«классических» подходов, методов и концепций. Ситуация, которая сложилась сегодня в этой связи, вполне может быть определена выражением «классический подход возвращается». Разумеется, он возвращается в несколько модернизированном виде, смягчив негативное восприятие количественных методов и постепенно включая в разработки элементы «модернизма», по крайней мере, на уровне анализа конкретных примеров.
Поэтому в случае установления адекватных статусных границ для исследовательских результатов, полученных на основе применения информационных технологий, с одной стороны, и подтверждения ведущей роли специалиста-политолога или международника на этапе формулирования итоговых заключений — с другой, союз человека и компьютера оказывается в высшей степени эффективным. Примером в этом отношении может быть опыт проведения компьютеризированных имитационных игр, которые имеют широкие исследовательские перспективы.
Понятие «информация» стало неотъемлемой частью лексикона членов современного общества и важнейшим статусным ресурсом политических акторов различного уровня. В сфере гуманитарных, в том числе и политических, исследований информация понимается двояко. Во-первых, это совокупность сообщений об актуальных событиях внутренней и международной жизни, распространяемых средствами массовой коммуникации, во-вторых, это продукт научной деятельности, результат производства нового знания путем изучения определенной совокупности исходных данных. Информационная работа в рамках выполнения прикладных проектов по внутриполитической и международной проблематике обусловлена рядом правил, которые, с одной стороны, достаточно очевидны, но, с другой — очень редко представляют собой некий упорядоченный комплекс. В то же время методологическая культура и корректность научной работы предполагают наличие именно такого типа знания исследователя о предпринимаемых им действиях. Методическая рефлексия в отношении различных видов информационных данных, их источников и способов использования в прикладном политическом проектировании особо актуальна в свете возрастающей роли новых информационных технологий. Эти технологии не только увеличивают возможности сбора и обработки информации, но и могут стать источником серьезных исследовательских заблуждений.
Ключевые понятия
1»анк данных — информационная совокупность номенклатура ключей получения данных, средств хранения, переработки, распределения информации, информационные массивы. Банк данных структурируется по содержанию информации.
Иторичная информация — результат определенного логического осмысления фактов со стороны непосредственных участников событий или внешних наблюдателей.
Данные — структурированная информация, фиксированная в определенной форме, пригодной для последующей обработки, хранения и передачи. Различают первичные данные, полученные автором исследования в виде интервью, документальных записей о событиях, результатов контент-анализа прессы и т.п., а также вторичные данные, которые «извлекают» путем изучения научных публикаций или опросов экспертов.
Информационно-логическая система (ИЛС) — совокупность информационного языка, правил перевода с естественного языка на информационный и обратного перевода, правил логического вывода, предназначенная для алгоритмического получения новой информации из некоторой исходной.
Информационно-поисковая система (ИПС) — совокупность информационно-поискового языка, правил перевода с естественного языка на информационно-поисковый и обратного перевода, а также критерия соответствия, предназначенная для осуществления информационного поиска. Различают два основных вида ИПС — документальные и фактографические. ИПС не обеспечивает получения новой информации за счет обработки имеющейся в ней, а только помогает быстро находить факты или сведения, которые были изначально введены.
Информационный массив — предварительно структурированная совокупность информации (данных), обобщенная и зафиксированная в целях конкретного исследования; обычно уступает по объему банку данных и может отличаться от него с точки зрения применяемых носителей информации и способов ее представления.
Информационный процесс — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных. Предшествуя принятию решений, информационный процесс приводит к изменениям в развитии событий и возникновению новых событии. В сфере политических исследований в его рамки часто включают и аналитический этап обработки сведений об акторах, ситуациях или тенденциях.
Информация — (лат. informatio — разъяснение, изложение) сведения, передаваемые устным, письменным или каким-либо другим' способом.
В сфере политических исследований информация понимается двояко. Во-первых, это совокупность сообщений об актуальных событиях внутренней и международной жизни, распространяемых средствами массовой коммуникации, во-вторых, это продукт научной деятельности, результат производства нового знания путем изучения определенной совокупности исходных данных.
Первичная информация — слабо упорядоченный набор фактов, характеризующих определенное явление; сведения, поступающие от непосредственных участников событий или впервые ставшие доступными благодаря целенаправленному поиску.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Согласны ли вы с тем, что современное общество часто определяют как информационное? С чем связана эта точка зрения?
