Тот, кто боится смерти, уже потерял жизнь, которой так жаждал.
Марк Порций Катон Цензор
Шаманы — Хранители Земли верят, что для того, I чтобы жить полной жизнью и смело мечтать, просыпаясь каждым утром, мы должны проводить любой день, будто он последний. Лишь когда мы сталкиваемся с реальностью того, что мы смертны и не властны над течением времени, мы находим в себе смелость прекратить этот безумный бег от смерти, от неотвратимого исхода, которого так боимся, и вложить все силы в то, чтобы прожить отведенные нам жизни достойно и неповторимо.
Чтобы быть готовым умереть в любой момент, нужно обладать большой храбростью. Нам нужна эмоциональная смелость, чтобы говорить правду, сказать другим то, что должно быть сказано, без промедления. Слишком просто считать: «Ну, она ведь знает, что я люблю ее, — мне не нужно говорить это вслух», или: «Он знает, что мне пло- \ хо из-за нашего спора, но я разряжу ситуацию позже».
Нам требуется духовная храбрость, чтобы мы могли соотнести наши принципы со своим поведением, вместо того чтобы находить оправдания тому, почему искренние слова или поступки можно оставить на потом, на более подходящее время.
Обладая духовной смелостью, мы не оставим возникшие проблемы и те, которые нам достались нерешенными, произнося при этом: «Пускай кто-нибудь другой решает, как справиться с этой проблемой». Томас Джефферсон[35] перед своей смертью сожалел о том, что отцы-основатели[36] не смогли решить проблему рабства, с которой придется столкнуться следующим поколениям. Мы до сих пор испытываем на себе ошибки тех поколений американцев, закрывавших глаза на эту проблему. Немалую роль в этом сыграли законы Джима Кроу[37], поощрявшие дискриминацию и подобные ей вещи. С помощью духовной смелости мы можем открыто признать, что, возможно, наши поступки в настоящем времени еще не раз повергнут в шок наших внуков. Ведь сегодня и нас шокирует мысль, что у наших предков были рабы, что они ради спорта и забавы истребили целые виды редких животных, не давали женщинам права голоса.
Готовность умереть в любой момент требует от нас быть интеллектуально смелыми, избавиться от старых понятий, которые мы унаследовали от наших семей, церкви и культуры, призывающих нас быть счастливыми во что бы то ни стало. Задавать себе трудные вопросы, такие как: «Буду ли я доволен, если у меня не будет семьи и детей, или если я никогда не стану путешествовать по свету? Что, если я последую своему призванию, но лишусь того, кого люблю?»
Интеллектуальная храбрость также означает иметь в себе силы изменить то мнение о чем-то или о ком-то, которое мы могли, не задумываясь, принять на веру. Например, Христофору Колумбу потребовалась интеллектуальная смелость, чтобы подумать о том, что мир вовсе не плоский, в чем тогда все были уверены, и следовать своим убеждениям. Сегодня многие из нас продолжают жить в «плоском» мире — с идеями и мнениями, которые хорошо нам служат, но ограничивают наше восприятие реальности.
Обладать смелостью колибри, чтобы наполнить ею свои мечты, означает следовать своему призванию сегодня, прямо сейчас, невзирая на обстоятельства жизни, которые кажутся непреодолимыми препятствиями. Для того чтобы начать мечтать, не нужно ждать, пока вы соберете все необходимое для этого, — определенную сумму, отложенную на черный день, большее количество свободного времени, понимание и заботу тех, кто вам дорог. Если ваш холст не будет завершен к моменту, когда вас не станет, вы, по крайней мере, умрете художником, а не простым мечтателем или болтуном, который только и говорил о том, как бы он хотел устроить свою жизнь, но прибегал к конкретным действиям только в редкие дни, например, отдыхая на выходных или в отпуске, когда его могло посетить мимолетное вдохновение.
