Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 4. В государстве Деникина




 

 

ГОСУДАРСТВО

 

После Советской Республики это было самое большое из государств, на которые распалась Россия в 1918 году. К концу 1918 года Вооруженные Силы Юга России контролировали территорию площадью в 3 миллиона квадратных километров и с населением в 20 миллионов человек.

Для XX века это было государство довольно странное: что-то вроде средневековых государств, где у короля есть несколько почти самостоятельных вассалов. Во ВСЮР входили три армии: Добровольческая армия, которой командовали русские офицеры, Войско Донское, а также Добровольческая Кубанская Армия (ДКА). Кубанская армия состояла из двух частей: из Кубанской казачьей армии и Терской казачьей армии. В Кубанской и Терской армиях было много добровольцев из крестьян Кубани и Ставрополья. Но с казаками у «иногородних» были особые отношения, порой довольно напряженные.

Особое совещание при главкоме ВСЮР стало зачатком правительства. В нем главную роль играли кадеты. Но Особое совещание разрабатывало только самые общие принципы политики для будущей России. Это было что-то вроде законодательного собрания или парламента, но и то на будущее.

Особое совещание не издавало законов и правил. Оно советовало командованию ВСЮР, а Командование эти советы принимало или не принимало.

Особое совещание при главкоме ВСЮР разрабатывало политическую программу. Но эта программа не подлежала огласке — «до взятия Москвы».

Вокруг Командования собрался очень пестрый круг гражданских: от черносотенцев и до либералов, еще недавно бурно протестовавших против «проклятого царизма». Эта пестрота ярко проявлялась в материалах Освага — Осведомительного агентства.

Осваг тоже подчинялся Командованию. Он выпускал листовки, газеты, агитационные плакаты. До пропаганды большевиков и социалистов ему было далеко.

Органы исполнительной власти подчинялись не Особому совещанию, а непосредственно Командованию. Деникин лично ставил градоначальников и начальников администраций на местах: тех, кому доверял. Например, Черноморским военным губернатором в ключевом городе-порте Новороссийске он назначил Кутепова.

Власть правительства Деникина не распространялась ни на казачьи земли, ни на казачьи армии. С казаками у Деникина постоянно возникали серьезные трения — они-то стремились к федеративному устройству будущей России, а для себя хотели автономии...

15 февраля 1919 года Краснов и прежнее руководство Донской армии ушли в отставку. Новым атаманом Всевеликого Войска Донского стал А.П. Богаевский, командующим армией — генерал В.И. Сидорин, начальником штаба армии — генерал А.К. Кельчевский.

На должность Командующего Кавказской Добровольческой Армией 9 января 1919 года Деникин назначает П.Н. Врангеля.

Границы государства ВСЮР были все время неспокойны и кровоточили.

ВСЮР одновременно воевал с Петлюрой, с Махно, с Дагестаном, с Грузией, а в его тылах под Новороссийском засели «зеленые» партизаны-«черноморцы».

 

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

 

Антон Иванович Деникин (1872-1947) — одна из наиболее привлекательных фигур из всего белого генералитета. Добродушный, флегматичный. Не любил кричать и наказывать.

Там, где Колчак устраивал истерики, гнал людей на штурмы и расстреливал, Деникин договаривался, собирал советы, давил логикой.

В 1918 году и верхушка армии, и иностранные державы провозгласили его главнокомандующим «Вооруженными Силами Юга России».

Формально Верховным правителем России был Колчак, а Деникин ему подчинялся... Фактически Деникин был самостоятелен, а людьми они с Колчаком были настолько различными, что о выработке общей стратегии трудно было договориться. Дисциплинка...

Пока идет Гражданская война, армия должна быть сильной и единой. Для этого она должна находиться вне политики. «Насилию и анархии черни» надо противопоставить «сильную, патриотическую и дисциплинированную армию». Сначала надо победить военной силой большевиков, а потом уже свободно избранное Учредительное Собрание будет решать политические вопросы. Вот мнение белых.

Основной термин деникинской политики: «непредрешенчество». Мол, не надо предрешать, что скажет народ. Вот свергнем большевиков, а там пусть народ сам решит: жить ему в республике или в монархии. Строить парламентскую республику или советскую. Отдавать землю прежним владельцам или крестьянам.

