Глава 1 КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ, МОДАЛЬНОСТИ И ИХ МАРКЕРЫ
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Каббалистическая семья
Каббалистический архетип представляет собой семью из семи архетипов, соответствующим тонким телам, или планам бытия: это Атманический, Буддхиальный, Каузальный, Ментальный, Астральный, Эфирный и Физический архетипы.
Каббалистические модальности
Атманическая модальность в первую очередь характеризуется понятием«тотальный», или его вариантами: всеобъемлющий, всеобщий, всеохватный и т. д. Атманические энергии наполняют всю жизнь человека целиком; и атманическая идея всеобща, всеохватна и нередко сверхценна — хотя бы на момент произнесения фразы:
— (пылко) Диана, ты для меня — всё! (атм)
— Я — поэт! и этим всё сказано. (атм)
— (убежденно) Ничто меня не остановит на моем пути! (атм)
Атманическая модальность по причине своей всеохватности всегда несколько абстрактна, и что конкретно имеет в виду протагонист, обычно не вполне ясно; но уточнять это — значит пытаться опустить его вниз, на буддхиальную, каузальную или ментальную плоскости, а потому профанировать:
— Я тебя люблю, как свою жизнь, Виринея! (атм)
— А женишься скоро? (кауз)
Атманический архетип задает высшую, абстрактную цель, в принципе (конкретно) недостижимую, отвлекаясь от ее конкретной разработки, аспектной или предметной — но имея в виду, что она способна заполнить все существование человека:
— Я сейчас живу одним — своим ребенком. (атм)
— Учение — свет, и другого света Богом не предусмотрено, сын мой. (атм)
Для атманической модальности характерен жанр лозунга, часто использующего абстрактные символы:
«Наша основная цель — всеобщее процветание».
«Человек рожден для того, чтобы служить Богу».
Характерным для атманической модальности является глобальный взгляд на жизнь человека, мир, Бога:
— Меня Господь хранит. (атм)
— Ты теперь моя — до самой смерти. (атм)
— Я — интеллигент по сути и от рождения. (атм)
«Эволюция Вселенной началась сразу после Большого Взрыва». (атм)
Универсальным объектом в жизни человека является его личность, «я», поэтому глобальные оценки личности часто имеют атманическую модальность:
— Я всегда собой недоволен. (атм)
— Я тебя уважаю, Демьян. (атм)
Представление человека в момент знакомства — атманическое действие, так как знакомящий предъявляет его целиком:
— Познакомься, мама, это Евтихий. (атм)
В подобной ситуации смягчить (и снизить) чисто атманическую энергетику помогает добавление атрибута:
— Познакомься, мама, это Евтихий — он мой друг. атм (буд)
— Познакомься, мама, это Евтихий, он нам споет под гитару. атм (кауз)
Для атманических трансляций характерно отсутствие (или минимальное количество) смысла в его обычном понимании, но большая скрытая энергия или потенциальный смысл, которые в принципе можно начать разворачивать:
— Я вам теперь (значительно) до смерти обязана, Пахом. (атм)
— Неужели ты моя навсегда, о Валенсия! (атм)
Буддхиальная модальность свойственна трансляциям, обозначающим длительные процессы или устойчивые обстоятельства, не меняющиеся на протяжении нескольких лет. Она характерна для описания человеком своих устойчивых ценностей, являющихся важными аспектами его жизни в целом — но не исчерпывающих ее, в отличие от атманической модальности:
— Я замужем, у меня трое детей. (буд)
— Мой сын учится в Новосибирском университете. (буд)
— Познакомься, Донат, это мой муж, Тигран. буд (атм)
— Тебе зачем жена, ты еще такой молодой, Домиан! (буд)
В буддхиальной модальности обычно звучат жизненные позиции протагониста, относящиеся к его этике или мировоззрению:
— Я, знаете, в долг не живу и другим не желаю, Варвара. (буд)
— Национальность — не главное, важнее — внутренняя культура человека, так я считаю. (буд)
— Извините, барышня, я с незнакомыми женщинами сам не знакомлюсь. (буд)
— Наша фирма высоко ценит своих постоянных клиентов. (буд)
В буддхиальной модальности обычно обозначаются длительные роли, в которых выступает протагонист или его партнер:
— Ты нашему ребенку мать или не мать, Дарья?! (буд)
— Отныне я твой руководитель, Лукреция! (буд)