Мы откладываем на потом тот образ жизни, который нам хочется вести, думая, что имеем впереди огромное количество времени для воплощения своей.мечты. Такого мнения придерживался один мой хороший друг — каких только планов он ни строил на то время, когда выйдет на пенсию! Он не любил свою работу и с нетерпением ждал момента, когда ему, наконец, исполнится 65 и отпадет нужда ходить в офис. Спустя два месяца после выхода на пенсию мой друг умер, а его отложенные на потом мечты так и остались неисполненными. Но, кажется, его дети усвоили этот урок, потому как активно пользуются своим небольшим наследством и путешествуют по свету, осуществляя свои желания.
Осознание того, что смерть может войти в нашу дверь в любой момент, освобождает нас от своего рода смерти духовной, которая забирает наши жизненные силы, если мы не пользуемся своими способностями красиво и смело мечтать, а в бездействии проживаем день за днем, надеясь, что наши жизни изменятся и станут еще лучше. Шаманы, Хранители Земли, считают, что безжизненность, охватывающая нас, когда мы находимся в ловушке кошмаров, гораздо хуже, чем уход из бренного тела, дабы переродиться в новой жизни. Тем не менее, мы не обращаем внимания на духовную смерть, потому что слишком напуганы смертью телесной. Опасаясь ухода из жизни, мы стараемся оставаться чрезвычайно занятыми, чтобы не думать о смерти и не признавать ее неизбежности.
Иллюзия обмана смерти
Однажды на рынке Багдада слуга, посланный за покупками для своего хозяина, в толпе столкнулся с самой Смертью. Испугавшись, он уронил все свои покупки и побежал прочь. Когда он, запыхавшись, добрался домой, поклонился своему хозяину, то тотчас же начат умолять его: «Прошу вас, могу ли я взять у вас самую быструю лошадь? Сегодня на рынке я повстречал Смерть, и похоже, она пришла за мной, поэтому я побежал домой так быстро, как только мог. Я должен сбежать от нее!»
Хозяин ответил ему: «Возьми мою самую быструю лошадь, и, возможно, ты сможешь избежать Смерти сегодня. Скачи в Самарру[38], поскольку там она тебя никогда не найдет». Слуга горячо поблагодарил его и сломя голову помчался к Самарре, путь до которой был неблизкий и занимал много часов езды.
Тем временем хозяин пошел на рынок, и когда он увидел там Смерть, то спросил ее: «Почему сегодня утром на рынке ты угрожала моему бедному слуге?»
Смерть ответила ему: «Я не угрожала ему, я была поражена тем, что увидела его здесь, вот и все. Ведь я должна была встретить его сегодня ночью в Самарре».
Подобно испуганному слуге, мы отчаянно пытаемся убежать от нашей смерти и отрицаем ее неизбежность. Мы стараемся быть очень занятыми, прячемся за бесконечными заботами дня, полными важных заданий, надеясь на то, что если будем все время заниматься важными делами, конец не придет и не прервет нашей очень важной работы. «Моя компания никак не сможет обойтись без меня», — говорим мы себе, или: «Семья развалится, если я не буду за всем следить». Мы не можем дойти до угла, чтобы отправить письмо, не взяв с собой мобильный телефон: ведь если с нами не смогут связаться в любую секунду, нам придется признать, что Земля будет вращаться и без нас, что мы выпадем из каждодневной суеты.
Страх смерти заставляет нас метаться, делая все возможное, чтобы избежать неизбежного, и все это — ради того, чтобы оказаться в ловушке своего бессмысленного существования. Как говорил Сократ: «Опасайтесь бессодержательности суетливой жизни». Мы даже не обводим карандашом в нашем списке дел так называемые приоритеты, о которых повсюду громко кричим. Прекрасное время, которое мы могли бы провести с нашим ребенком, или романтическое свидание с возлюбленной откладываются на потом, так как нужно закончить доклад или сходить в магазин электроники.
Зачастую оправдания тому, что мы не мечтаем, мы ищем в мнимом отсутствии достаточного количества времени, денег или средств. Эти отговорки коренятся в историях, созданных на уровне сознания змеи и ягуара и угнетающих нас. То, чего нам на самом деле не хватает, — это не средств, а смелости сказать «нет» кошмару и страхам и «да» — мечтам. Когда моей матери исполнилось 82 года, она призналась мне, что будь она моложе, то хотела бы попробовать прыжки с моста на эластичном тросе, что представлялось ей необычным приключением.
