Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Краткая история философских представлений об обществе




 

Первые представления об обществе имели место в древ­ней мифологии. Здесь высказывалась мысль о том, что мир и живущие в нем существа возникли якобы из тем­ного и безграничного Хаоса. Затем появились всемогу­щие и бессмертные боги, а вслед за ними и сами люди.

Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буд­дизм, конфуцианство и другие течения) существовали уче­ния об общественном устройстве, социальном строении, месте и роли государства, о человеке и смысле его жизни, о его взаимоотношениях с государством и обществом.

В Древней Греции зародился научный подход к изу­чению общества, с ростками которого мы встречаемся в творчестве историков Геродота и Фукидида. Античная философия изучала общество с различных сторон. На­пример, Демокрит рассматривал происхождение общест­ва в ходе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию темы человека как самостоятель­ной проблемы философии. Эпикур обратил внимание на тему свободы и счастья человека.

Из всех древних философов наибольший вклад в тео­рию общества внесли Аристотель и Платон. Так, Аристо­тель создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе — аристокра­тию, республику, демократию и др. Этот мыслитель из­вестен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений в обществе. Платон разработал учение о так называемом «идеальном» (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные груп­пы — производители, воины и правители, а формой го­сударственного устройства явится аристократическая рес­публика.

В средние века сложилось и господствовало теологи­ческое (религиозное) понимание общества. Подчеркива­лась идея сотворенности человека и общества Богом. Считалось, что Бог дал первым людям свободную волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результа­те вся история человечества стала историей грехопаде­ния и вечной борьбой сил Добра и Зла. Философия того времени считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство особой социальной группой. Полагалось, что история общества, как и жизнь индиви­да, также имеет свои периоды — рождение, расцвет и смерть. Высказывалось убеждение, что финалом челове­ческой истории все же станет победа сил добра и утверж­дение некоего Царства Божьего.

В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социальных учениях той поры проводилась мысль о том, что общество — это сложное сообщество людей, осно­ванное на их согласии, договоре друг с другом во имя совместной деятельности и безопасности (Т.Гоббс, Ж-Ж-Руссо и др.). В это время возник и утопический социализм (Т.Мор и др.) и крупные политические уче­ния (Н.Макиавелли), появляется идея круговорота в ис­тории (Д.Вико), входит в научный оборот термин «фи­лософия истории» (Ф.Вольтер). Разум и знание рассмат­ривались в это историческое время как важнейшие дви­гатели прогресса общества, а религия и церковь как ос­новные тормоза и препятствия этого процесса.

В начале XIX в. в философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общест­ва. Так, немецкий писатель и историк И.Гердер полагал, что общество с помощью знаний и орудий труда законо­мерно движется к «гуманному» состоянию. Г.Гегель пред­ставил всю историю в виде процесса шествия мирового духа. История начинается, по мнению философа, на Востоке, где «один свободен», и заканчивается в христи­анском мире, где якобы «все свободны». И.Кант, И.Фих­те, Л.Фейербах большое внимание обратили на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание.

В классической марксистской философии сформиро­валось материалистическое понимание общества и его истории. Полагалось, что основой общества является труд человека, материальное производство. Характер и спосо­бы материального производства оказывают, с точки зре­ния марксизма, определяющее воздействие на все сторо­ны общества, включая и духовную жизнь в нем. Идеа­лом и конечной целью истории марксизм провозгласил коммунизм как некое идеальное общество, справедливо устроенную ассоциацию свободных тружеников.

Что касается философии в России, то она всегда была историософичной, т.е. ориентированной на проблемы общественной жизни. Традиционными являлись темы вза­имоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа в истории, проблема выбора путей развития российского общества, идеи мессианства и миссианства. Проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и др.). Наибольший вклад в теорию общества внесли такие мыс­лители, как А.Н.Радищев и А.Н.Герцен, П.А.Кропоткин, В.И.Ленин, B.C.Соловьев, Н.А.Бердяев и другие.

В зарубежной философии XX столетия социальные явления исследовались многими течениями и школами. Заметную роль в наше время играют религиозные кон­цепции общественной жизни, многочисленные технокра­тические теории современного исторического процесса, космическое и экологическое течения в философии. Боль­шое влияние на общественную жизнь оказал экзистенци­ализм в котором была глубоко проанализирована весьма сложная и злободневная для нашего времени тема аб­сурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем.

История философии показывает, что тема общества неизменно присутствует в ней. Раздел философии, в ко­тором рассматривается общество как специфическое яв­ление, называется социальной философией, или же фи­лософией общественной жизни. Предметом познания для нее является общество как целостная и динамичная сис­тема, источники и движущие силы, механизмы функцио­нирования и развития общества. Кратко говоря, соци­альная философия есть общая теория общественной жизни, важнейших форм ее проявления.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социология. Если социальная философия есть теория высшей степени обобщения знаний об обществе, то социология — это теория среднего уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функционирование и развитие отдельных социальных систем (например, со­циология семьи, социология науки, культуры и т.д.). Названные две науки органически взаимосвязаны и до­полняют друг друга. Вместе с иными отраслями научно­го знания (история, археология, этнография, политоло­гия и др.) они создают в итоге целостный портрет обще­ства.

Философское исследование общества имеет определен­ную специфику. Дело в том, что историю делают живые и весьма разные люди. Поэтому общественная жизнь всег­да очень разнообразна, запугана и нередко даже непред­сказуема. Она очень богата своими проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить закономерные процес­сы и их сущность. Познанию общественных явлений не сможет помочь самая современная экспериментальная база. Здесь требуется большая сила разума, скрупулез­ные размышления и множество фактов. Наряду со всем этим, познание общества протекает в ходе весьма острого соперничества различных идеологических подходов. Од­нако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полноту. В социальной филосо­фии истинность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значитель­ный период времени. Неудивительно, что важнейшие за­коны общественного развития были открыты и осмысле­ны лишь в XIX —XX вв. благодаря творчеству таких ги­гантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс, П.Сорокин и дру­гих ученых.

Социальная философия как область знания выполня­ет ряд функций. Это такие, как мировоззренческая, ме­тодологическая, идеологическая и другие. Самое основ­ное состоит в том, что эта наука формирует целостный теоретический портрет общества как сверхсложного ор­ганизма. Она раскрывает структуру общества, показыва­ет место и роль человека в нем, отношения между людь­ми и социальными группами, формы их деятельности. Обществознание как комплекс наук о социальной фор­ме движения материи образно можно сравнить с расту­щим деревом. Его отдельные ветви есть частные общест­венные науки (история, психология и др.). Сам же ствол дерева - это и есть социальная философия как стержень, несущая конструкция всей системы обществознания. Она призвана дать развернутый ответ на весьма важный миро­воззренческий вопрос о том, что такое общество.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4388 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.