Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Каббалистические модальности




Глава 1 КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ, МОДАЛЬНОСТИ И ИХ МАРКЕРЫ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Каббалистическая семья

Каббалистический архетип представляет собой семью из семи архетипов, соответствующим тонким телам, или планам бытия: это Атманический, Буддхиальный, Каузальный, Ментальный, Астральный, Эфирный и Физический архетипы.

Каббалистические модальности

Атманическая модальность в первую очередь характеризуется понятием«тотальный», или его вариантами: всеобъемлющий, всеобщий, всеохватный и т. д. Атманические энергии наполняют всю жизнь человека целиком; и атманическая идея всеобща, всеохватна и нередко сверхценна — хотя бы на момент произнесения фразы:

— (пылко) Диана, ты для меня — всё! (атм)

— Я — поэт! и этим всё сказано. (атм)

— (убежденно) Ничто меня не остановит на моем пути! (атм)

Атманическая модальность по причине своей всеохватности всегда несколько абстрактна, и что конкретно имеет в виду протагонист, обычно не вполне ясно; но уточнять это — значит пытаться опустить его вниз, на буддхиальную, каузальную или ментальную плоскости, а потому профанировать:

— Я тебя люблю, как свою жизнь, Виринея! (атм)

— А женишься скоро? (кауз)

Атманический архетип задает высшую, абстрактную цель, в принципе (конкретно) недостижимую, отвлекаясь от ее конкретной разработки, аспектной или предметной — но имея в виду, что она способна заполнить все существование человека:

— Я сейчас живу одним — своим ребенком. (атм)

— Учение — свет, и другого света Богом не предусмотрено, сын мой. (атм)

Для атманической модальности характерен жанр лозунга, часто использующего абстрактные символы:

«Наша основная цель — всеобщее процветание».

«Человек рожден для того, чтобы служить Богу».

Характерным для атманической модальности является глобальный взгляд на жизнь человека, мир, Бога:

— Меня Господь хранит. (атм)

— Ты теперь моя — до самой смерти. (атм)

— Я — интеллигент по сути и от рождения. (атм)

«Эволюция Вселенной началась сразу после Большого Взрыва». (атм)

Универсальным объектом в жизни человека является его личность, «я», поэтому глобальные оценки личности часто имеют атманическую модальность:

— Я всегда собой недоволен. (атм)

— Я тебя уважаю, Демьян. (атм)

Представление человека в момент знакомства — атманическое действие, так как знакомящий предъявляет его целиком:

— Познакомься, мама, это Евтихий. (атм)

В подобной ситуации смягчить (и снизить) чисто атманическую энергетику помогает добавление атрибута:

— Познакомься, мама, это Евтихий — он мой друг. атм (буд)

— Познакомься, мама, это Евтихий, он нам споет под гитару. атм (кауз)

Для атманических трансляций характерно отсутствие (или минимальное количество) смысла в его обычном понимании, но большая скрытая энергия или потенциальный смысл, которые в принципе можно начать разворачивать:

— Я вам теперь (значительно) до смерти обязана, Пахом. (атм)

— Неужели ты моя навсегда, о Валенсия! (атм)

Буддхиальная модальность свойственна трансляциям, обозначающим длительные процессы или устойчивые обстоятельства, не меняющиеся на протяжении нескольких лет. Она характерна для описания человеком своих устойчивых ценностей, являющихся важными аспектами его жизни в целом — но не исчерпывающих ее, в отличие от атманической модальности:

— Я замужем, у меня трое детей. (буд)

— Мой сын учится в Новосибирском университете. (буд)

— Познакомься, Донат, это мой муж, Тигран. буд (атм)

— Тебе зачем жена, ты еще такой молодой, Домиан! (буд)

В буддхиальной модальности обычно звучат жизненные позиции протагониста, относящиеся к его этике или мировоззрению:

— Я, знаете, в долг не живу и другим не желаю, Варвара. (буд)

— Национальность — не главное, важнее — внутренняя культура человека, так я считаю. (буд)

— Извините, барышня, я с незнакомыми женщинами сам не знакомлюсь. (буд)

— Наша фирма высоко ценит своих постоянных клиентов. (буд)