Я сказал ей, что есть более безопасный вариант этого вида спорта, который она могла бы попробовать в ее возрасте, он называется зиплайном и представляет собой нечто, похожее на канатную дорогу, протянутую над оврагом реки или ущельем, в котором использовались специальные ремни безопасности. Моя старушка загорелась идеей отправиться в горы штата Юта и получить незабываемые впечатления, о которых она мечтала. А ведь как часто многие из нас отказываются от риска в жизни, даже когда они молоды, из-за мелких страхов, не так ли?
Чтобы испытать радость и восторг, нам совсем не обязательно прыгать с моста без страховочного троса, мы можем впрыгнуть в жизнь, полную неизвестных, удивительных и приятных вешей, вместо того чтобы топтаться в безопасном круге, опасаясь выйти за его пределы, рискнуть. Это напоминает мне те случаи, когда кто-нибудь из людей, посетивших мой семинар или ознакомительное занятие, подходил ко мне и восклицал: «Я так рад, что пришел! Я читал ваши книги и хотел попробовать это на протяжении многих лет». Мне всегда было интересно, каких лее желаний и приключений в своей жизни они избегали или откладывали на потом, если ушли годы, чтобы набраться смелости выйти из зоны уюта и комфорта и ступить на сложный и неизвестный путь исцеления.
Откладывая и не позволяя себе тот образ жизни, каким вы бы хотели жить, вы попадаете в ловушку повседневных дел и забот, которые, как вам кажется, оправдывают отсутствие у вас той жизни, что вы хотите. В следующем упражнении вы представите, что могли бы сделать прямо сегодня для воплощения вашей мечты, невзирая на преграды, о которых думаете.
Упражнение: ваш идеальный день
Что вы делаете, проснувшись утром: сразу же вскакиваете с постели, чтобы начать день? Если так, то на следующее утро останьтесь в кровати на несколько мгновений дольше и попробуйте вспомнить, что вам снилось. Затем, в состоянии полудремы, представьте свой «идеальный день». Представьте людей, с которыми вы общаетесь, и то, как вы разговариваете с ними. Попробуйте услышать себя, когда говорите правду, например: «Я люблю тебя», «Я прощаю тебя» или «Прошу прощения», которую нужно сказать тем, с кем бы вы хотели иметь хорошие и теплые отношения. Попробуйте рассмотреть, что вы едите, где вы находитесь, и что произойдет в вашем «идеальном дне» до того, как вы ляжете спать. Представляйте себе каждую деталь.
Теперь спросите себя, что вы можете сделать до наступления вечера, чтобы воплотить и прожить каждую составляющую этого «идеального дня», начиная с эмоций, которые вы испытали, и заканчивая общением и пережитыми событиями. Как вы можете привнести в свою жизнь тропический пляж, если снаружи ужасно холодно? Как вы можете резвиться на волнах, в то время как вам нужно приготовить обед и ответить на дюжину электронных писем? А где же расслабление, маленькие капризы и наслаждения, единение с природой, куда они исчезли из вашего мира?
Отвергните мысль о том, что у вас еще вся жизнь впереди, чтобы спланировать и прожить ваш «идеальный день». Освободите себя от груза кармы, который заставляет вас говорить, что у вас не может быть тех отношений и того общения, которых вы желали бы. Это заставляет вас почувствовать, что вы не можете рисковать, допустить то, что, возможно, причинит вам боль, что вы просто не сможете выдержать все насмешки, которыми вас могут осыпать, если сделаете шаг и поступите так, как вам на самом деле хочется. Избавьтесь от предлога, что у вас недостаточно денег на осуществление вашей мечты, ибо деньги и средства сами появятся из неожиданных источников, как только вы перейдете от слов к делу.
Выделите элементы вашей мечты, являющиеся символами того, что вы больше всего любите и цените. Постарайтесь понять, что вы можете привнести их в свою жизнь прямо сейчас, где бы вы ни были, чем бы ни занимались. Возможно, ваш «идеальный день» пройдет в Италии или Испании, где вы сможете насладиться прекрасным полднем, сидя на открытой веранде, потягивая отличное вино и наслаждаясь пышными садами, что раскинулись перед вами. На уровне колибри вы ощутите, что сможете попасть туда, в прямом или переносном смысле. Вы осознаете, что там будут каскады садов, отрада чувствам и непозволительная роскошь времени, чтобы насладиться всем этим, будь то в Тоскане или в Толедо.
