Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность познания как вида деятельности человека




Для философии познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути своей вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.

Функцию ориентации человека в окружающем мире выполняет знание. Оно представляет собой высший уровень сведений о мире, получаемый человеком с помощью сознания. Знание существую в форме образов и знаков и используется в качестве идеального плана практической деятельности людей. Без знаний (обыденных, научных, художественных и др.) невозможно формирование картины мира. Ф.Бэкон подчеркивал в связи с этим, что знание есть сила. Знание следует отличать от мнения, которое, по словам Г.Гегеля, есть всего лишь «субъективное представление, произвольная мысль, плод воображения». Сущность познавательного отношения человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, точных или же искаженных. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Феномен познания мира человеком изучают под собственным углом зрения и другие науки логика, психология, социология.

Ведя речь о познании и знании, не следует противопо­ставлять знание и веру, как это практиковалось в эпоху средних веков. Вера есть познание вещей, процессов и явлений материального и духовного мира без доказательств. «Я верю, что есть Бог»; «я верю, что скоро на ступит весна»; «я верю в успех своего дела» — и т.д. и т.п. Вера — это уверенность человека. Если знание от­крывает нам вещи видимые, то вера помогает обнару­жить вещи, еще пока невидимые и таинственные для че­ловека. Вера тем самым активно участвует в процессе познания, будучи необходимым его компонентом. Но еле дует здесь заметить, что существует и так называемая ложная вера, в основе которой лежит ослепление разума, фанатизм и слабость человека.

Существует и вера разумная, которая олицетворяет силу человека и способствует его эмоциональной и ин­теллектуальной активности, стимулирует познавательный поиск. Всеми учеными всегда двигала их глубокая вера в человеческий разум, и без этого они не смогли бы сде­лать своих открытий. В этом смысле разумная вера и является как бы светом во тьме, двигателем истины и прогресса. Разумная вера как факел освещает дорогу зна­нию, способствует творчеству и придает человеку уверенность и силы на этом пути. Напротив, отсутствие веры по­рождает скептицизм и ощущение пустоты существования, бесплодности познания. Таким образом, мнение, вера и зна­ние представляют собой необходимые ступени движения к истине, важные формы духовного опыта человека.

Основы гносеологии были заложены в античной фи­лософии. Здесь познание стало рассматриваться как осо­бый процесс, одно из проявлений деятельности человека. Демокрит выделял знание «темное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). По его убеждению, истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте. Сама же истина «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Однако прийти к истине сможет не каждый человек, а лишь мудрец. Сократ поднимал и решал вопрос о мето­дах достижения истинного знания. К числу таковых он относил прежде всего диалектику как искусство ведения спора, научной дискуссии. Аристотель создал наиболее совершенную по тем временам теорию познания. Он ос­мысливал процесс познания с помощью понятий «исти­на» и «заблуждение». Истина рассматривалась им как знание, соответствующее вещам, а заблуждение как ис­кажение истины. Этот мыслитель разработал также ло­гику как науку о способах и формах правильного мыш­ления. Он выделял субъект и объект познания, отчетли­во сформулировал основной вопрос гносеологии как во­прос об истине. Платон рассуждал о природе знания. С его точки зрения, знание - это «тень идеи», воспоми­нание бессмертной души о том, что было в ней раньше. В античной философии появился также скептицизм, ста­вивший под сомнение познаваемость мира (Диоген, Секст Эмпирик).

В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существования Бога как высшей причины всех вещей. Фома Аквинский полагал, что бытие Бога якобы можно обнаружить с помощью та­ких доказательств, как факт причинности всего, упоря­доченности и целесообразности в мире, совершенства и разнообразия этого мира. В это время разум рассматри­вался как важнейшая интеллектуальная способность души человека, однако, по своим возможностям он якобы сто­ит все же ниже веры. Выдвигался и соответствующий лозунг: знать, чтобы верить в существование Бога.

