Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методы философского исследования общественной жизни




 

В истории социальной философии изначально сфор­мировались две мировоззренческие позиции, два подхода к исследованию общественной жизни. Это — философ­ский идеализм («линия Платона») и философский материализм («линия Демокрита»). Они в корне различают­ся ответом на вопрос о сущности общества и причинах его развития.

Суть первого подхода состоит в полагании того, что основную роль в общественной жизни якобы играет духовное начало в различных его формах. «Разум правит миром», — так предельно кратко сказал об этом древне­греческий философ Анаксагор. В соответствии с таким подходом и сам человек рассматривается как существо исключительно духовное, носитель религиозных, нрав­ственных и т.п. качеств. Для сторонников «линии Пла­тона» духовное ценится несравненно выше материально­го, и поэтому обращается особое внимание на исследова­ние форм общественного сознания (религия, мораль, ис­кусство и др.), духовного мира самого индивида. Пола­гается, что особую роль в истории общества играют так называемые «исторические» личности, которые якобы знают тайны и смысл истории, божественный замысел. Основными понятиями в рамках философского идеализ­ма являются такие, как сознание, душа, Бог, любовь и др.

Суть второго подхода к исследованию общества и его истории состоит в признании того простого и очевидного факта, что люди для своей жизни вынуждены развивать материальное производства, трудиться. Это производст­во и есть основа и исток всей общественной жизни. На его базе складывается общественное бытие как система отношений между людьми и социальными группами, все устройство общественной жизни. Духовная жизнь во всех ее формах и проявлениях есть отражение, т.е. порожде­ние общественного бытия людей. С точки зрения фило­софского материализма, духовный фактор активно уча­ствует в историческом процессе. Однако он все же не является основной причиной развития общества. Счита­ется, что выдающиеся личности накладывают печать соб­ственной воли и характера на ход событий в обществе и даже портрет эпохи, но основную роль в истории все же играют трудящиеся, народные массы. Основными поня­тиями в рамках данного теоретического подхода являют­ся такие понятия, как труд, материальное производство, классы, народ, социальная революция.

В рамках отечественной социальной философии в со­ветский период господствовал так называемый формационный подход к исследованию общества. Он сформиро­вался в классическом марксизме XIX в. и продолжал развивать основные идеи философского материализма. В этом подходе центральным является понятие общественно-экономической формации. Под ней понималось общест­во, взятое в единстве всех его сторон и существующее на основе конкретно-исторического способа производства. Формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая) рассматривались как сту­пени восходящего (прогрессирующего) развития человече­ства. Формационный подход выполнял в марксизме задачу прежде всего обоснования идеи коммунизма как якобы не­избежной и высшей стадии в истории человечества, некоего «царства свободы». Однако эта теоретическая позиция имела ряд существенных недостатков.

Формационный подход спрямлял и тем самым упро­щал исторический процесс, сводя все его богатство лишь к простой схеме «пятичленки», по выражению Г.В.Пле­ханова. История становилась похожей на некий локомо­тив, пассажиры которого безмятежно ожидают прибы­тия на конечную остановку. Но ведь история не есть, говоря словами Н.Г.Чернышевского, «тротуар Невского проспекта». Она идет то через поля, то через грязь, то через болота, то через дебри и т.д.

В марксизме история единого человечества была раз­делена на так называемую «предысторию» и «подлин­ную историю». Социалистическая революция рассматри­валась как скачок в «светлое будущее», а само это буду­щее воспринималось как завершение истории, ее конеч­ный пункт. Соответственно, в капитализме видели тор­моз общественного развития, который подлежит револю­ционному уничтожению, а все связанное с ним — это досадный «пережиток прошлого».

Формационное учение подчеркивало особую роль эко­номического фактора в истории — труда, материально­го производства и техники. Но тем самым недооценива­лось чисто человеческое (субъективное) начало в ней — психология людей, их религия, мораль. По сути дела, формационный подход был теорией обезличенной ис­тории. А ведь по существу история и есть не что иное, как многообразная деятельность человека как живого существа.

