Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Римское право (древнейшего) царского периода.




Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном об­ществе и древнем мире в целом.

Оно отличается прежде всего необыкновенно широ­ким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в рим­ском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имуще­ственного оборота. Именно римляне, опираясь на весь пред­шествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предме­том искусного и весьма совершенного юридического регу­лирования. На базе римского права, отличавшегося боль­шой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человече­ства на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юрис­пруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством.

Кроме того, римское право пережило ту рабовла­дельческую государственность (Западную Римскую импе­рию), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. Поэтому периодизация истории римского права, несмотря на ее теснейшую связь с важными событиями в политической жизни, не может быть сведена к периодизации Римского государства. В обширной литературе по римскому праву имеются раз­личные варианты выделения главных и более дробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной для учеб­ных целей представляется следующая периодизация ис­тории римского права.

1. Древнейший период (VI - середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще поли­сной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сак­ральным характером основных институтов. Квиритское право.

2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское пра­во постепенно освобождается от остатков патриархальнос­ти и религиозности и превращается в светскую юридичес­кую систему, характеризующуюся высшей ступенью раз­работанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспру­денции, давшей миру образцы глубокого правового анали­за и филигранной юридической техники. Преторское право

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и го­сударственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономическо­го и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его система­тизацией и постепенным приспособлением к формирую­щимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Визан­тии). Кодификация права.

Для более глубокого изучения истории римского пра­ва, а также для специальных научных целей разработаны и более детализированные схемы периодизации.

Источники права древнейшего периода. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаичес­кий период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в от­личие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas), связанных с веровани­ями римлян и их долгом перед богами, и собственно право­вых норм (jus), связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Тем не менее понтифики по-прежне­му контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жерт­воприношения, клятвы и т. д.

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодатель­ство римских царей (leges regiae). Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвер­гать эту традицию, считать достоверными сведения о за­конах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Туллия.

Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов –исконные жители Рима), высту­пали первоначально как патрицианские, в литературе выс­казывалось предположение о существовании особой систе­мы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за рав­ноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку пат­рицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебе­ев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децемвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское на­селение Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состояв­шая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая пер­воначальный текст еще двумя таблицами.

Традиционная версия происхождения Законов XII таб­лиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и пле­беев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильно­го, права (jus civile), предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII таб­лиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между свет­ской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать не­писаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах- XII таблиц предусматривалось использование клятв и соверше­ние других ритуальных действий, право уже было отделе­но от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных дос­ках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме — центре политической жизни республиканского Рима. Зна­ние этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспи­тание (образование) римских граждан.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не со­хранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI—XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода. В исследованиях некоторых ученых (Е. Пайс, Э. Ламбер, Р. Шульц и др.) без достаточно веских аргументов оспаривается время принятия этих Законов (их относят к последующим векам), ставится под сомнение их характер и сам факт существования. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в день­гах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со вре­менем были внесены частичные изменения.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обра­ботку и консолидацию обычного права Рима. Известное вли­яние на них оказало греческое право южноиталийских по­лисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона).

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низ­кий уровень развития римского общества и правовой тех­ники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.

Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".

Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы XII таблиц завершались указа­нием на то, что впредь всякое решение народного собра­ния должно иметь силу закона (lex). С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали дол­жностные лица (магистраты), затем законопроект обсуж­дался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия зако­на, вторая содержала саму норму, т. е. правовые предписа­ния, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый на­родным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.

В древнейший период правовую силу имели также ре­шения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе ре­шения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы, например, Законы XII таблиц.

Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых тре­бований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на су­дебные тайны. Окончательному освобождению права от ре­лигиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовало хищение и пре­дание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флави­ем судебного календаря, формы исков и записей и толко­ваний норм и обычаев, которые ранее в строгой секретно­сти хранились в архивах понтификов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2385 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2450 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.