Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философское понятие социальной сферы, принципы ее изучения




Литература по теме

1. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 352 с.

2. Андреев А. А. Классы как субъект социального рит­ма // Социально-политический журнал. — 1993. — 8.

3. Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопро­сы методологии. — М.: МГУ, 1987.

4. Вехи: Интеллигенция в России. Сб. ст. 1909—1910. / Сост., коммент. Н.Казаковой; - М.: Мол. гвардия, 1991.

5. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992.

6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. - Т. 21.

 

Философское понятие социальной сферы, принципы ее изучения

Философское понятие социальной сферы фиксирует ту область деятельности и взаимоотношений в обществе, которая связана с существованием больших групп людей, их интересам и взаимоотношениями, ролью в общественной жизни. Каждому конкретно-историческому типу общества соответствует своя, специфическая социальная жизнь.

Можно сказать, что социальная сфера жизни – это мир классов и слоев, наций и народностей, профессиональных, возрастных, половых и иных групп (общностей) людей, связанных системой прямых и опосредованных отношений и взаимодействий. Это сфера потребностей и интересов, мотивов поведения и активности этих групп. Она предполагает определенный социальный строй (порядок) в обществе, который можно определить как социальное пространство общественной жизни.

Данная сфера имеет собственную структуру, т.е. совокупность элементов, каждый из которых имеет собст венные характеристики и занимает определенное место в социальном пространстве. Социальная структура пред­ставляет собой совокупность относительно устойчивых и стабильных групп (общностей) людей, определенный порядок их взаимосвязи и взаимодействия. Социальное пространство — это все население общества, включаю­щее в себя следующие элементы:

- социально-классовые общности людей (классы, слои);

— социально-этнические общности (нации, народнос­ти и др.);

— социально-демографические общности (молодежь, женщины и др.);

— малые группы людей (семья, трудовой коллектив).

Что касается такого понятия, как социальная об­щность, то под ней в философии принято понимать объ­ективно сложившееся в обществе целостное образование людей, которому присущи общие коренные интересы и сфера деятельности, психологические характеристики и образ жизни, отношение к другим общностям. Эти груп­пы являются исходными «единицами» социального про­странства общества.

Объективным экономическим основанием социальной структуры выступает разделение общественного труда как система его видов промышленный, земледельческий, торговля и др. Разделение («рассечение») труда означает распределение отдельных сфер деятельности и соответст­вующих функций между конкретными социальными груп­пами Социальная структура представляет собой законо­мерное отражение естественным образом сложившегося разделения общественного труда учителя и врачи, зем­ледельцы, воины и т.д. Первым в и истории и вечным раз­делением труда стало распределение специфических функций между мужчиной и женщиной во взаимоотношениях, связанных с рождением и воспитанием детей.

Поскольку общественный труд имеет очевидную тен­денцию к усложнению (это было показано нами в предыдущей лекции), то и социальная сфера по природе своей не может быть однородной. Эта мысль является общепринятой в социальной философии. Первые идеи о социальной неоднородности общества были сформули­рованы еще в древней философии (Конфуций, Платон, Аристотель). Весьма развитое учение о социальном рас слоении имеется в классическом марксизме.

В отечественной философии большое внимание идее социальной неоднородности было уделено Питиримом Сорокиным. В 1922 г. Сорокин в составе большой груп­пы интеллигенции был выслан из России и в дальнейшем трудился в основном в США, обретя большую из­вестность как социолог. Его учение о социальной неодно­родности общества принято называть концепцией соци­альной стратификации.

Свой исходный тезис П.Сорокин излагал так: «Лю­бая организованная социальная группа всегда... страти­фицирована. Общества без расслоения, с реальным ра­венством их членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества». По мнению Сорокина, существуют три формы социальной страти­фикации. Первая — профессиональная, т.е. деление людей по технологическому признаку (руководитель, подчиненные и др.). Вторая — это экономическое рас­слоение людей, т.е. неравенство в их доходах, уровне жизни. И третья форма расслоения — политическая стра­тификация, что означает неизбежное деление населения общества на правителей (элита) и управляемых (масса).

