«Темные и светлые мешочки». Ведущий рисует на доске два больших мешка и достает заранее заготовленные таблички с различными названиями качеств людей. Ребята должны рассортировать качества на «темные» и «светлые». Выбирается, помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблички к доске, «складывая» качества в соответствующие мешочки. «Темными» качествами мы называем те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению, «светлыми» — те, что помогают.
«Светофорики». Ведущий раздает ребятам «светофорики» — кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4–5 см. Ведущий указкой доказывает на таблички с названиями качеств, помещенные в «мешочки» в ходе выполнения предыдущего упражнения. Дети должны подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить с помощью «светофорика»: зеленый цвет — «да», красный — «нет». Ведущий тоже играет. После игры он задает вопрос: существуют ли ребята, у которых есть качества только из одного «мешочка»? Все вместе приходят к выводу о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные», и «светлые» качества.
Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Перчатка (Е. Голованова)
В старом шкафу с большими зеркалами и скрипучими выдвижными ящиками жили разные вещи. В одном из ящиков лежали две вязаные перчатки. Их положила туда до будущей зимы хозяйка, связав вместе, чтобы не потерялись. Перчатки были теплые, почти новые; зимой в них было тепло и уютно. Разница между ними была только в том, что одна была левая, а другая — правая.
Правая Перчатка часто носила сумки, открывала все двери и оттого чуть больше износилась. Левая же носила часы, иногда браслеты, а иногда поверх нее надевали колечко с бирюзой. Левая Перчатка была щеголиха, она чувствовала себя самой изысканной и элегантной из всех левых перчаток! Ко всем соседям по ящику она относилась свысока. Но больше всего ее возмущало, что пару ей составляет такая грубая, жесткая натура, как ее сестра — Правая Перчатка.
«Как ты можешь так жить? — говорила Левая Перчатка Правой. — Ты работаешь целыми днями, постоянно касаешься грязных денег, трогаешь все без разбору, а потом смеешь лежать рядом со мной! А я веду светскую жизнь — кому-то махну рукой, на что-то укажу пальчиком, но никогда не ношу тяжелых сумок и, уж конечно, гораздо чище тебя! Зачем ты мне нужна? Мне и без тебя хорошо!» Не успела Левая Перчатка договорить, как ящик шкафа открылся. Хозяйка извлекла перчатки наружу, надела их на руки и отправилась на улицу. Там было прохладно, падал снег. Хозяйка долго гуляла, и Левая Перчатка то и дело вздрагивала, когда Правая похлопывала или теребила ее без надобности. Наконец обе оказались в кармане пальто: хозяйка подходила к магазину. И тут Левая Перчатка не выдержала. Она ловко выпрыгнула наружу, крикнув напоследок: «Прощай! Я больше не хочу жить рядом с такой замарашкой! Отныне нам не по пути. Я скоро наверняка займу какое-нибудь почетное место в другом доме!»
Перчатка упала на тротуар. Она еще не знала, что одна она никому не нужна. Наутро, когда солнышко осветило город, какой-то прохожий поднял ее, повертел в руках... «Это моя судьба», — подумала Перчатка, но ошиблась: прохожий повесил ее на сучок дерева. Она провисела там три дня, утешая себя тем, что так и должно быть: все великие Перчатки начинали именно так!
Но вот на ней появились сосульки, она обледенела внутри и снаружи. Тогда ею заинтересовалась пролетавшая мимо Ворона. «Наконец-то! — с облегчением вздохнула перчатка. — Не зря я здесь висела. Эта птица, наверное, чей-то посыльный и скоро доставит меня в приличное общество. Пусть я немного замерзла, но зато по-прежнему элегантна...»
Но у Вороны были другие планы. Она схватила Перчатку, потрясла ее, сбивая сосульки, и потащила к себе в гнездо. Сообразив, в чем дело, Перчатка вырвалась из ее когтей и упала прямо в сумку старьевщика. Старьевщик удивился, но, повертев Перчатку в руках, взял ее с собой.
«Вот теперь я почти дома, — думала про себя Перчатка. — Сейчас меня выстирают, выгладят, и я опять буду как новая».
Но дома Перчатку бросили в кучу старых вещей. Перчатка была огорчена: она начинала понимать, какой ошибкой было сбежать от хозяйки. Старые вещи вокруг нее поговаривали о том, что ее скоро распустят на нитки и смотают в клубок. Она этого очень боялась, поскольку для нее утратить свою элегантную форму было равносильно смерти. И она впервые позавидовала своей сестре — Правой Перчатке, которая лежала в теплом уютном шкафу.
Левая Перчатка готова была выполнять самую грязную работу, лишь бы не лежать здесь на холодном полу и не слушать сплетен старых вещей.
Перчатка предавалась своим печальным размышлениям, как вдруг послышалось знакомое рычание, и крепкие зубы сцапали ее. Это была собака прежней хозяйки!
Собака выскочила из лавки старьевщика и, пробежав еще немного, бросила Перчатку прямо к ногам хозяйки. Перчатка была довольно-таки грязная и изорванная, но хозяйка узнала ее, подняла, отряхнула и положила в карман.
Теперь Левая Перчатка, выстиранная и заштопанная, опять живет в большом шкафу, дружит с Правой Перчаткой и другими вещами. Она даже помогает сестре носить сумки и никогда больше не зазнается.
По случаю возвращения Левой Перчатки в шкафу был устроен праздник. Обе сестрицы — Левая и Правая — веселились всю ночь, пока хозяйка спала. Им было хорошо вместе, и все их друзья радовались за них. Все точно знали: эту дружбу водой не разольешь!