В буддхиальной модальности обычно обозначаются длительные роли, в которых выступает протагонист или его партнер:

— Ты нашему ребенку мать или не мать, Дарья?! (буд)

— Отныне я твой руководитель, Лукреция! (буд)

Каузальная модальность характерна для трансляций, выражающих участие человека в событийном потоке или реализующих сам этот поток, то есть представляющих собой непосредственное действие:

— Немедленно вытри нос, Виля! (кауз)

(вынимает платок и вытирает) (кауз)

 

— Я предлагаю вам сегодня съездить на объект, Мартирий. (кауз)

— Я готов, Исидор Гермогенович. (кауз)

Для каузальной модальности характерны сиюминутность, спонтанность, акцент на состоянии «здесь и сейчас», отсутствие осмысления, с одной стороны, и прямой опоры на ценности и программы — с другой. Здесь слова играют роль «помощников» действия и ему сопутствуют, но их смысл относится к самому действию, а не к его осмыслению или обоснованию:

— (в автомобиле) Сержант, заглушите двигатель! (кауз)

— (очень громко) а-а-а-АААА!!! (кауз)

Для того чтобы отличить каузальные трансляции от ментальных, часто можно использовать такое правило: по поводу каузальной трансляции невозможно сказать, истинна она или ложна как суждение — это было бы бессмысленно. Типичный пример чисто каузальной трансляции — это конкретное указание, просьба или приказ, а также согласие или несогласие их выполнить, например:

— Машенька, вымой, пожалуйста, за собой посуду! (кауз)

— Нет! (кауз)

Другая особенность каузальных трансляций — они часто прямо связаны с физическим планом, то есть сопровождаются движениями физического тела или перемещениями окружающих предметов и объектов:

— Веня, ты можешь съесть один банан. (кауз)

(быстро хватает банан и начинает его чистить) Спасибо! (кауз)

 

— Привет, Шустрик! (протягивает руки навстречу собаке) (кауз)

— Привет, Евстафий! (лижет ладонь хозяину) (кауз)

 

— Я ушел! (выходит и плотно закрывает за собой дверь) (кауз)

Еще один признак каузальной модальности — она сопутствует актуально идущим в данный момент процессам, то есть тому, что занимает время человека:

— Чем ты сейчас занимаешься, Филимон?

— Жду обеда. (кауз)

В процессе коммуникации каузальная модальность очень важна, так как превращает для участников чистый обмен информацией в действие, то есть событие. В частности, обращение к партнеру (то есть слова или жесты, ему адресованные) само по себе есть каузальный акт, особенно если оно предполагает ответ того или иного рода — и этот ответ тоже сам по себе есть каузальный акт. Поэтому для устных диалогов каузальная модальность (или хотя бы субмодальность) — регулярное правило. Людей, его нарушающих, обычно считают невежами, невоспитанными, не умеющими общаться и т. д. В чем смысл этих упреков? Он очень прост: разговор между людьми — это в первую очередь хэппенинг (интересное событие), и для того, чтобы партнер это почувствовал, протагонист должен постараться; в частности, ему следует направить на партнера энергию своего внимания и применить невербальные выразительные средства (телодвижения, жесты, гримасы, особые интонации) — а иначе трансляции начинают звучать в ментальной модальности, и тогда, спрашивается, зачем было встречаться?

Типичная каузальная трансляция это тот или иной акт: акт знакомства, акт представления себя, акт сочувствия, акт доброты, прощения и т. д.; при этом слова, которыми оформляется этот акт, не так важны, как его прямой каузальный смысл, который партнер может выразить потом такими словами: «Он мне представился»; «он мне посочувствовал», «она меня простила» и т. д. Когда слова «акта» произносятся формально, без должной каузальной энергии, то они воспринимаются партнером как формальные, неудовлетворительные, лживые, лицемерные, равнодушные и т. п.:

— Ты меня простишь, Агния? (кауз)

(глядя в глаза, добрым голосом) Прощаю, отец. (кауз)

 

— Ты меня простишь, Агния? (кауз)

— (спокойно, равнодушно, глядя в сторону) Конечно, прощу, поскольку ты ни в чем не виноват передо мной. (мен)

