Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие диалектики, ее исторические формы




Диалектика представляет собой один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика – это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего. В той области философского знания исследуется прежде всего сам процесс развития. Кратко говоря, диалектика – это философская теория развития. Вместе с тем она есть также и способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамичное целое.

Диалектика раскрывает картину мира как вечного процесса смены форм, состояний и эпох. По определению Ф.Энгельса, диалектика есть наука о связях в мире, о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Следует обратить внимание и на то, что в философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем мире. Напротив, субъективная диалектика есть всего лишь отражением человеческих мыслей и представлений.

К числу наиболее важных для диалектики вопросов относят прежде всего такие, как «Что такое развитие?», «Почему оно происходит?», «Как оно протекает?», «Куда направлено развитие?». Размышление над ними позво­ляет вскрыть глубинные пласты материального мира, ис­следовать пружины и механизмы его развития. Диалек­тическая традиция является весьма древней pi весомой для философии. Она представлена во многих школах и учениях в виде тех или иных исторических форм диалек­тики.

Стихийная диалектика в античной философии была результатом простого созерцания мира древними грека­ми. Осмысление природы движения имело место уже в школе злеатов (Парменид, Зенон). Сократ видел в диа­лектике способ сочетания противоположных мнений и поиска истины. Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира. Основателем же диалектичес­кой традиции принято считать Гераклита, который дал образец диалектического подхода pi сформулировал важ­нейшие идеи диалектического мировоззрения. Гераклит считал, что природа представляет собой единое целое («огонь», «мировой пожар», «космос»). В данном слу­чае образ огня использовался философом как символ веч­ной динамики и неукротимости могучего мира. Все су­щее в этом мироздании изменчиво, все течет, pi нет ниче­го застывшего. Все состоит из противоположных начал, все взаимодействует. Борьба противоположностей явля­ется ИСТОЧНР1КОМ развития всего сущего и главным зако­ном мира. Она - отец всего и царь над всем. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное pi преходящее, Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото pi т.д. Мир есть сплошной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада.

Диалектический подход в эпоху средних веков про­слеживается в творчестве ряда мыслителей. Так, П.Абе­ляр использовал диалектику в качестве способа достижения истины путем обсуждения различных суждений. А.Ав­густин создал учение о развитии всемирной истории, вы­делив в ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти. Ф.Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархичности, т.е. упорядоченности мира, сотворенного Богом.

Диалектика в философии pi естествознании эпохи Воз­рождения и Нового времени развивалась такими мысли­телями, как Д.Бруно, Н.Коперник, Р.Декарт, Б.Спино­за и Н.Кузанский. С позиций диалектики они расследовали развитие природы как единого целого, выделяли и анализировали в ней взаимосвязи и противоречия. На­пример, Н.Кузанский рассматривал мир как единство ко­нечного и бесконечного, как огромный космический универсиум. Универсиум есть единое во многом, пронизан­ное беспрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики является Бог как возможность и причина всего сущего. Однако в силу господства механи­ки и математики в то время все еще преобладала меха­нистическая картина мира как проявление метафизичес­кого мышления. Позже, в XVIII в. во французском Про­свещении была выдвинута идея прогресса мировой исто­рии (Ж.Кондорсе, Ф.Вольтер и др.). Ж.Ж.Руссо сфор­мулировал интересные идеи о происхождении социаль­ного неравенства в истории. Так диалектическая тради­ция стала постепенно укреплять cbopi позиции в науке и философии.

Идеалрютическая диалектика в немецкой классической философии занимает особое место в истории философской мысли. В ее рамках И.Гердер обосновывал идею развития мировой культуры, смены ее форм и состояний. И.Кант расследовал логику движения познавательного процесса, вскрыв антршомии (противоречия) этого процесса. Ф.Шел-линг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней градации (иерархии).

Наибольший вклад в развитие диалектики внес Г.Ге­гель. Он исходил из того, что источником развития всего сущего является абсолютная идея («мировой разум»), которая воплощает себя в различных формах бытия — в природе, в обществе и т.д. В.С.Соловьев писал в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, кото­рую сбрасывает в своем движении «змея абсолютной диа­лектики». Гегель особо выделял роль противоречия как внутреннего источника и движущей силы развития, характеризуя его как «корень всякого движения» и всякой «жизненности», любого развития.

Основная же заслуга Г.Гегеля в истории диалектики со­стояла в том, что он, по словам Ф.Энгельса, впервые су­мел представить природный и социальный мир в виде про­цесса, т.е. закономерной смены форм и состояний Им было разработано учение о всемирной истории («европоцентризм»). Немецкий мыслитель убедительно показал, что окончательные, завершенные результаты познания и прак­тики невозможны. Гегель сформулировал законы диалек­тики, которые дают представление об источниках, меха­низмах и формах развития. Вместе с тем его философия была, по словам Ф.Энгельса, «колоссальным недоноском», поскольку она признавала развитие лишь за абсолютной идеей. Тем самым природа лишалась внутренних источни­ков развития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двигаясь как бы по замкнутому кругу. Ду­ховное рассматривалось Гегелем как нечто несравненно бо­лее высокое, нежели природное. В этом смысле диалектика Гегеля была, по выражению К.Маркса, искажена и пере­вернута с ног на голову, затушевывая тем самым подлин­ные причины развития природы и общества.

Материалистическая диалектика в классической марк­систской философии в корне отличалась от диалектики Г.Ге­геля, хотя и имела тесную связь с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевскую диалектику от мистической фор­мы и сохранили ее основное рациональное зерно - идею развития, превратив ее в инструмент философского иссле­дования мира. Ф.Энгельс любил подчеркивать, что приро­да движется в вечном потоке и круговороте, что она являет­ся «пробным камнем» для диалектики. В марксизме идея развития была применена к изучению исторических явле­ний, прежде всего — социально-классовых отношений, ис­тории частной собственности, государства и других инсти­тутов общества. Диалектика как теория и метод в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунисти­ческой идеи. Основоположники марксизма подчеркивали, что диалектика ни перед чем не преклоняется и по сущест­ву своему критична и революционна. Они отмечали, что для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. По определению В.И.Ленина, диалектика - это «живая душа» марксизма. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что диалектика как теория развития и метод мышления яв­ляется значительным пластом истории философской мыс­ли. Ее основная идея — идея развития всего сущего — явилась отражением в философии прогрессивного, т.е. восходящего развития человечества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1853 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.