Философия эпохи Возрождения считала, что целью разума является проникновение в глубину и сущность вещей и процессов, обнаружение растворенной в приро­де некоей «божественности». Д.Бруно, Н.Кузанский вы­двигали идею бесконечности и разнообразия природного мира. Соответственно, познание рассматривалось как бес­конечный процесс. В его основе лежит здоровое сомне­ние, скепсис, т.е. критическое отношение к получаемым данным.

В рамках философии Нового времени интерес к про­блемам гносеологии значительно возрос, что было обусловлено промышленной революцией, быстрым развити­ем точных наук — механики, математики. В центр вни­мания выдвинулся вопрос о методе (способе) познания. В научном знании стали видеть важнейшее условие под­чинения человеком природного мира и обретения собст­венной свободы. В гносеологии большую роль играла борьба рационализма (Р.Декарт) и сенсуализма (Д.Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания.

Немецкая классическая философия обозначила про­блему познавательных способностей и возможностей че­ловека. Это сделал прежде всего И.Кант в работе «Кри­тика чистого разума». Он исходил из того, что человеку доступен лишь «мир явлений», а «мир сущностей» (внут­ренние процессы и связи) непознаваем и остается таинст­венной «вещью в себе». Г.Гегель обосновывал тезис о том, что истина представляет собой динамичный процесс и иллюстрировал его на большом научном и историчес­ком материале.

Классический марксизм XIX в. последовательно ут­верждал принцип гносеологического оптимизма, что оз­начает убежденность в безусловной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как осо­бый вид духовной деятельности человека, глубоко соци­альной по своей сути. Познание тесно увязывается с прак­тикой. Полагается, что окружающий человека мир не толь­ко можно познать, но и практически преобразовать.

В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность познания мира человеком. Это тече­ние называется агностицизмом. Его представители не от­рицают сам процесс познания, но они ограничивают позна­вательные возможности человека. Например, сводят позна­ние мира лишь к отражению внешних явлений. Первой исторической формой агностицизма был античный скепти­цизм. В Новое время известными агностиками были Д.Юм, Д.Беркли, а позже и И.Кант. Элементы агностицизма име­ют место в таких течениях современной философии, как позитивизм, экзистенциализм.

Агностицизм спекулирует на естественных трудностях и противоречиях познавательного процесса, его незавершенности. Агностику свойственно утверждать, говоря сло­вами поэта Омара Хайяма, что «мне известно, что мне ничего не известно...», а поскольку «... истина вечно ухо­дит из рук, не пытайся понять непонятное, друг...». Дес­кать, «пути Господни неисповедимы», «чужая душа -потемки», «чем больше познаем — тем меньше знаем» и т.д. и т.п. Источниками агностицизма являются также сложность и неисчерпаемость самого окружающего мира, ограниченность возможностей человека, несовершенство экспериментальной базы исследований. Но все же агнос­тицизм как воззрение преодолевается совокупным ходом познания и его очевидными результатами, историей тру­да и промышленности как важнейшими «вещественны­ми» доказательствами огромных познавательных возмож­ностей человечества.

Так что же представляет собой познание? В чем его сущность?

Прежде всего познание — это особый вид отража­тельной деятельности человека. Во все времена в исто­рии философии под ним понималось целенаправленное отражение человеком внешнего мира и самого себя в нем с целью получения достоверного знания. Кратко говоря, познание — это творческий поиск знания.

Познание является духовной стороной практической деятельности человека. Оно протекает в рамках системы «человек — средства труда — природа» по мере того, как человек с помощью этих орудий вскрывает «скорлупу» мира, под которой таится сущность вещей, например, — природа магнетизма, сущность жизни и т.д. Он вскрыва­ет и постигает тайны мира.

Познание есть высший уровень информации, дости­гаемый человеком целенаправленно, путем постановки и решения познавательных проблем и задач. Информа­ция с помощью абстрагирующей деятельности мозга об­ретает знаковую форму (2 + 2 = 4), что удобно для обра­ботки, сохранения и последующего ее использования.