Каузальная модальность означает вовлечение протагониста в событийный поток и проявление человека как бы «изнутри» этого потока, когда процесс осмысления и логического анализа еще не начался (и на данный момент это и не предполагается). Типичный пример — это репортаж о только что случившихся событиях, которые еще не «отпустили» протагониста:

— (с горящими глазами) Мама, там у нас во дворе пожарная машина приехала! (кауз)

— (рассказывая жене о рыбалке; с энтузиазмом) И тут я ее — аккуратненько так — подсекаю — и тащу на берег! (кауз)

На чисто каузальные обращения невозможен или неуместен (некомплементарен) вопрос: «Почему?», предполагающий спуск на ментальный план. Вот, например, адекватный каузальный диалог:

— (утром, просыпаясь) Ты представляешь, Анастасия, я только что видел во сне, как ты обнимала другого! (кауз)

— (нежно обнимая мужа) Прости меня, Вольдемар, я раскаиваюсь!

Однако совершенно ясно, что ментальный ответ жены:

— Интересно, почему ты стал видеть такие сны? (мен)

— вряд ли бы порадовал огорченного Вольдемара.

Характерные качества каузальной модальности — неожиданность, спонтанность и своевременность; лишившись их, трансляция теряет массу каузальной энергии. Просто войти в комнату с друзьями в удачный момент — сильный каузальный ход:

— А вот и я! (кауз)

Ментальная модальность предполагает отделение человека от «настоящей» реальности и последующий логический, аналитический, ассоциативный или символический ее анализ или обработку. Здесь типично обращение к специальному языку, терминам и т. п.:

— Мне представляется, что поведение любого человека, в том числе и твое сегодняшнее, Марта, должно быть угодно Богу — в противном случае мы могли бы усомниться в Его Всемогуществе. (мен)

— Я думаю, Домициан, что своей внешностью ты обязан больше отцу, нежели матери — так у голубки и коршуна могут родиться ласковые коршунята. (мен)

— Ваш стиль жизни, Виолетта, скорее подобал бы вдовому бригадному генералу в отставке. (мен)

Логические связки («поскольку», «если», «то», «следовательно») часто указывают на ментальную модальность (или субмодальность), так как логика в принципе свойственна лишь ментальным моделям, но не жизни как таковой (то есть каузальному плану и выше):

— Я вижу тебя, Доминик — следовательно, ты жив и даже хочешь со мной разговаривать. (мен)

— Почему я не хочу с тобой обсуждать твоих девушек, Филидор — да просто потому, что мало что в них понимаю, с твоей точки зрения; а с моей — как раз наоборот.

Следует заметить, что истинность или ложность трансляции никак не влияет на ее модальность: ложное утверждение является ментальным ничуть не меньше, чем истинное:

— Земля круглая — значит, мы с тобой обязательно встретимся, Лукиан. (мен)

— Поскольку Земля вращается вокруг Солнца, зима неизбежно сменяется весной и летом. (мен)

В ментальной модальности часто идет отдаленный рассказ о событиях, сопровождающийся их анализом и комментированием с той или иной точки зрения:

— Поскольку был я тогда еще мал и необразован, то подумал, что сойдет мне с рук это безобразие, и нисколько его не устыдился. (мен)

— Ну и, конечно, покатился я прямым ходом от Люсечки к Настеньке — эдаким колобком, что до лисы никак не добежит... Добежал, нашел-таки свою лисичку в конце концов. (мен)

В ментальной модальности идут всевозможные оценки, сравнения и прочие аналитические процессы:

«Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову». (мен) (И. Ильф и Е. Петров, «12 стульев»)

«Небывалых надоев с коровы-рекордистки Сардины добилась доярка Домна — 6 тонн молока за сезон это впечатляющий результат для сурового Нечерноземья». (мен)

— Что ты, Порфирий, скачешь по миру, как заяц — мужчина должен быть солиднее, тем более ближе к тридцати, я так считаю. (мен)

— Мне кажется, ты взволнована, Беатриса. (мен)

— Опасаюсь я этих грибочков, пусть даже маринованных — боюсь, как бы чего мой желудок с ними не выкинул. (мен)