П.Сорокин полагал, что стратификация имеется даже в растительном и животном мире. Там тоже существует своя иерархия, свои «вожаки» и «ведомые», «паразиты» и «эксплуататоры», «кумиры», «отверженные». Элемен­ты расслоения имелись и в условиях первобытного обще­ства (наличие вождей и старейшин с их особым статусом и весом). Расслоение существует даже в самых демокра­тических обществах, в конституциях которых написано, что все люди равны. Есть расслоение в семье, церкви и даже в банде разбойников. П.Сорокин подчеркивал в своей концепции, что стратификация неуничтожимая Она явля­ется постоянной характеристикой любого общества. Вопрос состоит лишь в том, что расстояние от вершины «социаль­ного конуса» до его основания имеет разную длину в раз личные исторические эпохи и в разных обществах.

Расслоение в обществе естественно и закономерно. В этом смысле коммунистическая идея с ее радикальной установкой на достижение социальной однородности ни­когда, по убеждению П.Сорокина, не может быть реали­зована на практике. Интересно, что самые великие «урав­нители» (В.И.Ленин, И.В.Сталин и др.) на деле обычно становились, как пишет Сорокин, «великими диктатора­ми».

П.Сорокин делает вывод о том, что в любые времена происходила и происходит борьба между силами страти­фикации (расслоения) и силами выравнивания (однород­ности). Первые силы работают постоянно и неуклонно. Вторые делают свое дело стихийно и импульсивно, не­редко с применением насилия. Известно, например, что в бывшем советском обществе существовал как якобы совершенно реалистичный политический лозунг достиже­ния социальной однородности. На практике это проявля­лось, в частности, в стремлении «подтянуть» деревню до уровня города, насильственно искоренив некоторые есте­ственные элементы сельского образа жизни — подсобное хозяйство, тип жилища, традиции и др. Так происходи­ло избавление от «неперспективных» сельских поселе­ний, ломка привычного для людей образа жизни.

Социальная стратификация — это естественная диф­ференциация населения общества на слои («страты»), которые образуют определенную иерархию, систему ин­тересов и отношений. Между стратами неравномерно рас­пределяются права и привилегии, обязанности и ответст­венность, власть и влияние в обществе. Концепция П.Сорокина обладает большим познавательным потенциалом, так как характеризует общество с точки зрения его внут­ренней неоднородности и разнообразия. Эта идея мо­жет выступать в качестве одного из методологических (поисковых) «ключей», позволяя рассматривать социаль­ную сферу как сложное целое, в котором отражается логика развития общественного труда и многообразие форм его проявления.

Большое теоретическое значение имеет и марксистский подход к исследованию социальной сферы общественной жизни. В его рамках принято исходить из тезиса о том, что объективным основанием социальной сферы являет­ся материальная (экономическая) жизнь общества. Боль­шие группы людей формируются на основе их совмест­ной хозяйственной деятельности, которая является основ­ным фактором объединения людей в эти группы. Все иные признаки (характеристики) носят уже вторичный (про­извольный) характер. В марксизме повышенное внима­ние было уделено анализу так называемых макрогрупп людей (народ, нация, классы), которые имеют особое значение в историческом процессе и в процессе функцио­нирования общества. С точки зрения марксизма, в соци­альной сфере зарождаются самые разнообразные инте­ресы людей, которые затем находят свое проявление в политической, культурной, духовной жизни общества.

Итак, общество не есть механическая сумма отдель­ных индивидов. В нем существуют разнообразные общнос­ти, отличающиеся друг от друга и находящиеся в разно­образных отношениях друг с другом. Раскроем эти тео­ретические посылки подробнее.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1671 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2526 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.