Конечно же, формационный подход к пониманию сущ­ности общества и его истории имел и ряд позитивных сторон. К числу их относятся идея системности общест­ва, принципы историзма и конкретности, высокая оцен­ка роли материального производства и другое. Однако в настоящее время он уже не отвечает современным требо­ваниям из-за схематизации исторического процесса и свое­го утопизма, недооценки новых факторов общественного развития. Поэтому в последние годы в отечественной со­циальной философии все более активно утверждается так называемый цивилизационный подход к пониманию об­щества и его истории. Важнейшие идеи этой теоретичес­кой позиции состоят в следующем.

Для исследования общества и его истории в этом слу­чае применяется прежде всего понятие «цивилизация». В социальной философии оно имеет несколько основных смысловых значений. Во-первых, цивилизация представ­ляет собой некое духовно-материальное образование, сло­жившееся на базе отдельного народа или региона — ин­дийская, европейская цивилизации и т.д. Во-вторых, под цивилизацией принято понимать ту ступень истории че­ловечества, которая закономерно пришла на смену ди­кости и варварства человечества и стала естественным («гражданским») состоянием общества. И в-третьих, ци­вилизация — это крупная эпоха в истории человечества, воплощающая степень развития человека как творца ис­тории. Именно в этом значении мы чаще всего и будем употреблять данное понятие для исследования общества.

В отличие от общественно-экономической формации, понятие цивилизации символизирует степень развития всего общества, а не только лишь его экономической сферы. Соответственно, ото показывает, насколько че­ловек сумел в своем развитии выйти из чисто животного состояния. Понятие цивилизации применяется для чело­веческого измерения общественной жизни и историчес­кого процесса. С его помощью общество рассматривается как мир, где человек самореализует себя в различных формах творчества, раскрывает свои сущностные силы. В связи с этим большое познавательное значение имеет понятие «деятельность». По сути своей история — это не что иное, как деятельность человека в разнообразных формах ее проявления (материальное производство, по­литическое участие, художественное творчество и т.д.)

Теория цивилизации не противостоит, а дополняет имеющиеся в формационном учении положительные сто­роны. Однако она делает акцент не на социально-экономической, а на человеческой (антропологической) сторо­не исторического процесса. Без такого измерения исто­рии невозможно объяснить и проследить появление в истории новаций (новизны), которые делают обществен­ную жизнь более жизнеспособной в новых условиях. Потребности и интересы, цели и идеалы живых людей есть побудительные силы их деятельности, реальные пру­жины исторического процесса. При цивилизационном подходе история предстает как органическое единство объективного и субъективного, стабильного и изменчиво­го. Исторический процесс раскрывается как взаимосвязь и переплетение общего (логика развития производитель­ных сил) и особенного (своеобразия в развитии отдель­ных стран и регионов, народов и конкретных эпох).

Для того чтобы представить общую логику (последо­вательность) исторического процесса, необходимо выде­лить исторические типы цивилизаций. Назовем их и ука­жем на их важнейшие черты.

Собирательская цивилизация вбирает в себя весьма длительный период становления человека как существа разумного и деятельного. Она была основана преимуще­ственно на использовании готовых продуктов («даров») природы. Здесь человек находится едва ли не в полной власти от природы, ее сил и капризов.

Аграрная цивилизация была основана на использова­нии простых орудий труда и приручении животных. Она олицетворяла собой первые ростки власти человека над природой.

Промышленная цивилизация стала зарождаться при­мерно в середине XVIII столетия. В ее основе лежит сис­тематическое применение научного знания, машин и иных технических устройств, т.е. индустриальный труд. Пере­кладывая на машины ряд своих естественных функций, человек резко расширил степень своей свободы и диапазон возможностей. Бурный рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социально­го пространства.