Познание — это социальный процесс целенаправлен­ной и творческой деятельности человека, в ходе которой возникают идеальные образы внешнего мира и формиру­ется знание как цель познания. Кратко говоря, познание — это не только поиск, но и дальнейшее движение знания. В.И.Ленин сказал об этом так: «Познание есть процесс погружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения ее власти субъекта», оно представляет собой «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту».

Познание как процесс представляет собой субъект-объектное отношение. Это означает наличие и взаимо­действие в нем других сторон — субъекта и объекта. Субъ­ект познания (индивид, социальная группа, общество в целом) осуществляет познавательную деятельность, ста­вит те или иные задачи и решает их. На объект позна­ния (отдельная вещь, часть материального мира или же весь мир в целом) направлена познавательная активность субъекта. В ходе познания объект распредмечивается (по­стигается чувствами и умом) и обретает иную форму су­ществования — форму идеального (идеи, образы и др.).

Некоторое время в истории философии (например, в философском материализме XVIII в.) процесс познания рассматривался лишь как механическое воздействие при­роды на органы чувств человека. Считалось, что человек является существом пассивным, и природа как бы ударя­ет по клавишам этого живого инструмента. «Мы — кук­лы, и судьба нас дергает за нити» — как писал об этом В.Гюго. Однако же на самом деле познание всегда носит весьма активный характер. Это обусловлено потребнос­тями и интересами людей, их совместной деятельностью во имя общих целей, другими мотивами. Иначе говоря, познание имеет социальную природу, т.е. черты и харак­теристики. На это было обращено внимание, в частнос­ти, в немецкой классической философии в концепции ак­тивности субъекта (И.Фихте и др.).

Социальная природа познания, если говорить об этом подробнее, означает также и следующее. Познание проте­кает всегда под активным воздействием социальных отно­шений и мира культуры. «Мы можем познавать только при данных нашей эпохой условиях и лишь настолько, насколько эти условия позволяют» — так писал об этом Ф.Энгельс. Эти условия порождают так называемый социальный за­каз в виде актуальных потребностей общества. Они формируют субъект и влияют на ход познания, ускоряя или же замедляя его. Например, на познание мира и человека в средние века большое воздействие оказывали религия и церковь. А вот в XX столетии познание испытывает огром­ное воздействие со стороны иных факторов — масштабно­го освоения космического пространства, острой экологичес­кой, продовольственной и иных проблем.

Познание возможно лишь при опоре на так называе­мый интеллектуальный фонд. Под ним подразумевают­ся совокупные знания человечества, методы познания и понятийный аппарат, имеющиеся научные факты и дру­гое. Это очень важно — опираться на уже достигнутое в познании, чтобы всякий раз не начинать его на пустом месте, с «нуля». И.Ньютон замечал в связи с этим, что он видел в науке дальше других только потому, что сто­ял на плечах гигантов.

Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка как инструмента общения. Он является коллек­тивным достоянием всего общества, важнейшим элемен­том культуры человечества. Для науки же язык есть преж­де всего накопитель и хранитель информации, гигант­ская кладовая знаний и сведений о мире.

Общественные отношения обусловливают пристраст­ное (ценностное) отношение субъекта к объекту позна­ния.^Отсюда и вытекает разное, иногда даже полярное противоположное восприятие и трактовка одних и тех же явлений и проблем общественной жизни. Известно, например, что в XIX в. западники и славянофилы по-разному представляли себе пути и форму будущего раз­вития России. В современной политической жизни одно и то же явление (институт частной собственности, ста­новление рынка и др.) оценивается одними социальными группами как благо, а другими — как зло. Все это гово­рит о наличии в познании общественных явлений идео­логии, т.е. оценки конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев.

На познание активно влияет чувственность, весь эмо­циональный мир человека. К.Гельвеций писал в связи с этим, что «... без страстей нет ни великих артистов, ни великих полководцев, ни великих министров, ни великих поэтов, ни великих философов». Эмоции заряжают исследователя энергией и двигают процесс познания. В.И.Ленин также подчеркивал, что без человеческих эмо­ций невозможно искание истины. Кстати, он и сам явил­ся примером весьма эмоционального и страстного иссле­дования общественной жизни.