2. Что такое информация и как необходимо организовать информационную работу в интересах проведения прикладного исследования по политической проблематике?
3. Каким видам данных целесообразно отдавать предпочтение при проведении прикладных исследований политических ситуаций и процессов?
4. Каковы основные этапы обработки информации в рамках прикладных исследований политических ситуаций и процессов?
5. Обращение к каким отечественным и зарубежным электронным ресурсам вы полагаете наиболее полезным в целях прикладного проекта?
Литература
Основная
Богатуров А. Д., Косолапое II. А., Хрусталев А/. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М., 2002.
Макаренко Г. Д., Макаренко А. Г. Автоматизированные информационные системы по внешнеполитическим вопросам и дипломатической деятельности государств. М., 2000.
Песков Д. Н. Интернет-пространство: состояние премодерна? // Полис. 2003. № 5.
Семенов Б. М. Особенности информационно-аналитической работы государственных структур в области внешней политики. М., 2003.
Шабров О. Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политологическом исследовании // Общественные науки и современность. 1996. №2.
Alemann Ulrich von, Erhard Forndran. Methodic der Politikwissenschaft. Einc Einfitruung in Arbeits-technik und Forshngspraxis. Scchste Auflage. Stuttgart, 2002.
Hewitt Josef J. Engaging International Date in the Classroom: Using the ICB Interactive Date Library to Teach Conflict and Crisis Analysis // International Strides Perspectives. 2001. V. 2. P. 371-383.
Дополнительная
Бордюгов Г. А. Этнические конфликты. Опыт создания базы данных межнациональных отношений в России и СНГ. М., 1994.
Дюк В., Самойленко A. Data Mining: Учебный курс + CD. СПб., 2001.
Hewitt Josef J. Engaging International Date in the Classroom: Using the ICB Interactive Date Library to Teach Conflict and Crisis Analysis // International Studies Perspectives. 2001. V 2. P. 371-383.
Г л а п а 3
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ
Текст как основная форма представления информации. Междисциплинарные методики прикладного анализа текстовых материалом. Контент-анализ. Ивепт-анализ. Когнитивное картирование. Основные этапы применения аналитических процедур. Декомпозиция, кодирование и кван-тификаиия содержания информационных массивов. Обобщение итогов исследования. Проверка результатов.
*е -| Текст как основная форма ^ представления информации.
Прикладные аналитические методики
Текстовые материалы и информация, передаваемые в текстовой форме, создают основной массив данных для принятия решений в сфере внутренней и международной политики. Даже конфиденциальные совещания, за очень редким исключением, протоколируются, и, следовательно, их содержание фиксируется как текст. Разумеется, текстовая информация, с которой ежедневно сталкиваются обычные граждане и профессиональные эксперты, очень различается по тематике, достоверности и полноте. Поэтому важнейшей задачей аналитика, начинающего работу над конкретным проектом, является подборка текстовых сообщений, на которые он сможет надежно опереться. Несмотря на то что у каждого специалиста могут быть свои предпочтения и определенные эмпирические наработки, а каждое ведомство стремится создать собственную информационную базу в виде досье, картотек, каталогов и т.д.. все информационные потоки так или иначе предстают перед аналитиками в виде текстов.
Текст (лат. textum — связь, соединение) — объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе такие, как, например, обрядовые танцы. В языкознании текст — последовательность вербальных (словесных) знаков, правильность построения которой определяется соответствием требованию «текстуальности»: внешней связности, внутренней осмысленности, возможностью восприятия, осуществления необходимых условий коммуникации и т.д.'
П |
онятие «текст» используется в лингвистике для обозначения отрывка любой протяженности, который образует единое целое. На ранних этапах становления лингвистики единицей текста или его первичным элементом считалось предложение. Затем ученые пришли к мнению, что в случае сегментации текста роль текстообразу-ющей единицы для устной речи играет синтагма или смысловой сегмент, выделяемый фонетически, а для письменной речи «сверхфразовое единство» или тема. Текст как структурная единица выше предложения или последовательности предложений.
