процесса развития. Осо­бую познавательную роль здесь играет понятие отрица­ния, под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершенным и жиз­неспособным. Без отрицания нет развития, оно является движущим началом изменений. Отрицание носит всеоб­щий характер, проявляясь не только в природе (напри­мер, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена эпох), но и в жизни каждого отдельного человека (про­цесс познания и деятельности). Следует заметить, что развитие возможно лишь при так называемом конструктивном отрицании, т.е. при сохране­нии всего того позитивного и жизнеспособного, что имело место в прошлом. В противном случае будет происходить «зряшное» отрицание, т.е. простое отбрасывание, игнори­рование прошлого. В общественной жизни формой прояв­ления такого отрицания является нигилизм как выражение разрушительного, а не конструктивного начала в человеке. Названные нами законы диалектики «схватывают» реальные связи и процессы материального мира и поэто­му имеют большое познавательное значение. Они дают общую схему развития мира. Однако в материальном мире кроме линейного (спрямленного) развития существуют и другие типы изменений (например, хаотическое, колеба­тельное, турбулентное движение), которые требуют иных теоретических средств познания. В связи с этим законы диалектики конечно же не могут восприниматься как не­кое абсолютное и завершенное философское знание о свя­зях и процессах развития в мире.

Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возможность сформулировать основные идеи диа­лектики как ее своеобразный вывод, итог. Таковыми яв­ляются, во-первых, идея связи всего со всеми, что под­тверждается развитием мира и данными естественных и социальных наук. Во-вторых, это идея противоречи­вости мира как принцип и условие его существования. И в-третьих — идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма вещей, а представляет собой систему различных процессов. Мир — это огненный по­ток, говоря словами Гераклита. Диалектика как метод философского мышления запрещает изолированное, одно­стороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлечены во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть познаны в отдельности.

Будучи системой знания о связях и развитии матери­ального мира, диалектика выполняет и ряд функций. Назовем и охарактеризуем наиболее важные из них.

Мировоззренческая функция означает, что диалектика как теория есть картина того, как мир взаимосвязан и как он движется, т.е. меняет свои состояния. Однако в мире существуют разные типы движения, отмеченные нами выше. Именно поэтому не следует воспринимать развитие лишь в виде какой-то прямой линии, лишенной противоречий, скач­ков и зигзагов. Жизнь всегда богаче любой теории.

Методологическая (поисковая) функция выражается в том, что диалектика является методом, инструментом познания мира человеком. В ней воплощен (в виде идей и принципов) опыт такого познания. Освоение данного опыта индивидом и есть путь формирования культуры диалектического мышления (например, умения выделять в обществе его связи, динамику, противоречия и др.).

Диалектика выполняет также жизненно-практическую («технологическую») функцию. Являясь системой знания о связях и развитии, диалектика дает мыслящему человеку исходные ориентиры в его практической деятельности (на­пример, правильное определение своего отношения к про­шлому страны). Такие знания помогают предвосхищать развитие событий, анализировать противоречия и тенден­ции (например, в политической жизни общества), выдви­гать проекты, контролировать ход социального развития.

Все сказанное выше о диалектике можно облечь в ее краткую формулу: Диалектика = теория связей и раз­вития + метод мышления.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1615 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.