Познание всегда есть творчество, т.е. постоянное со­здание чего-то нового, ранее неизвестного. Главным кри­терием (показателем) творчества является новизна и об­щественная ценность полученных результатов. Творчест­во есть, по выражению К.Маркса, «дьявольски серьез­ное дело». Оно требует больших умственных и физичес­ких усилий (недаром ведь говорят о «муках творчест­ва»), а нередко и гражданского мужества и даже самопо­жертвования. Большую роль в творчестве играет интуи­ция как тип мышления со своеобразной природой. Ин­туиция — это как бы внезапное озарение некоего «сверхсознания», творческое воспламенение, когда истина открыва­ется субъекту сразу, без сложной цепи логических проце­дур и доказательств. Она всегда является результатом боль­шой предварительной работы ума и души человека. В этом смысле интуитивное познание доступно лишь натурам ода­ренным, трудолюбивым и целеустремленным.

О соотношении познания и практики заметим следую­щее.

В философии под практикой принято понимать дея­тельность человека, направленную на преобразование им окружающего мира или отдельных его фрагментов в целях удовлетворения своих потребностей. Основной фор­мой практики является труд как целенаправленная ору­дийная деятельность, в ходе которой человек вторгается в природу. Выделяют также управленческую, политичес­кую, революционную и иные формы практики. Какое же отношение к познанию она имеет?

Во-первых, практика является истоком и основой, движущей силой познания. Конкретные запросы прак­тики вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человечества, да и само познание как вид дея­тельности. Например, земледелие в Древнем Египте сти­мулировало появление геометрии и математики, а судоходство и торговое дело подтолкнули развитие астрономии и других наук. Сталкиваясь с новыми проблемами, значимыми для общества (например, освоение космоса, продовольственная ситуация в мире и др.), практика сти­мулирует развитие и новых отраслей познания. Таковы­ми в XX в. стали космическая медицина, кристаллогра­фия, генетика и другие науки. Ф.Энгельс писал в связи с этим, что человеческая потребность подвигает науку вперед быстрее, нежели целая дюжина университетов.

Во-вторых, практика с ее насущными запросами есть одновременно цель познания. Знания, получаемые людь­ми, предназначены для использования их в своей жизни, в том числе и в быту. Но первостепенное значение они имеют для промышленности, где создаются вещи и товары, ору­дия труда. Например, без таблицы Д.И.Менделеева и со­держащихся в ней сведений трудно представить себе совре­менную химическую промышленность. Телевидение и ра­дио, столь нужные для нас, были созданы во многом благо­даря физике и другим наукам. Если же знания не востребуются на практике, то их социальная ценность может быть утеряна. Следовательно, практика представляет собой ги­гантскую сферу систематического применения знаний.

В-третьих, практика есть критерий (показатель, ме­рило) истинности человеческих знаний и представлений. Она выступает как важнейший способ проверки на точ­ность научных гипотез и теорий (например, предположе­ние о наличии жизни на других планетах Солнечной сис­темы). Однако следует иметь в виду, что этот критерий не универсален (всеобщ) в силу своего несовершенства. Ведь далеко не все идеи и предположения о мире можно проверить практически. Поэтому наука для обоснования достоверности знаний прибегает и к таким способам, как, например, логическое доказательство.

В отличие от науки, в религии критерием истинности знаний считается слово Бога как высшего авторитета. Библия гласит, что «слово Твое есть истина», и «заблуж­даетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей». Человеку предлагается лишь воспринять на веру то, что изречено его Творцом и потому якобы уже не нуждается ни в ка­ких доказательствах и дополнительных аргументах.

Как уже было сказано выше, в истории философии иногда процесс познания рассматривался по схеме «объект — субъект». С учетом же очевидной и весьма ак­тивной роли практики этот процесс точнее было бы рас­сматривать таким образом: «субъект — практика — объект». Все компоненты этой триады взаимосвязаны и находятся в динамике. Поэтому краткая формула познания может быть изложена в таком виде: «Развивающееся познание активно отражает развивающийся мир».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 781 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2514 - | 2315 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.