Закаспийское правительство и расстреляло легендарных «Бакинских комиссаров». У этих 26 были предшественники: вооруженные отряды Закаспийского правительства в июле 1918 года расстреляли 9 комиссаров у станции Аннау.
Но кто слыхал про ашхабадских комиссаров? А вот про бакинских знают все!
...Это руководители Бакинской республики, просуществовавшей с 31 октября 1917 по 31 июля 1918 г.
18 марта мусаватисты подняли мятеж — а попросту говоря, возглавили волну народного протеста. Главной опорой местного совнаркома были армянские боевики и люмпенствующий сброд. Во время уличных боев не жалели поставленных Москвой патронов, а потом началась резня «татар», то есть мусульман. Убито было до 10 тыс. человек. После этих событий Бакинская коммуна начала расширяться. В шести районах Азербайджана укрепились ее ревкомы.
Остается поздравить бакинских комиссаров с торжеством ленинской национальной политики: в мае 1918 года в Тбилиси мусаватисты создали свое правительство, и 27 мая провозгласили независимость Азербайджана, — о чем раньше даже и не думали.
Англичане просто не могли отказаться от попыток захватить бакинскую нефть. Мусаватисты приняли их помощь, и 31 июля 1918 года уже входили с боями в Баку. Бакинские комиссары пытались уйти на кораблях в Астрахань. Но корабли Каспийской военной флотилии, до сих пор хранившие нейтралитет, пустились в погоню. Что характерно — большевиков разоружили и отправили по домам. Только 35 самых главных комиссаров отправили в тюрьму. Этим — организаторам резни 18 марта светил военно-полевой суд. Спасло их только стремительное наступление турецких войск. В ночь на 14 сентября мусаватисты и англичане, в свою очередь, бежали из Баку, турки обстреливали город из орудий. В эту ночь оставшиеся на свободе большевики освободили из тюрьмы сидевших.
Опять бегство на пароходе — но его команда решила по-своему. Пересекли Каспийское море, и моряки выдали комиссаров местному Закаспийскому правительству.
26 вовсе не расстреляли в подвале. Их судили с соблюдением норм законодательства по обвинению в государственной измене, сдаче Баку турецким войскам, поддержке внешнего врага — турок, в организации бессудных убийств, ограблений, организации межнациональной резни (Здесь необходимо помнить, что Турция — участник Брестского договора, и РСФСР поддерживает с ней отношения!). Судили, приговорили, а 20 сентября 1918 года обезглавили. Головы им отрубил туркменский палач, невероятной силы человек.
Комиссия ВЧК и ВЦИК вскрывала яму с останками, все детали были известны... Эсер Чайкин даже книгу об этом написал. Но ведь нужна вовсе не истина! Это так некрасиво — головы поотрубали... И кто? Какие-то эсеры...
Необходима назидательная, красочная история. Заказали художнику Бродскому подходящую картину: как расстреливают комиссаров. На картине все как полагается: героические лица комиссаров с гордо поднятыми головами, злобные рожи целящихся в них людей в азиатских халатах, английские офицеры в пробковых колониальных шлемах...
Легенда пошла, картину тиражировали миллионами копий.
БАСМАЧИ
Слово «басмач» впервые появилось после подавления кокандского восстания 1873-1876 годов. Еще Кокандское ханство, совершенно независимое государство, в 1860 году объявило газават, — то есть напало на Российскую империю. В 1865 году, после взятия Ташкента, ханство стало вассалом Российской Империи.
После восстания упразднили само ханство. 19 февраля 1876 года создана Ферганская область в составе Туркестанского генерал-губернаторства.
Уже после разгрома войска хана часть его подданных продолжала воевать под зелеными знаменами ислама, продолжала газават. «Басмачи»: от «басмак» — атаковать, нападать. Сами себя басмачи называли «армией ислама». Движение было не чисто народным. Часть рассеянных артиллерией, выкошенных скорострельными винтовками всадников из армии кокандского хана не захотела капитулировать, продолжая воевать.