Говоря о признаках текста, мы опираемся на идею о трех «цело-стностях» (смысловой, коммуникативной, структурной), которые предопределяют и обусловливают цельность автономного речевого построения, определяемого как текст. На уровне структурного единства текстообразующие категории (синтаксические, лексические, фонологические) соотносимы с текстообразующими компонентами, представленными различными языковыми средствами. Во многих определениях текста отмечается основное структурно-семантическое свойство текста — когерентность, или связность. Связность является условием цельности, но цельность не может полностью определяться через связность. Связность определяется на двух или нескольких последовательных предложениях, принадлежащих одному говорящему (в монологической речи) или нескольким говорящим (в диало-
гической речи). Большинство исследователей признает текстом не только монолог, но и диалог, если он отвечает характеристикам связности и цельности. Связность определяется на трех—пяти, но не более чем семи последовательных предложениях.
Текст, не зависимо от того, занимает ли он несколько строчек в ленте новостей или сотни страниц солидной монографии, является отправной точкой исследования. И именно текст, а точнее текстовое представление итогов аналитической работы, завершает если и не сам исследовательский процесс, то, по крайней мере, один из его этапов. Поэтому приобщение к специальным приемам прикладной обработки текстовой информации, которая позволяет не только суммировать некие сведения, но и многократно расширять на их основе представления о предмете научного наблюдения, является очень важной задачей подготовки специалистов-политологов и международников.
Текстовая информация, которую аналитик использует для решения поставленных в проекте целей, обычно очень разнообразна по форме, содержанию и фиксирующим ее носителям. Однако на начальных этапах обучения процедурам прикладной обработки все эти моменты несущественны. Важным является определение предмета и направления прикладного анализа. В самом общем виде они зависят от того, предполагается ли изучение содержания политических документов, посланий, речей, отчетов и т.д., динамики политических событий или особенностей политического мышления конкретных лиц. Все эти моменты могут быть отражены в рамках одного комплексного проекта, однако приемы прикладной обработки информации будут различаться в зависимости от предмета, к которому она относится.
Переходя к описанию современных прикладных методик анализа текстовой информации по политической проблематике, необходимо сделать оговорку, что их реальное число намного превосходит возможности рассмотрения в рамках одной публикации. В этой связи целесообразно остановиться прежде всего на трех сравнительно простых, но обладающих достаточно высокой разрешающей способностью методиках: контент-анализе, ивент-анализе и когнитивном картировании.
Эти методики сложились и были апробированы в различные периоды развития прикладных политологических исследований, пережили подъем и спад научного интереса к ним, неоднократно модифицировались в конкретных проектах. Но именно контент-
анализ, ивент-анализ и когнитивное картирование составляют, по нашему мнению, триаду базовых средств прикладного анализа в сфере политических ситуаций и процессов.
Методики анализа содержания политических документов, динамики политических событий и особенностей политического мышления лиц, участвующих в принятии решений, объективно выступают «главными несущими конструкциями» комплексного подхода, к которому стремятся современные исследователи при решении прикладных задач. Контент-анализ, ивент-анализ и когнитивное картирование обладают широким спектром применения. Они могут выступать в качестве самостоятельного научного инструментария и как бы «встраиваться» в рамки других исследований, хорошо сочетаются с различными математическими методами и моделированием. Указанные выше методики показали свою высокую эффективность в процессе обучения молодых специалистов.
>~% Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов
Методика контент-анализа является одним из наиболее распространенных научных инструментов прикладного изучения текстовой информации. Суть этой методики заключается в систематическом выделении и фиксации определенных единиц содержания текста, квантификации полученных данных и последующей интерпретации результатов с целью оценки и прогнозирования действий политических акторов.
Методика была введена в научный оборот в конце 30-х годов XX в. в США и долгое время использовалась главным образом для изучения содержания рекламных и пропагандистских публикаций СМИ.
В сфере политических исследований контент-анатиз был впервые применен американским ученым Г. Лассуэлом и его сотрудниками, изучавшими пропагандистские материалы периода Второй мировой войны. Основными достоинствами контент-анализа принято считать то, что, во-первых, его технология не искажает результаты обработки информации за счет взаимодействия с общественным или субъективным фоном проводимого исследования, а во-вторых, то, что этот метод дает представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает. _
Однако при всем совершенстве современных информационных технологий аналитик не может рассчитывать только на готовое программное обеспечение своих проектов. Для эффективной опоры на «электронный разум» специалист должен сознательно подходить к пониманию смысла количественной операционализа-ции качественных данных, представлять логику преобразования информации в целях ее углубленного изучения. Поэтому, даже располагая электронными версиями прикладных аналитических методик, целесообразно ознакомиться с их основными характеристиками и выполнить ряд учебных упражнений в «ручном» варианте.