Выглядело это вполне демократично: армия никому не навязывает свою волю. На практике же воцарялась отвратительная ситуация неопределенности.

Сам он ходил порой в драной шинели и прохудившихся сапогах. И если Юденич в эмиграции купил себе виллу под Ниццей, Деникин откровенно бедовал.

Но каков лидер, таково и окружение. Командующий Добровольческой армией Май-Маевский без просыпу пил, и подписывал документы порой совершенно фантастические. Например, сделал своим помощником некого Макарова... А тот оказался чекистом. Макарова посадили в тюрьму, но притом не отобрали удостоверения, что он помощник Май-Маевского. Макаров сбежал при очень странных обстоятельствах: похоже, кто-то его просто выпустил.

Май-Маевского никто и никогда не считал предателем. Просто алкоголик.

Начальник штаба Деникина, генерал Романовский имел такую репутацию, что боялся участвовать в офицерских пирушках: побьют, а то и вызовут на дуэль.

 

ПРОБЛЕМА ДЕРЕВНИ

 

Деникин вовсе не ставил задачи возвратить помещикам их имения. Но ведь и никаких приказов о закреплении земли за крестьянами он не издавал/Крестьянам было вовсе не очевидно, что собирается делать командование ВСЮР и что надо ждать от белых.

Красные — те ясно говорили: «Земля — крестьянам!» А белые не говорили ничего. К тому же крестьяне большевиков боялись намного больше, чем добровольцев. Что от большевиков можно ждать чего угодно, уже знали.

Во время 1-го Ледового похода белые оставили несколько тяжелораненых в селе Песчанокопском. Мужики обещали о них заботиться и взяли деньги. Через неделю подошли красные... И крестьяне собрались на сельский сход, порешили белых убить. Чтобы красные не сожгли деревню, не перестреляли людей за помощь «прихвостням мирового капитала». И убили.

Что надо было сделать, чтобы крестьяне дружно пошли за добровольцами? Дать им землю. Хотят в частную собственность? В частную. Хотят в общинную? В общинную.

Но ни то, ни другое белыми никогда не было сделано.

 

ОБЩЕСТВО

 

Интеллигентное общество, тыл Вооруженных Сил Юга России, совершенно не готово было ни к государственному строительству, ни к помощи армии.

Генерал Алексеев рассчитывал на массовый приток офицеров на Дон. Много ли дождался? И позже ведь было то же самое. Вот Белая армия отступает осенью 1919 года. Молодого добровольца, будущего историка С.Г. Пушкарева несут на носилках, и он наблюдает, как «из многих домов... выбегали господа офицеры в золотых и серебряных погонах, с чемоданчиками в руках, и быстро шли или просто бежали, но не на фронт, чтобы поддержать наши слабые силы, а в обратную от фронта сторону — к днепровскому мосту...

Горечь наполняла мое сердце, и теперь еще живет в нем. Ведь если бы почти все бывшие офицеры Царской армии примкнули к Белому движению, то в Красной Армии не было бы командного состава, и она не смогла бы ни сорганизоваться, ни победить... Но эти бедняги надеялись отсидеться за «печкой», а попали в лапы правительства Ленина-Троцкого-Дзержинского, и должны были под дулами револьверов большевистских политруков сражаться против Белой армии и против России...».

Тыл не только не хотел сражаться. Он не хотел дисциплины, не хотел ограничений и правил. И самое главное: тыл не хотел хоть чем-то помочь армии.

Еще Алексеев просил помочь, кто чем может... И получил 400 рублей.

Весной 1919 года Деникин просит о помощи буржуазию Ростова. И получает... 2 тысячи.

Владельцы хоть какой-то собственности пытаются продавать продовольствие и снаряжение не армии, а за рубеж. Выгода-с... Тем более, ничего не отдавали даром.

Кутепов исполнял должность губернатора всего полгода, до января 1919. И нажил невероятное количество врагов! Его губернаторство «тыл» называл «Кутепией» и написал на Кутепова больше 100 жалоб Деникину, обзывая не иначе как «диктатором», «сатрапом» и «жандармом». За что? За требования дисциплины и сохранения порядка.

Белая армия не имела поддержки населения — в том числе и людей «своего круга».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 544 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2303 - | 2227 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.