Для ментальной модальности характерно использование специальной терминологии и абстрактных символов, отделяющих объект рассмотрения от непосредственного восприятия человека:

«Введение католической церковью индульгенций окончательно превратило ее в из духовной организации в коммерческую». (мен)

«Возникновение и гипертрофированный рост рынка вторичных ценных бумаг — явный признак упадка современной капиталистической формации». (мен)

— Надо мной был совершен акт насилия. (мен)

Однако не следует думать, что все символы обязательно ментальны: существуют символы на всех планах: атманические, буддхиальные и т. д., вплоть до физических. Символы, присущие ментальной модальности, отличаются тем, что они склонны организовываться в сложные символические системы и образовывать языки с развитым синтаксисом, то есть правилами их сочетания и взаимодействия друг с другом. (Наоборот, атманические символы неохотно сочетаются друг с другом, предпочитая существовать в одиночестве.)

Астральная модальность свойственна трансляциям, акцентирующим те или иные чувства или эмоции человека. Конечно, в любой трансляции (даже бессловесной) есть какой-то смысл, но в случае астральной модальности он по своей значимости существенно уступает транслируемой протагонистом эмоциональной энергии:

— (при неожиданной встрече) Сильвио, это ты?! (аст)

— (радостно) Клавдия! (аст)

Для астральной модальности в первую очередь характерны невербальные выразительные средства: мимика, жесты, «ахи» и «охи», которые в письменной речи передаются междометиями и восклицательными знаками:

— Ты меня любишь, Анастасия?

—?!! (аст)

 

— Поздравляю тебя, моя родная! (вручает пышный букет роз)

— (в восхищении) Ах! (аст)

Таким образом, астральная трансляция практически лишена ментального содержания — или оно номинально присутствует в трансляции, но фактически никакой информации не несет; типичный пример — повторение своих же слов или слов партнера, или утверждение очевидной истины или обстоятельства:

— (значительно) Мама, сегодня к нам придет Евтихий. (кауз)

— (равнодушно) Это кто? (мен)

— (восторженно) Сам Евтихий, мама! (аст)

 

— (гневно) Еще раз могу повторить: замуж не хочу! (аст)

 

— (спокойно) Насколько я помню свою жизнь, я ни разу в зоопарке не был. (мен) (взволнованно) Представляешь: НИКОГДА! (аст)

Не следует думать, что слова, обозначающие эмоции (радость, гнев, любовь и т. д.) непременно придают трансляции астральную модальность — нередко такие трансляции имеют иную модальность, а астральной оказывается лишь субмодальность. Дело в том, что сам по себе процесс описания чувств словами переводит их ментальную модальность:

— (спокойно, рассудительно) Ты меня сегодня разозлил. мен (аст)

— Я вас люблю, Матильда, и в глубоком волнении прошу вашей руки. буд (аст)

Непосредственно же проявление эмоций обычно не связано с использованием их названий, а в тексте пьес они ставятся в скобках перед репликами действующих лиц:

— (в гневе) Ну, ты гад, Порфирий! (аст)

— (обиженно смотрит)?! (аст)

 

— (издевательски) Ха-ха-ха! (аст)

— (шутливо) Убью, Гервасий, так что своих не узнаешь! (аст)

Для астральной модальности вообще довольно характерно использование слов и текстов, которые протагонист «не имеет в виду», то есть использует слова и выражения не ради их непосредственного смысла, а с целью нагрузить их эмоцией, ради которой и звучит трансляция; особенно это характерно для ругательств:

— (угрожающе) Не будешь меня слушаться — тут же подаю на развод! (аст)

— (гневно) Еще поймаю — на месте выдеру как сидорову козу! (аст)

— Гадина ползучая! Змея холоднокровная! Чертова дочка! Только подойди — в рожу плюну! (аст)

Эфирная модальность связана с переживанием человеком своего тела или с «телесным» восприятием им окружающего мира; эта модальность называется иногда кинестетической. Трансляции, акцентирующие переживания человека в связи с едой, усталостью, или избытком жизненных сил, а также его тактильные или иные телесные ощущения, имеют эфирную модальность; тонкость, как и в случае астральной модальности, заключается в том, что будучи описанными словами, эфирные переживания или намерения часто приобретают иную, например, каузальную или ментальную модальность, а эфирной становится лишь субмодальность:

— Хотите отдохнуть, Святослав Казимирович?

