Список использованных источников (литературы)
- Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 352 с.
- Заблуждающийся разум? Многообразие всенауч. знания // Отв. ред. и сост. И.Т.Касавин. – М.: Политиздат, 1990.
- Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. – 1994. - №2.
- Розин В.М. Научное познание и художественное постижение как явления культуры и творчества человека // Социально-политический журнал. – 1993. - №8.
- Русские пословицы и поговорки // Под ред. В.Аникина; Сост.Ф.Селиванов; Б.Кирдан; - М.: Худож.лит., 1988.
- Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. – 2-е изд., испр. пер. с англ. – М.: Политиздат, 1986.
Наука, ее признаки и особенности, роль в обществе
Философское познание – это особая форма духовного опыта человека. По природе своей философии присуще стремление к синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для нее характерен специфический язык, глубоко личностное отношение к миру и другие черты. Философия, отличаясь от всех иных проявлений человеческого духа, оживляет их всех, сообщает им человеческую сторону, осмысливает для человека. Философия в человеческом знании есть приведение всех сведений о мире в стройную систему, понимание всего сущего как единого. Философия – это органическое единство научного знания и житейской мудрости человека. Философствовать означает не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни.
Итак, формы и способы познавательной деятельности человека разнообразны и весьма совершенны. Они характеризуют человека как уникальное явление, в котором имеется все. Разум дает ему интеллектуальную власть над миром и практически безгранично расширяет диапазон его возможностей и свободы.
Постановка и раскрытие вопроса о научном и ненаучном познании связаны с необходимостью показать многообразие способов и форм познавательной деятельности человека. По природе своей разум содержит в себе способность и возможность универсального (всестороннего) познания внешнего мира.
Во-первых, эта универсальность обусловлена разнообразием духовных и практических потребностей человека.
Во-вторых, это связано с многообразием практического отношения человека к миру, спецификой различных форм практики.
В-третьих, богатство форм познания мира заложено в самой природе человеческого способа отражения мира, в наличии мозга как высокоразвитого органа мышления.
Для современного человека основной формой (способом) познавательной деятельности человека является научное познание. В отличие от обыденного, оно протекает не стихийно, а целенаправленно.
Наука представляет собой особый вид, или сферу деятельности человека, где целью и результатом является система объективных знаний о внешнем мире и путях его практического преобразования. Наука — это мышление специальными понятиями как инструментами познания. Она является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного (точного) знания. Всеобщим объектом науки выступает система «человек — мир». Объектом частных наук являются отдельные фрагменты мира (например, земная кора нашей планеты), которые вовлечены в сферу практики человека и интересуют его. Предмет же науки — это наиболее важные и существенные стороны объекта, его признаки и свойства, вызывающие интерес для данной отрасли научного познания.
Научное познание имеет собственную природу и особенности. Это проявляется в основном в следующем.
Прежде всего научное познание нацелено на получение объективного (достоверного) знания о своем объекте и предмете. Оно не допускает привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта (например, пристрастного, тенденциозного отношения к объекту). Для науки окружающий мир представляет собой всего лишь реальность, которая дана человеку в ощущениях его.
Научное познание одновременно является абстрактно-аналитическим и конструктивно-синтетическим. С помощью анализа предмет мысленно расчленяется на отдельные составляющие (стороны, свойства, функции и др.). Благодаря же синтезу из знания отдельных сторон предмета формируется его целостный и объемный образ. Таким путем достигается конкретное, т.е. полное знание о предмете.
Научное познание всегда системно. Выработанные в ходе познания вещей их образы соединяются и подвергаются рациональной обработке (осмыслению). В итоге формируется совокупность различных идей и представлений о предмете. В ходе дальнейшего познания складываются такие сложные системы знания, как научная теория, научная картина мира и т.д.
Научное познание всегда осуществляется с помощью специальных методов. Они представляют собой правила и приемы, принципы и процедуры, которыми владеет и пользуется субъект.
Научное познание — это особого рода деятельность. Ею занимаются специальные группы людей — ученые, научные коллективы и сообщества. Наука представляет собой, как это очевидно, специализированный вид деятельности, который реализуется всегда коллективно.
