Не все каббалистические модальности равноупотребимы в различных социальных ситуациях. Наиболее употребительны каузальная, ментальная и астральная модальности — они объединяются в группу социальных (каббалистических) модальностей. Атманическая и буддхиальная модальности объединяются в группу высших (каббалистических) модальностей, а эфирная и физическая — в группу плотных модальностей.
Высшие модальности редко употребляются в обычных социальных ситуациях, исключая особые ритуальные, но нередко (особенно буддхиальная) звучат в доверительных беседах. Плотные модальности также не приняты в обычном социальном общении (они для него несколько грубоваты), часто употребляясь, однако, при общении с детьми и членами семьи. Однако и высшие, и плотные суб модальности допускаются в социальных ситуациях — хотя бы в символическом виде.
МАРКЕРЫ КАББАЛИСТИЧЕСКИХ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Как определить модальность трансляции? Существуют непосредственно-смысловые (когнитивные) и стилистические маркеры, ориентируясь на которые можно определить влияние на трансляцию того или иного архетипа из каббалистической семьи. Однако окончательная диагностика иногда требует, помимо маркеров, учета контекста и даже порой личных особенностей протагониста и партнера.
Атманические маркеры
Когнитивные атманические маркеры это в первую очередь слова типа «всё», «весь», «полный» (или, наоборот, «ничто») и очень абстрактные понятия синтетического свойства, объединяющие в единое целое большой ряд многоаспектных явлений — например, жизнь, мир, свет, любовь, эволюция, материя, пространство, Бог. Атманическая трансляция объединяет всю жизнь человека или весь мир целиком, не оставляя в ней ничего за рамками рассмотрения, например:
— Бог тебе в помощь, Мисаил. (атм)
— Любовь да совет молодым! (атм)
— А сейчас я нарисую вам полную картину своей жизни, без малейшего изъяна. мен (атм)
Стилистические атманические маркеры. Атманический стиль — это особая разновидность синтетического лозунга, не несущего никакой специфической (качественной или предметной) информации, всеобъемлющего и вечно длящегося.
— Будь человеком, Демьян! (атм)
— Вся моя жизнь — это сплошное страдание! атм (буд)
Для атманических трансляций характерна самоочевидность, то есть они не несут практически никакой новой информации, и особый харизматический пыл, который (по идее) должен возмещать это отсутствие:
— Люди! Имейте совесть! (атм)
Еще одна важная черта атманических трансляций это их самодостаточность и принципиальная неподвластность критическому анализу. В ответ можно лишь полностью согласиться или, наоборот, полностью не принять сказанное — или оказаться некомплементарным, опустившись на буддхиальный или еще более низкие планы. Такие качества трансляции обычно достигаются безапелляционным тоном и расположением как бы выше всех собеседников и на отдалении от них — в физическом или переносном смысле.
Особая высшая торжественность, краткость, неразвернутость, многозначительность, использование абстрактных универсальных символов — характерные признаки активности Атманического архетипа. Довольно часто, впрочем, эти маркеры придают трансляции лишь атманическую субмодальность, а для того, чтобы модальность стала атманической, нужно потрудиться — поставить акцент на всеобщности, убрать все лишние подробности и качественные категории, включить в себе харизматическую ноту, способную без лишних вопросов увести за собой партнера(ов) куда угодно.
Например, в атманической модальности обычно высказывается кредо человека или организации; при этом оно должно быть практически бессмысленно и беспредметно, иначе вторгнутся влияния более плотных планов:
— Наша цель — удовлетворение всех потребностей клиента! (атм)
— Я живу, пока живу, а об остальном не думаю. (атм)
— Я — раб общества и собственных страстей. атм (буд)
— Я — что, я — ничего, но на самом деле — всё! (атм)
— Ты — ого-го, и тебе — ого-го, а ты — нуль, и с тобой — как с нулем! (атм)
Жесты, характерные для атманической модальности, хорошо известны по работам скульпторов, изображавших вождей и великих людей: это прямая рука, указывающая вперед-вверх, лицо, смотрящее несколько в небо и наблюдающее за горизонтом нечто, не видимое остальными.
Человек, апеллирующий к Атманическому архетипу, в коммуникации стремится расположиться достаточно далеко от партнера и по возможности над ним (например, на трибуне).
Горящие невидящие глаза, не мотивированная внешними обстоятельствами экзальтированность, пронзительный взгляд, не предполагающий ответа — характерные черты атманического поведения.
Атманическая интонация — страстная, зовущая, магическая, гипнотизирующая, заставляющая забыть все на свете и подчиниться протагонисту. Атманическая речь не распространенная, сильно эллиптичная, состоит из лозунгов и призывов или просто ключевых слов и символов, высказанных с надлежащей интонацией (см. выше).