Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Многообразие социальных общностей людей




 

В социальную структуру общества входит также и ряд других общностей, существование которых связано с иными в том числе и с неэкономическими предпосылками и причинами.

Если при исследовании взять за основу этнический признак, то в таком случае можно будет выделить род, племя, народность и нацию. Эти объединения людей мож­но одновременно назвать и историческими общностями, поскольку они возникали и «угасали» в рамках того или иного отрезка истории человеческого общества. Этносы как сложные объединения людей есть скорее всего соци­ально-культурное, а не чисто экономическое явление. Они вбирают в себя природные, языковые, хозяйственные, психологические и иные отличия.

Род возникал на основе кровной близости людей, яв­лялся ядром первобытной общины и обеспечивал раз­личные формы совместной деятельности людей того вре­мени. Племена формировались как союзы родов и суще­ствовали на общей территории. Народность пришла на смену родоплеменной организации общества, возникнув в условиях формирования первых классов и государст­венности. Для народности характерны общая террито­рия и язык, психологический уклад и общепринятое на­звание. Эти общности (эллинская в Древней Греции, древ­нерусская, немецкая в период феодализма и др.) были связаны в единый организм уже не столько родственны­ми связями, сколько другими факторами и отличались друг от друга значительным своеобразием.

Нация выросла из народностей и сохранила некото­рые их признаки. Она возникла как продукт раннего капитализма, становления промышленности и формиро­вания единого рыночного пространства. К ее наиболее важным признакам обычно относят:

- общую территорию как пространство развития и существования;

- совместную экономическую жизнь;

- специфический психологический уклад (национальный характер);

единую культуру (язык в первую очередь) как во­площение опыта нации.

В развитии наций имеют место две важные тенденции. Первая — это стремление к самостоятельности, к собственной независимости. Крайней степенью этой тенденции является национализм как проявление националь­ного эгоизма, зазнайства и высокомерия нации. Вторая тенденция — это ломка межнациональных перегородок, сближение и взаимодействие наций. Проявлением этой тенденции является интернационализм как идея соли­дарности и взаимопомощи наций и народов мира, всех людей труда. В XX столетии преобладает вторая из на­званных нами тенденций. Не без труда и проблем, но все же складываются цивилизованные отношения между на­родом, формируется единое мировое сообщество народов.

Народ, с точки зрения социальной философии, есть понятие собирательное. Оно включает в себя трудящихся (не эксплуататоров) как творцов материальных и ду­ховных благ. Народ — это главная движущая сила истории, вносящая основной вклад в прогресс общества. Трудящиеся каждодневно участвуют прежде всего в матери­альном производстве и несут на себе основную тяжесть этого дела. Они создают также и духовную культуру (язык, песенное творчество, сказания, приметы и др.). М.И.Глинка подчеркивал, что музыку создает сам на род, а композиторы ее лишь аранжируют. Трудящиеся участвуют и в политическом творчестве (массовые движения и партии, референдумы и выборы, национально-освободительные движения, справедливые войны и вос­стания, социальные революции). Но все же народ не еле дует идеализировать, говоря о его роли в историческое процессе. Это участие нередко проявляется и в негативных формах — уход от труда, воровство и бандитизм разрушительные бунты и т.п.

Ведя речь о народе, уместно сказать и о роли отдель­ной личности в историческом процессе. Каждый из нас творит историю человечества в меру возможного, в соответствии со своими способностями и обстоятельствам / Особый же вклад в историю вносят так называемые вы дающиеся («исторические») личности. Об их роли в их тории Г.В.Плеханов писал следующее: «Великий чело век является именно начинателем, потому что он видя дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим хо­дом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развити­ем общественных отношений: он берет на себя почин удов­летворения этих нужд. Он — герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом — все его значение, в этом — вся его сила. Но это — колоссальное значение, страшная сила».

Конечно, вклад выдающихся в историю очевиден. Однако даже человек такого масштаба ничего не сможет сделать, если на его зов не откликнется народ и не поддержит своим деятельным участием. В этом смыс­ле роль народных масс в историческом процессе может быть определена как решающая.

Реальностью социальной жизни становится иногда культ личности. Под ним принято понимать слепое, фанатичное преклонение перед исторической личностью, преувеличение ее вклада в исторический процесс. Культ личности — это обожествление отдельного а, пусть даже и выдающегося. Это явление свидетельствует о несвободе людей, их зависимости от государства и носителей власти в обществе

По природным признакам в социальной структуре общества выделяют расы. Под ними понимают большие массы людей, которые объединены общностью генетичес­ких характеристик цветом кожи, разрезом глаз, морфологией и физиологическими особенностями. На нашей планете существуют европейская («белая»), негроидная «черная») и монголоидная («желтая») расы. Попытка искусственно разделить расы на якобы «высшие» и «низшие» и противопоставить людей на этом основании есть Расизм как человеконенавистническая идеология.

Учитывая половой признак, все население конкрет­но общества можно разделить на мужчин и женщин.

По возрастному признаку в социальной структуре общества выделяют детей, молодежь, взрослых и пенси­онеров.

По образу жизни людей (условия их жизни и типичные формы жизнедеятельности) различают городское и сельское население.

В социальной структуре выделяют и «малые» социальные группы. Сюда относятся прежде всего семья как исходная ячейка социальной сферы и всего общества. Она основана на брачных отношениях, кровном родстве и общем быте. Основной функцией семьи является рождение и воспитание детей, т.е. воспроизводство человеческого рода.

Итак, общество являет собой сложную картину социальной жизни. Каждая «клеточка» этой сферы (общности) выполняет ту или иную функцию. Всякий человек принадлежит к конкретной социальной группе. Имеет соответствующий социальный статус (пол, профессия и др.), выполняет те или иные социальные роли. Иначе говоря, занимает определенное место в социальном пространстве. Социальная сфера отражает и аккумулирует интересы групп людей, вытекающие их положения в обществе. В этой сфере осуществляет производство человека, его социализация в качестве представителя конкретной социальной группы, формирование социального типа личности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1478 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2221 - | 2094 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.