К началу XX века басмаческое движение почти сошло на нет. Наверное, так бы и совсем сошло, если бы не советская власть.
Среди мелькнувших и исчезнувших государств, в ноябре 1918 провозглашена «Кокандская автономия» под началом эсеров и кадетов. В феврале 1919 года в Коканд введены войска Туркестанской Советской республики.
Если мусульмане еще готовы были вынести приличных русских мастеровых — то выносить большевиков оказалось выше их сил.
Еще очень помог басмаческому движению один из деятелей Турецкой революции, Энвер-паша. Тут и идеи пантюркизма, и знание современного оружия.
В народных отрядах «армии ислама» насчитывалось по 500, и 800, и даже 1500 стволов и сабель (как у Измаилбека). Тут, как и везде в случае народных вождей, все зависело — на кого нападешь. Потому что одни вожди басмачей терпимо относились к белому движению, и резали в основном красных. Другие же питали склонность к социализму, только хотели видеть его с шариатским лицом. Третьи резали всех русских, не выясняя, кто из них белый, а кто красный.
Общее число басмачей на 1919 год колеблется по разным оценкам от 10 до 30 тысяч человек.
БЕЛЫЕ СИЛЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ
В Туркестане белые стремились создать единый фронт от Кавказа до Сибири. Помимо войск Хивы и Бухары, заявивших после 1917 г. о своей независимости, в него входили Семиреченское казачье войско, кадры Туркестанского военного округа, войска Закаспийской области, рабочие дружины Среднеазиатской железной дороги и прибывшие в Туркестан части Текинского конного полка. Полковник П.Г Корнилов, брат погибшего генерала, возглавил штаб мусульманской антибольшевистской армии Мадамин-бека. Колчак признал за Хивой и Бухарой права автономий и помог им оружием.
ТУРКЕСТАНСКИЙ ФРОНТ
Коммунисты активно помогли Туркестанской республике — а заодно присоединили ее к РСФСР.
Из голодающей Советской республики в Среднюю Азию вывезли 2 млн. пудов хлеба. Оружие считали на вагоны и эшелоны. На Туркестанском фронте большевики имели абсолютное превосходство в артиллерии и в авиации.
11 августа 1919 г. красные взяли Ашхабад. Перед правительством Фунтикова ясно маячил военный разгром. В междуусобной драке политиков Фунтиков проиграл. Его обвинили в злоупотреблениях властью, посадили в тюрьму. Правительство и армия Закаспийской области заявили о своем подчинении генералу Деникину. Деникин послал им в помощь дивизию генерала Литвинова, артиллерийскую батарею и несколько казачьих сотен.
Осенью 1919 года войска Туркестанского фронта под командованием Фрунзе проделали путь от оренбургских степей до Памира. Противостоять им не было сил ни у остатков белой казачьей армии Дутова, ни у басмачей.
Только в январе 1920 года началась операция по захвату Красноводска. Город у Каспия защищали остатки рабочих дружин, белогвардейцы, бегущие от большевиков уральские казаки. Всего около 5 тысяч человек. Красных было порядка 8 тысяч, плюс 20 стволов артиллерии и 6 самолетов.
6 февраля 1920 красноармейцы ворвались в город. 1600 белых сдались в плен, около тысячи погибло, остальные эвакуировались пароходами в Персию.
К весне 1920 года Фрунзе завоевал весь Туркестан. Как и в других операциях, успех ему обеспечивали «военспецы», разрабатывавшие планы действий, и комиссары, державшие в подчинении красноармейцев.
Террор против местного населения был особенно жестоким в Ферганской долине. В своих позднейших трудах Фрунзе именно такой террор сделал частью военной доктрины.
И опять реяли над головами красноармейцев лозунги Мировой Революции. Осторожный Фрунзе, всегда отмерявший семь раз перед тем, как отрезать, не пересекал границ прежней Российской Империи. А вот Троцкий в августе 1919 года подал в ЦК секретную записку. Он предлагал создать кавалерийский кулак численностью в 30-40 тысяч сабель и бросить его через Афганистан на Индию.
Реализовать эту идею помешало наступление Деникина.