— Ммм... (устраивается в кресле поудобнее и закрывает глаза) (эф)

 

— (потягивается и выразительно зевает) (эф)

 

— (обнимает себя руками и дрожит всем телом, показывая, что очень замерзла) (эф)

— (протягивает руки навстречу с явным намерением обнять) Иди ко мне, Марфа! кауз (эф)

 

— Почему вы больше ничего не хотите, Добрыня?

— Потому что очень всё у вас сытно. (поглаживает себя по животу, прикрывает глаза) мен (эф)

Для того, чтобы эфирные переживания в трансляции получили эфирную модальность, а не субмодальность, надо, что называется, постараться, то есть сопроводить свою трансляцию выразительным телесно-чувственным проявлением (потягивание, зевание, медленное движение), а иначе эфирной станет субмодальность — но таковы, кстати, правила приличия, запрещающие использование низших каббалистических модальностей (эфирной и физической) в социальных ситуациях, за исключением строго оговоренных ритуальных моментов. Например, обнять чужую жену можно лишь при встрече и прощании (да и то лишь на правах старого друга) или во время танца.

— Ты почему такой скучный, Еремей?

— (отчаянно зевая) У-у-ста...ал! (эф)

 

— Ты от меня так далеко сегодня, Донат.

— (как бы утешая) Ну, ну. (ласково гладит жену по руке). (эф)

 

— (схватившись за живот и побледнев лицом, тихим, сдавленным голосом) Меня тошнит. (эф)

Символом эфирного тела в социуме служит одежда, поэтому прикосновения к одежде (своей и чужой) часто имеют символически-эфирную модальность или субмодальность:

— (привлекая внимание партнерши, трогает ее за рукав блузки) Манефа! кауз (эф)

— (отдуваясь) Жарко! (расстегивает воротничок) (эф)

— (самодовольно) Я свою жену хорошо одеваю. буд (эф)

Сексуальные, пищевые и банные переживания в основном эфирны (по крайней мере, в современной культуре):

— У меня теперь есть такая Анечка... (причмокивает) сладкая-сладкая! (эф)

— Ну ты мне задал жару, Петроний — как веником по бокам! кауз (эф)

Физическая модальность связана с акцентуацией физического тела (своего или партнера) или окружающего физического пространства как такового:

— Мама, посмотри, какая у меня чистая шея и уши! (показывает) (физ)

 

— А вот этого ты не ждешь? (подносит фигу близко к лицу партнера) (физ)

 

— Стой! (преграждает путь партнеру собственным телом) (физ)

 

— Вот тебе! (шлепает ребенка по попке) (физ)

(разбивает тарелку об пол в знак протеста) (физ)

 

— Ты ответишь мне что-нибудь, Вилен?

(молча громко размешивает сахар в стакане с чаем) (физ)

 

— (берет ребенка за ухо и выводит из комнаты) (физ)

 

— И что ты скажешь теперь, Дементий?

— (бьет кулаком по подлокотнику кресла) (физ)

Молчаливые жены, больше занимающиеся домашним хозяйством, чем ненужными разговорами, часто пользуются, к удовлетворению своих мужей, физической модальностью:

— Эльвира, что там у нас на полдник?

— Вот. (вкатывает в комнату столик с едой) (физ)

 

— Спасибо, дорогая, за прекрасный обед.

(молча кивает, встает и начинает мыть посуду) (физ)

 

— (вкрадчиво) Люсенька, мы будем сегодня любить друг друга?

(молча быстро раздевается и подходит вплотную) (физ)

Тело, как бы лишенное ощущений ввиду ритуальности производимого им действия, тоже апеллирует к физической модальности или субмодальности:

— Здравствуй, Жорж! (протягивает руку для рукопожатия)

(молча пожимает руку протагониста) (физ)

 

— Молодец, сын! (поощрительно формально гладит ребенка по голове)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 378 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2282 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.