Наконец, научное познание нацелено на изучение не только того, что есть в настоящем, но и того, что будет или же может быть в последующем. Подлинная наука всегда есть и футурология («взгляд в будущее»), т.к. она прогнозирует грядущие события и процессы.
Социальные функции науки состоят в основном в следующем.
Наука есть мировоззренческая сила. Достоверные знания являются важнейшим инструментом и способом теоретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя в нем. Без таких знаний невозможно получение ответа на фундаментальный мировоззренческий вопрос о том, что есть мир и, соответственно, формирование мировоззрения. По выражению М.Вебера, наука есть «расколдовывание мира» и внесение ясности в головы людей.
Наука — это и производительная сила. Она закладывает необходимые предпосылки для изготовления человеком орудий труда и техники. Без науки была бы невозможна промышленность, создание разнообразных технологий по производству нужных человеку вещей. Тем самым она становится фактически органическим элементом производительных сил общества. В XX в. наука оказала колоссальное воздействие на развитие всего общественного организма. Совершенно очевидно, что она имеет прямое отношение к богатствам и достижениям человеческой цивилизации.
Наука является и активной социальной силой. Это означает, во-первых, что ее развитие способствует крупным изменениям в социальной структуре общества. Так, в XX столетии резко возросли численность и влияние интеллектуальных слоев общества. Во-вторых, научное знание активно применяется при решении вопросов социального характера. Наука дает обществу соответствующие рекомендации — в политике, в экологии, в образовании и воспитании человека. В связи с этим уместно привести мысль Л.Н.Толстого о том, что не является наукой то, что не имеет целью благо, т.е. решение насущных проблем общественного характера.
При классификации наук выделяют обычно три группы, или ветви как направления исследования мира. К ним относят, во-первых, естествознание. Объектом его изучения является природа, ее вещи, процессы и состояния. Во-вторых, это обществознание, в рамках которого имеет место всестороннее исследование общественной жизни. И в-третьих, можно выделять и технические науки, которые изучают средства деятельности человека. Учитывая неодинаковую степень отношения наук к практике, их принято разделять на фундаментальные и прикладные.
В последнее время все более актуальной становится разработка четвертого, завершающего комплекса наук — человековедения. Оно призвано стать синтезом различных научных и иных знаний о человеке. В рамках этого направления в нашей стране уже существуют Институт человека, Российская академия человековедения, Гуманитарная академия. Есть Музей человека, готовится издание «Словаря по человеку», проводится и иная работа.
Говоря о закономерностях в развитии научного познания, назовем следующие из них.
Дифференциация в науке означает расчленение совокупного научного поиска на ряд направлений (ветвей), которые со временем становятся относительно самостоятельными. В рамках этого процесса возникают все новые и новые науки. Напротив, в античном мире имел место синкретизм, т.е. нерасчлененность знания, в то время как подлинная наука лишь зарождалась и существовала в форме преднауки. Научное познание чем-то напоминает пышное и высоко растущее дерево. Его корнем является совокупная практика человечества, а сучья и ветви — это научные направления и отдельные науки.
Интеграция научного познания — это сближение и взаимодействие смежных областей знания. Так, в XX в. имеет место весьма тесная связь между физикой и химией, физикой и философией и т.д. В итоге на основе этой тенденции формируется целостная и развернутая картина мира. С помощью же частных наук отражаются различные грани и оттенки этого мира.
В наше время имеет место рост относительной самостоятельности науки как специальной сферы (вида) деятельности человека по производству точного знания. Наука сегодня — это масштабный, специфичный мир со своим населением и специфичной системой отношений, интересов, ориентации, связей и т.д. Этот мир убедительно описан в романе В.Дудинцева «Белые одежды», в повести Д.Гранина «Иду на грозу», в других произведениях художественной литературы. В XX в. наука стала особого рода профессией. Одновременно она являет собой сложный мир технических устройств и сооружений, приборов и лабораторий, инструментов. Это, например, электронные микроскопы, гигантские ускорители элементарных частиц, мощные телескопы и др.
Науке по природе своей присуще постоянное ускорение темпов развития. В настоящее время удвоение уже имеющегося объема научных сведений человечества происходит через каждые 10—15 лет. К.Маркс справедливо заметил в связи с этим, что наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованной ею от предшествующих поколений и растущей в геометрической прогрессии.