Постиндустриальная цивилизация в виде отдельных очагов зародилась во второй половине XX в. на волне современной научно-технической революции. Она осно­вывается на принципиально новых технологиях — ядер­ной, информационной, биотехнологии, космической и иных.

Человек здесь выполняет уже в основном функции контролера по отношению к машинам и техническим уст­ройствам.

При изучении общества нередко применяют и другие типологии цивилизаций. При этом выделяется так назы­ваемая западная («европейская») цивилизация как осно­ванная на интенсивном промышленном производстве, част­ной собственности и автономности индивида, высоких тем­пах прогресса. Напротив, для восточной («азиатской») цивилизации, так отличающейся от западной, характерны экстенсивное производство, приспособление к природе и общинный образ жизни, большая роль обычаев и тради­ций. Эти два типа цивилизаций символизируют собой прин­ципиально разные уклады жизни людей, характер их об­щественного сознания и механизмы развития.

Исторический процесс представляет собой последова­тельность мировых событий, происходящих во времени и в определенном пространстве. История человечества — это поток событий, чем-то напоминающий канат из ты­сяч нитей, длинных и коротких. Историю можно срав­нить и с рекой, в которой сосуществуют различные пото­ки и движения. В истории общества все переплетено и все взаимодействует. В каждой капельке потока истории сплетены воедино прошлое, настоящее и будущее, ухо­дящее и приходящее. Что же представляет собой в этом смысле современное российское общество?

Говоря об этом, заметим вначале, что прежнее совет­ское общество сложилось и существовало как тоталитар­ное. Это означало полный контроль государства над все­ми сферами общественной жизни, включая и личную жизнь индивида. То был так называемый «казарменный», или «административный» социализм. В таком обществе всегда существует отчуждение человека, т.е. его порабо­щение обществом и государством.

Экономическое отчуждение в советском обществе про являлось в отстранении человека от собственности и ре­зультатов собственного труда. Политическое отчуждение означало неучастие людей в публичной политической жизни, в формировании ими органов государственной власти и управления. Отчуждение крестьян от земли про­явилось в потере ими качеств хозяина и труженика, в варварском отношении к природе. Духовное отчуждение вело к кризису морали и нравственности, распаду высо­кой культуры и бездуховности, бездушию и цинизму. Тоталитарному обществу были присущи и такие негатив­ные явления, как преследование инакомыслящих, мили­таризация общественной жизни и отсутствие легальной рыночной экономики, культ личности.

Совокупным результатом отчуждения человека стал всесторонний кризис самого способа жизни людей, ус­тоев общества pi его институтов. Определенные достиже­ния в социально-экономической и культурной сфере если и достигались, то лишь огромной социальной ценой, на­пример, за счет бездумного разбазаривания природных ресурсов.

В 1985 г. начался медленный, противоречивый и очень трудный переход от тоталитаризма к более разумному общественному устройству. Современное российское об­щество - это общество переходного тина. В нем имеет место острое противоречие между основами рождающей­ся, но еще не окрепшей демократии, и остатками (релик­тами) побежденного, но не преодоленного негативного наследия прошлого Посттоталитарное общество всегда очень быстро отвергает свое прошлое. Но, увы, оно слиш­ком медленно накапливает более разумное новое. В на­званном нами выше противоречии коренятся источники многих нынешних проблем например, политической и социальной нестабильности, торможения реформ. Но в этом же противоречии имеются источники pi невозможности для его разрешения идейные, социальные - в пользу новой жизни. Можно сказать (пусть даже и с оговорками), что основным вектором движения совре­менного российского общества является постепенное преодоление наиболее острых проявлений отчуждения человека и обретение им свободы.

Итак, общество это продукт взаимодействия лю­дей. Оно есть тогда и только тогда, когда есть и действу­ют люди. Общество представляет собой систему отноше­ний и взаимодействий между людьми, динамичный мир деятельности человека.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1228 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.