С другой стороны, если вы с головой погружаетесь в дела, стараясь наскрести достаточно денег, чтобы поехать в отпуск, о котором вы мечтали, вы можете и добраться, например, до Италии, но будете разочарованы. Вы узнаете, что на вилле нет беспроводного Интернета, вино прекрасно, но в два раза дороже того, что вы можете выпить дома, а образы страны, которые должны разбудить ваше восприятие, не поражают тан, как в романах. И вы решите, что проблема кроется в недостатках Италии, а не в вашем нежелании избавиться от вашей бурной деятельности и отдаться восприятию красоты и пробуждению высоких чувств. Где бы вы ни находились, независимо от того, наново положение дел в вашей жизни, вы не сможете жить по-настоящему, потому что будете слишком заняты суетой, пытаясь обмануть смерть.
Наша бессмертная природа
Мы думаем, что боимся смерти, но на самом деле мы испуганы концом существования нашего эго, внутреннего «Я», которое мы так узнали и полюбили. Боясь этой гибели, мы, как багдадский слуга, пытаемся избежать ее. И вновь повторяем те же ошибки, погрузившись в дела и притворяясь, что мы слишком важны, чтобы наши жизненные планы были прерваны. Вместо этого нам нужно избавиться от мысли о собственной значимости — от этого «Я», что обладает определенным набором воспоминаний, личностью и темпераментом, которые определяют, кто мы, — и идентифицировать себя с душой, что переступает порог смерти.
Храбрость быть готовым умереть в любое мгновение исходит из понимания, что «Я», то есть ваше эго — с личностью, темпераментом и воспоминаниями, — не является вашим единственным «Я». Ваше подлинное «Я» бессмертно, и, для того чтобы отождествлять себя с ним, а не с эго, необходима немыслимая храбрость. Чем сильнее вы отождествляете себя со своей душой и с сознанием колибри, тем проще вам избавиться от уже ненужных историй и от той кармы, которую вы несете на протяжении своих жизней. Вам станет гораздо легче и проще войти в сознание орла, где «Я» больше не существует как отдельная сущность. Орел начинает чувствовать себя дома, потому что это и есть дом.
Когда мы прекращаем идентифицировать себя с личностью, избавляемся от нашей кармы и отправляемся домой, в царство орла, мы перестаем бояться смерти нашего физического тела и конца нашей жизни на Земле. Зная о нашей бессмертной природе, мы можем оставаться погруженными в огромный океан бесконечности или родиться заново в новом человеческом теле — с целью научиться чему-то или служить какой-то цели. Затем мы можем стать воплощениями душ высших существ, которые намеренно снизошли на Землю. Преступая пределы души, мы сливаемся сознанием со звездами и галактиками. Воспринимая себя как материальное воплощение бессмертных душ, мы имеем абсолютную свободу на гораздо более высоком уровне, нежели на уровне души человека, и можем принимать участие в мечтах звезд или даже целых галактик.
Мы можем войти в сознание орла в мгновение ока, но, возможно, потребуется множество жизненных циклов, чтобы достигнуть этого момента. Ближе всего к этому могут подойти некоторые из нас, когда испытают самоотверженную любовь, — в этот момент мы прикасаемся к бесконечности и используем новые знания, чтобы облегчить страхи неизвестности. Освобожденные от парализующего страха смерти нашего «Я», мы можем принимать участие в создании мечты о мире, в котором будем счастливы не только мы, но и все вокруг. Я помню, как испытал бескорыстную любовь, когда впервые держал своего новорожденного ребенка. На мгновение (или на целую жизнь) «Я» исчезло, и все, что существовало, — это были мой ребенок и сама жизнь. В это время я пребывал в сознании орла, и для меня было ясным, что я всегда был там и не нуждался во внешнем импульсе, например, таком, как рождение моего сына, чтобы напомнить мне, как вернуться назад к себе, «домой».
