Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие общества, его признаки и особенности




 

На поставленный вопрос о сущности общества можно ответить следующим образом. Общество - это высшая ступень в эволюции материи, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, сущест­вование которого связано с разнообразными формами деятельности человека. Оно является продуктом деятель­ности людей и их взаимодействия. К.Маркс подчерки­вал, что «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Предложенное нами определе­ние носит пока достаточно общий и неразвернутый ха­рактер. Поэтому дальнейшее раскрытие сущности обще­ства как системы отношений мы сделаем посредством характеристики его специфики (своеобразия). Итак, что же характерно для общества как специфического явле­ния?

В социальной философии общество характеризуется как высшая форма движения материи из всех известных до сих пор науке. Решающим фактором его становления явился труд, представляющий собой орудийную деятель­ность людей. Благодаря труду человек постепенно со­здал совершенно иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека, и есть общест­во. Об этом в стихотворной форме сказано словами Н.За­болоцкого: «Два мира есть у человека:/ Один, который нас творил,/ Другой, который мы от века/ Творим по мере наших сил». Труд играет особую роль в обществен­ной жизни. Он есть исток и основание общества. Да и вся всемирная история — это не что иное, по словам К.Маркса, как «порождение человека человеческим тру­дом».

Общество представляет собой сверхсложный орга­низм. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он — творец общества и его истории, центральная точка в пространстве обществен­ной жизни. Человек в социальном мире есть автор, ре­жиссер и актер своей собственной драмы. «Весь мир — театр, все женщины, мужчины в нем — актеры», — так выразился об этом У.Шекспир. Общество — это весьма пестрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и поступков. Оно есть един­ство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незаметных, единство политики и эконо­мики, науки и религии, морали и права, прошлого и на­стоящего.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системой с упорядоченными связями и от­ношениями, с собственной структурой и логикой разви­тия. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд сфер, или областей.

Во-первых, это экономическая сфера, или «мир ма­териального производства», место создания человеком совокупности необходимых ему материальных благ (вещи, одежда, жилье и др.) с помощью знаний, специальных орудий труда и техники. Экономика является двигате­лем прогресса общества, условием его существования.

Во-вторых, в обществе имеется социальная сфера, или «мир социальных групп». Она возникла и существует всегда на конкретно-историческом экономическом осно­вании. Данная сфера представляет собой совокупность социальных групп (общностей) людей с их интересами и взаимоотношениями.

В-третьих, — политическая сфера, или мир управле­ния. Это та область жизнедеятельности людей, которая связана с их участием в управлении государством и дру­гими социальными институтами. Политика есть борьба за власть, за обладание государством как центром власти в обществе.

В-четвертых, в обществе существует и духовная сфе­ра, и «мир чувств и идей». Она играет весьма важную роль, обеспечивая сознательность исторического процес­са. Данная сфера включает в себя прежде всего формы общественного сознания — науку, религию, искусство и другие. Сюда входят процессы воспитания и образова­ния человека, информационные процессы. Духовное бук­вально пронизывает все клеточки общественного орга­низма.

Названные нами выше сферы представляют собой те области, в которых человек действует и проявляет свои сущностные силы. Будучи системой, общество не упро­щается, а наоборот, постоянно усложняется. Это проис­ходит по мере роста народонаселения, активного освоения природы и космического пространства, развития науки и техники.

Непременным условием существования общества как организма является природа. Она есть сама возможность функционирования и развития общества. Общественный организм живет лишь за счет активного преобразования внешней среды, приспособления природы к удовлетворе­нию своих потребностей. Всем нам никогда не следует забывать о том, что мы являемся «детьми» и «потребите­лями» природы.

С возникновением общества природа как бы раздвои­лась. Наряду с ней возникла новая реальность Дух, Разум, идеальное, которые стали мощными источниками развития социального мира. Отныне эволюция Космоса в пределах нашей планеты стала происходить в значи­тельной степени с участием знания и под его контролем. Во многом благодаря знаниям человек стал цивилизо­ванным существом, которое обрело огромную власть над окружающим миром. Фактически в обществе ничто не делается без сознательных намерений и целей людей.

В отличие от животных, люди активно преобразуют природу, а не просто ею пользуются. Являясь исходной клеточкой общественной жизни, труд универсален, т.е. позволяет находить и применять любые способы дейст­вий, изготавливать любые нужные человеку вещи. Это усиливает энергию человека и раздвигает рамки его сво­боды. Общественная жизнь по сути своей есть свобод­ная жизнь. Масштабы орудийной деятельности человека постоянно расширяются, и в результате история челове­ческого рода уже давно стала всемирной. Все страны и народы мира образовали единый общепланетарный ор­ганизм. Более того, в XX в. человечество постепенно пре­вращается в космическую силу, осваивая новое простран­ство и чуждую для себя среду обитания.

Для общества характерно многообразие источников и движущих сил развития. К их числу принято относить народные массы, классы и слои. На исторический про­цесс большое влияние оказывают политические партии и движения, общественные организации и коллективы лю­дей. Все они создают материальную и духовную культуру, решают назревшие проблемы. Следует упомянуть и о значительной роли так называемых выдающихся («исто­рических») личностей в истории. Их деятельность ха­рактеризуется большими масштабами и кипучей энергией, способностью видеть дальше других и хотеть больше дру­гих, решать узловые вопросы общезначимого характера.

Очевидно, что появление жизни и человека означало крупнейшие повороты, революции в истории нашей пла­неты. Однако история человечества не только триумфаль­на (например, достижения науки и техники), но и глубо­ко трагична одновременно. Человеческий разум стал ис­точником творчества и великого созидания, но он ока­зался причастным, увы, и к различным проявлениям зла (например, многочисленные войны), Об этом не должно забывать человечество, вступая в новое тысячелетие своей истории.

Особенность общественной жизни состоит также и в том, что человек своими действиями создает мир культу­ры («вторая природа») как особый механизм хранения и передачи социального опыта. Сюда относятся прежде всего знания, язык, способы и орудия деятельности. С помо­щью культуры обеспечивается преемственность в исто­рии и сохранение общества как организма, а значит, и бессмертие человеческого рода. В этом смысле у челове­чества в принципе существуют все возможности для самовоспроизводства и дальнейшей жизни. Разрушить культуру означает подорвать сами основы существова­ния человеческого общества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1767 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.