Сам Чичагов дает такое определение своей медицинской системе: «Создав особую систему лечения..., я желал бы доказать, что медицина как наука... должна более всякой другой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества, - не забывая, однако, что врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека. Только такой врач будет иметь возможность подать скорейшую и вернейшую помощь».
Он считал, что первопричиной многих болезней и эпидемий являются греховные страсти, что грех доводит нас до болезни.
Как верующий человек, Леонид Михайлович указывал на вредное влияние страстей на организм человека и находил этому подтверждение в Священном Писании. Он не сомневался, что страсти приводят к «вредному образу жизни, увлечениям, необузданности характера» и сопровождаются нарушением деятельности органов и тканей; «болезнь же есть не что иное, как видимое или чувствуемое нарушение правильного хода жизненного процесса» (4, с. 33). «Что грех доводит нас до болезни, и страсть - единственный корень недугов, - это неопровержимо, - писал он.
- Конечно, в обществе нельзя услышать, что говорили: от дурной жизни у меня отнялись ноги или сохнет спиной мозг; от страсти к охоте в болотах - у меня астма, от бессонных ночей за карточным столом - у меня головные боли, от страсти к вину
- у меня болит печень, от страсти к еде - у меня рак на языке или в желудке и т.д. Никто так не выражается, и не потому, что совестно признаться в причине болезни, но вследствии непризнания слова «грех», так как оно выброшено из употребления» (4, с. 27).
Заболев, праведники молятся, пьют святую воду, причащаются, «зачем им другие средства, когда они знают, что спасение зависит от воли Господней и от их веры» (4, с. 50). Для лечения верой, продолжает автор, необходимо всецело предаться в руки Божии. Через самоотвержение. И через несение своего креста: «Крест есть совокупность огорчений, досад, лишений, искушений, бедствий и т.д.» (4, с. 52). Л. М. Чичагов проводит духовную границу: «Вся разница между праведниками и нами в том, что они предались всецело в руки Божии, а мы боимся этого решительного шага и не хотим отказаться от своего разума и воли» (4, с.51).
Серафим Чичагов заявляет, что он - горячий поклонник предохранительной медицины. Гораздо лучше предупредить болезнь, чем искоренять её, когда она уже появилась. Поэтому он советовал лечить по своей системе детей от рождения, когда есть подозрение, что их здоровье не может быть хорошим вследствие наследственных условий. Рост и развитие детей будут иными при поддержании правильного кровообращения и обмена веществ.
Л.М. Чичагов считал, что врач должен посвятить себя лечению всего человека, как неразрывного целого, а также напоминал изречение из «Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова: Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать им» (гл. 38, 4).
В своей системе Л.М. Чичагов использует основные гомеопатические принципы:
1. Закон подобия - подобное лечится подобным.
2. Закон малых доз динамизированных препаратов.
3. Индивидуальный подход к больному.
4. Для создания своей фармакологии заимствует в ряде случаев знания из гомеопатической фармакологии.
Знание трудов Л.М. Чичагова высоко оценивает в своем письме, обращенном к внучке святителя (будущей игумении Серафиме), архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «И так хотелось бы, чтобы всё, что осталось от трудов митрополита Серафима, получило вторую жизнь для пользы тех, кто входит сейчас в Церковь». «Время коротко, и труды Ваши нужны не столько ему, сколько нам, и живущим с нами, и тем, кто будет жить после нас. Они-то уже во свете неприступном, а малый свет нашей любви к ним не привлечет ли в сгущающуюся тьму земной жизни нашей лучи присносущего Божественнаго света».
Применял ли свои медицинские знания Л.М. Чичагов после принятия священнического сана?...
Святителя Серафима с 1928 года связала тесная дружба со старцем иеросхимонахом Серафимом Вырицким. В течении двух лет они взаимно исповедовались и окормляли друг друга. В 1930 году в связи с ухудшением здоровья старца Серафима митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим, как правящий архиерей и как врач, благословил переезд старца в Вырицу, где был хороший климат, полезный для его здоровья.
Неслучайно «Медицинские труды» святителя Серафима вернулись к нам спустя сто лет. Эффективность и безопасность этого метода вызывают несомненный интерес к изучению его системы медицины и применению ее в практике врача XXI века.
Источник:
1. Что служит основанием каждой науки? Беседа Л.М. Чичагова. М: Типолитогр. т-ва И.Н. Кушнерева, 1890.
2. Г.И. Котощук. Святитель Серафим: врач и ученый. Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). М: Сретенский м-рь, 2007.
Тропарь, глас 5:
Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства Церковнаго быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Акафист священномученику