Однажды побывав в сознании орла, вы уже никогда не увидите вещи в том же свете, что и раньше. Вы будете помнить о том факте, что и после вас кто-то будет ходить по земле и что все ваши действия оказывают влияние на будущие поколения. Один из моих клиентов живет в районе, где лишняя вода в канализационной системе сливается в озеро, являющееся главным источником питьевой воды для множества людей. Он предусмотрительно заботится о том, чтобы дождевая вода не переполняла канализацию, а также не злоупотребляет стиркой вещей и мытьем машины, чтобы использованная вода не загрязняла озеро еще больше. Он делает все это, не пытаясь привлечь внимание или прослыть «благородным спасителем озера» или «примерным гражданином». Он заботится об озере точно так же, как и о себе, потому что понимает, что не существует человека и озера, есть только Дух, выражающий себя в форме человека и озера.
Испытав осведомленность орла, вы можете перенести эту мудрость на более низкие уровни восприятия и использовать ее в вашей повседневной жизни. Любое чувство недостатка в чем- то или желания чего-либо, что остается вне досягаемости, исчезнут. Вы будете помнить, что ваша собственная река является частью другой, неизмеримо большей реки-вечности, всегда чистой и прозрачной, и решите, что именно этой водой вы хотите напиться. Ваша собственная река также будет полна сверкающих и чистых вод, изобиловать рыбой, будет обрамлена пышными зарослями тростника и питать мир.
Избавьтесь от старых рамок!
Для большинства из нас понимание того, кто мы есть, настолько важно, что мы хватаемся за свои старые ярлыки и выбранные роли, никогда не пытаясь понять, как мы можем представить себя по-новому. Наши роли — это наше эго, и мы думаем, что без них потеряем самих себя и умрем.
В следующем упражнении вы сожжете свои роли, как листки бумаги, и избавитесь от тех рамок, в которые они вас заключили. После этого вы откроете для себя возможности новых ролей, уже не привязываясь к историям, созданным вами. Под вашими ролями будет подразумеваться то, что вы делаете, а не то, кем вы являетесь. Вы сможете прекратить ассоциировать себя с ролями на уровне яіуара в своем разуме, или же представить и открыть для себя миллиард возможностей на уровне сознания колибри, где любая роль может быть отброшена или изменена в любое время, потому что вы больше не ассоциируете себя с нею.
Упражнение; сожгите свои роли
Чтобы выполнить это упражнение, вам понадобятся несколько палочек, полосок бумаги, ручка, огонь и смелость вашей души.
Пристально вглядитесь в пламя (которое может гореть в камине, в костре или просто в свече), позволяя вашим мыслям медленно стекать и увядать в огне. Прекратите придавать им значение и смотрите, как они начинают исчезать. У огня есть загадочная способность помочь вам войти в состояние на грани сна и яви. Замечали ли вы когда-нибудь, как быстро пролетают часы, когда вы сидите у огня, без мыслей и разговоров?
На каждой полоске бумаги напишите роль, обозначьте ярлык или самоопределение, с которыми вы себя ассоциируете. Удостоверьтесь, что включили полностью все ваши роли: муж, жена, отец, мать, врач, кормилец, сиделка, алнотолин на пути исцеления, студент и любимый и так далее. Перечисленные роли, неважно, насколько они преувеличены, связывают и держат вас взаперти в кошмаре. Тем не менее, оберните полоску бумаги вокруг палочки и поблагодарите наименованную роль за тот урок, который она вам преподнесла, и за те силы, которыми вас наделила. Благословите роль, а затем положите бумагу в огонь и смотрите, как она сгорает. Не обращаясь к разуму, проделайте то же самое с каждой из ваших ролей и поймите, что вы создаете торжественный ритуал для самого себя.
Почувствуйте тепло от каждой горящей палочки и удостоверьтесь, что вы находитесь на уровне колибри, уровне мифов и поэзии. Представьте, как требования ваших ролей исчезают, превращаясь в дым и пепел, а вы освобождаетесь от ролей матери, супруга, сына, сотрудника. Откройте свое сердце, чтобы принять дары, которыми вас наделила каждая из ролей. Осознайте, что вас нельзя определить вашими ролями, но вы сами можете их играть, с красотой и достоинством.
Умение не ассоциировать себя со своими ролями позволяет вам очистить вашу реку и быть готовым умереть в любое мгновение. Избавление от ярлыков жертвы, добытчика, матери- одиночки и так далее позволяет вам простить других, освобождая себя для будущих действий и примирения.
Очень часто люди сильно гордятся тем, что простили своих матерей за холодное отношение или отцов за чрезмерную требовательность, но забывают о том, что должны попросить своих родителей о прощении их поступков. Когда мои клиенты говорили мне, что, в конце концов, им удалось простить одного из своих родителей, я настаивал, чтобы они немедленно пошли и попросили у родителей прощения за те трудности, которые доставили своим отцѵ или матери. Только тогда они перерезают ту энергетическую ниточку, которая соединяла их с конкретным человеком или событием из жизни.
Сложно сказать: «Я прощаю тебя», когда вы были правы, но еще сложнее произнести: «Я сожалею. Надеюсь, вы простите меня». Помните: прощение не связано с виной и историями, оно связано с умением уступить ради мечты, где все живут в мире и согласии. Вы можете простить своего бывшего мужа и больше не иметь с ним никаких отношений, но вам также необходимо избавиться от той истории, что вы создаете у себя в голове каждый раз, когда позволяете себе думать о том, что муж был неправ, и о том, как вы страдали. Вы возвращаете к жизни это воспоминание каждый раз, когда воспроизводите в своей голове эту ситуацию и чувствуете вновь злость, обиду и печаль. Сегодня прекрасный день, чтобы избавиться от этой истории, прощая раз и навсегда и оставляя груз кармы за спиной.
Просить о прощении очень трудно, потому что вы открываете себя и втягиваетесь в драму другого человека. В истории о вашем бывшем супруге ему может понравиться роль жертвы, и он может этим воспользоваться в своих целях н не пожелает отказаться от этой роли, не будет позволять вам мечтать о чем- то более воодушевляющем, о новой жизни.
Когда вы безоговорочно просите о прощении, ориентируясь на то, что выбор другого человека — не принимать участие в новой мечте — вас не касается, вы можете найти в себе смелость сказать: «Я сожалею, что задел ваши чувства и разочаровал вас», вне зависимости от того, ответит он вам взаимностью или нет. Может оказаться очень трудным избавиться от желания услышать: «Я прощаю вас», и. более того, у вас могут возникнуть трудности с прощением самого себя. На уровне сознания колибри вы вспомните, что, подобно остальным, находитесь в путешествии на пути духовных открытий и духовного роста и неминуемо будете совершать ошибки на этой дороге.
Западная психология утверждает: чтобы исцелить наши эмоциональные раны, мы должны простить тех, кто подвел или обидел нас, и получить прощение тех, кого подвели или обидели мы. Проблема этого подхода заключается в том, что он держит нас в ловушке историй о Жертвах, Спасителях и Преследователях. Вот почему Хранители Земли говорят, что очень важно избавиться от любых суждений и простить всех, кто был вовлечен в тѵ или иную историю, перед тем как исправлять сделанные ошибки. Тем самым вы снимаете себя с крюка, означающего, что вы сами были автором бездарной истории. Вы прощаете себе такие мысли: «И как только я могла выйти замуж за него?» или «Зачем я одолжила машину своей дочери в ту ночь, ведь это из-за меня она попала в аварию?». Потом вы говорите, что сожалеете, и начинаете менять свою жизнь в ответ на совершенные ошибки, будто должны что-то исправить, а ведь ваш настоящий долг — только перед Вселенной.
Один из способов загладить свою вину или возместить причиненный вред заключается в том, чтобы помочь кому-то, кто действительно нуждается в помощи. Когда вы помогаете кому- либо, ваши истории и долги больше не являются лично вашими. Вы видите, что ваши действия наносят кому-то вред, но вы также замечаете возможности помочь другим. Так вы сможете вернуть жизни ваши долги.
Однажды вечером в Сан-Франциско мы с другом шли к машине, которую оставили на парковке в другом квартале. Мы заметили впереди спящую бездомную женщину, накрытую несколькими кусками картона. Человек, идущий впереди нас, бросил купюру в чашку этой бездомной. Спустя несколько секунд мы увидели, как два подростка подбежали и выхватили деньги спящей женщины. Я подумал было погнаться за ними, но мой приятель остановил меня, и, вместо того чтобы преследовать тех сорванцов, мы положили 10 долларов в карман ее куртки. В тот вечер мой друг вернул жизни долг и преподал мне важный урок безвозмездной помощи.
Когда вы жертвуете чем-то ради блага другого, Вселенная наблюдает за вашим искуплением. Вы почувствуете, как груз вины начинает исчезать, потому что, если только одна фраза: «Мне очень жаль» — приносит облегчение, то благородные дела, возмещающие последствия дурных поступков, помогают еще больше.
Как бы то ни было, настоящее искупление должно быть анонимным. Как сказал Иисус: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Евангелие от Матвея 6: 1-4). Другими словами, как только вы начинаете думать и говорить о том, какой благородный поступок только что совершили, вы начинаете играть на рѵку истории эго. Вместо этого оставайтесь на высшем уровне сознания, мечтая о мире, в котором вы не ищите признания, потому что вам достаточно любви и прощения.
Приготовьтесь уйти в новую реальность
Когда вы начинаете ассоциировать себя с вашей душой и опытом — связью с Духом и многими его воплощениями, вы обнаружите, что внутри вас растет смелость, потому что вы готовы умереть в любой момент. Вы не будете раздражены, пристыжены или испуганы, так как действуете в соответствии с вашими самыми глубокими ценностями. Ваша жизнь будет складываться в согласии с вашими намерениями и желаниями, вы сможете сказать с любовью «привет» и «прощай» людям, которые приходят в вашу жизнь и уходят из нее. У вас будет уверенность в том, что, если поначалу близкие вам люди не разделили вашей мечты, не поняли вас, вы не останетесь одни. Вы будете убеждены, что люди, разделяющие вашу мечту, появятся и присоединятся к вам в совместном создании новой реальности, и они действительно появятся.
Благодаря следующему упражнению вы сможете предположить, как может появиться эта новая реальность. Вы сможете увидеть, какие изобретательные и волшебные способы предлагает вам Вселенная, чтобы помочь воплотить вашу мечту.
Упражнение: напишите о себе хвалебную речь
Может оказаться довольно трудным писать о том, что происходит в вашей жизни прямо сейчас, или о том, как вы пережили какое-то важное событие, не прибегая при этом к ролям Жертвы, Спасителя и Преследователя, но теперь-то вы знаете, как важно избежать этого, если хотите вырваться из кошмара. Пришло время рассказать вашу историю полностью, начиная с уровня сознания колибри. Каким был ваш путь с момента, когда вы родились, и до сегодняшнего дня? Напишите историю так, будто вы только что умерли, а это — хвалебная речь, которую должны будут зачитать на ваших похоронах.
Какую память о вашей жизни вы бы хотели оставить у людей, которых любите? Подумайте о том, что вы узнали и пережили, — события, произошедшие с вами и помогающие понять, кем вы являетесь, — но не забывайте о мимолетных событиях, иллюстрирующих ваш образ жизни.
Как вы относились к окружающим? Какую любовь нашли и какую подарили миру? Какими были ваши приключения? Что вы открыли и чему научились? Что создали? Чему радовались? Как вы открывались красоте мира в тяжелые времена перемен, вызовов, потерь и несчастий? Чего вы добились?
Не забывайте о том, что вы — рассказчик и можете тасовать факты, как вам того хочется. Неважно, какой панегирик может написать вам кто-либо другой, — напишите историю такой, какой вы хотите ее видеть, передавая суть. Если вам не нравится мечта, с которой вы жили, вернитесь назад и перепишите ее. Помните, что вы должны описать те навыки и способности, которые приобрели в результате разочарований и несчастий в вашей жизни, и постройте вашу историю подобно героическому путешествию. Напишите о ваших инициациях, перерождениях, обновлениях и триумфах. И если вы поймете, что пишите не ту хвалебную речь, которой вам действительно хотелось бы, и вы все еще не исправили какие-то из своих поступков, приложите все усилия, чтобы исправить это прямо сейчас.
Когда вы закончите, наберитесь эмоциональной смелости и прочтите свою хвалебную речь вслух вашим родителям, супруге или супругу, детям. Разделяя вашу историю с теми, о ком заботитесь, вы позволяете им понять, что является.для вас самым важным. Это упражнение помогает другим понять ваши намерения и начать поддерживать вас в жизненном путешествии, которое, как они знают, вы мечтаете начать. '
Культивируйте благодарность
Готовность умереть в любой момент позволяет вам жить полной жизнью и смело мечтать, но в ней есть и скрытый дар, который взращивает в нас ростки благодарности. Когда мы перестаем метаться, стараясь занять себя «важными» делами и отвлечься, мы начинаем понимать, что у нас есть время взглянуть на картину наших жизней издалека и увидеть в ней радость. Например, после того как вы переболели желудочным гриппом (гастроэнтеритом), вы, просыпаясь на следующее утро, радуетесь даже простому кусочку хлеба и тому, что сидите на удобном стуле. После схватки со смертью или сообщения о внезапном несчастье: землетрясении, разрушении моста, ужасной аварии — вы смотрите на своего возлюбленного, детей или лучших друзей и думаете: «Как же мне повезло, что они есть в моей жизни! Мне следует проводить больше времени с ними и чаше говорить им о том, как сильно я их люблю».
Чувство благодарности, чувство, что нас благословили, помогает нам прекратить быть рабами списков «важных» дел и вспомнить, зачем мы пришли в этот мир: за любовью, знаниями и пониманием того, что мы можем сделать, чтобы поучаствовать в созидании, в строительстве прекрасного мира как для нас, так и для наших детей. Чувство глубокой благодарности напоминает нам о том, что мы больше всего ценим, и вдохновляет нас прекратить откладывать все на потом, очнуться от кошмара суетливых и бессмысленных действий и начать жить по-настоящему, той жизнью, какой хотим, — смелой и уникальной.
Послесловие
Все мы обладаем потенциальными возможностями и способностями мечтать о чем-то сокровенном, священном и смелом, выходящем за рамки наших меркантильных, материальных желаний и способном принести красоту и мир людям. Все вместе мы осознаем свой вклад в воплощение нашей мечты, не занимаясь самовосхвалением и самолюбованием, понимая, что причастность к всеобщей высокой мечте очень многое значит и ко многому обязывает каждого. Мы наслаждаемся созданием мечты во взаимоотношениях с окружающими — с людьми, которых любим, и с теми, с кем незнакомы или знаем только в лицо, и с теми, кого никогда не встретим. Мы можем вдохновить их присоединиться к нашей мечте и к ее воплощению в реальности.
У древних инков, индейцев хопн, майя, жителей Тибета, да и у аборигенов всего света старейшины соблюдают древнюю традицию: во время полнолуния они садятся вокруг костра и мечтают, рисуя в воображении мир, в котором они хотели бы видеть своих детей и внуков. В такой вечер они образуют так называемый круг мечтателей, осознавая, что могут предложить Вселенной всего лишь мельчайшую частицу огромной головоломки мироздания. Но они открыты миру и проявляют свою любовь к будущему Земли, открыты своему искреннему желанию и участвуют в процессе мечтания.
На уровне сознания змеи они понимают, что нужно лишь сесть удобнее возле огня. На уровне сознания ягуара они понимают, что должны нести в себе любовь и любопытство. На уровне сознания колибри они привносят свой вклад, не разбираясь, как он соотносится со всеобщей мечтой. На уровне сознания орла они видят перед собой всю картину мира, и, не имея возможности выразить или определить великую мечту, понимают ее целостность и многообразие. Они чувствуют себя погруженными в любовь, любовь ко всему сущему. Ощущая себя уже не собой, а силой и волшебством Духа, они становятся Луной и сияющими звездами, огнем, пылающим в костре, и дымом, вздымающимся ввысь, становятся друг другом и сами собой, всем и никем.
Они — и мечтатели, и священная мечта. Именно это и есть то, чего я хотел бы пожелать каждому из вас.
Душа в огне