Каузальная модальность характерна для трансляций, выражающих участие человека в событийном потоке или реализующих сам этот поток, то есть представляющих собой непосредственное действие:
— Немедленно вытри нос, Виля! (кауз)
(вынимает платок и вытирает) (кауз)
— Я предлагаю вам сегодня съездить на объект, Мартирий. (кауз)
— Я готов, Исидор Гермогенович. (кауз)
Для каузальной модальности характерны сиюминутность, спонтанность, акцент на состоянии «здесь и сейчас», отсутствие осмысления, с одной стороны, и прямой опоры на ценности и программы — с другой. Здесь слова играют роль «помощников» действия и ему сопутствуют, но их смысл относится к самому действию, а не к его осмыслению или обоснованию:
— (в автомобиле) Сержант, заглушите двигатель! (кауз)
— (очень громко) а-а-а-АААА!!! (кауз)
Для того чтобы отличить каузальные трансляции от ментальных, часто можно использовать такое правило: по поводу каузальной трансляции невозможно сказать, истинна она или ложна как суждение — это было бы бессмысленно. Типичный пример чисто каузальной трансляции — это конкретное указание, просьба или приказ, а также согласие или несогласие их выполнить, например:
— Машенька, вымой, пожалуйста, за собой посуду! (кауз)
— Нет! (кауз)
Другая особенность каузальных трансляций — они часто прямо связаны с физическим планом, то есть сопровождаются движениями физического тела или перемещениями окружающих предметов и объектов:
— Веня, ты можешь съесть один банан. (кауз)
(быстро хватает банан и начинает его чистить) Спасибо! (кауз)
— Привет, Шустрик! (протягивает руки навстречу собаке) (кауз)
— Привет, Евстафий! (лижет ладонь хозяину) (кауз)
— Я ушел! (выходит и плотно закрывает за собой дверь) (кауз)
Еще один признак каузальной модальности — она сопутствует актуально идущим в данный момент процессам, то есть тому, что занимает время человека:
— Чем ты сейчас занимаешься, Филимон?
— Жду обеда. (кауз)
В процессе коммуникации каузальная модальность очень важна, так как превращает для участников чистый обмен информацией в действие, то есть событие. В частности, обращение к партнеру (то есть слова или жесты, ему адресованные) само по себе есть каузальный акт, особенно если оно предполагает ответ того или иного рода — и этот ответ тоже сам по себе есть каузальный акт. Поэтому для устных диалогов каузальная модальность (или хотя бы субмодальность) — регулярное правило. Людей, его нарушающих, обычно считают невежами, невоспитанными, не умеющими общаться и т. д. В чем смысл этих упреков? Он очень прост: разговор между людьми — это в первую очередь хэппенинг (интересное событие), и для того, чтобы партнер это почувствовал, протагонист должен постараться; в частности, ему следует направить на партнера энергию своего внимания и применить невербальные выразительные средства (телодвижения, жесты, гримасы, особые интонации) — а иначе трансляции начинают звучать в ментальной модальности, и тогда, спрашивается, зачем было встречаться?
Типичная каузальная трансляция это тот или иной акт: акт знакомства, акт представления себя, акт сочувствия, акт доброты, прощения и т. д.; при этом слова, которыми оформляется этот акт, не так важны, как его прямой каузальный смысл, который партнер может выразить потом такими словами: «Он мне представился»; «он мне посочувствовал», «она меня простила» и т. д. Когда слова «акта» произносятся формально, без должной каузальной энергии, то они воспринимаются партнером как формальные, неудовлетворительные, лживые, лицемерные, равнодушные и т. п.:
— Ты меня простишь, Агния? (кауз)
(глядя в глаза, добрым голосом) Прощаю, отец. (кауз)
— Ты меня простишь, Агния? (кауз)
— (спокойно, равнодушно, глядя в сторону) Конечно, прощу, поскольку ты ни в чем не виноват передо мной. (мен)
Каузальная модальность означает вовлечение протагониста в событийный поток и проявление человека как бы «изнутри» этого потока, когда процесс осмысления и логического анализа еще не начался (и на данный момент это и не предполагается). Типичный пример — это репортаж о только что случившихся событиях, которые еще не «отпустили» протагониста:
— (с горящими глазами) Мама, там у нас во дворе пожарная машина приехала! (кауз)
— (рассказывая жене о рыбалке; с энтузиазмом) И тут я ее — аккуратненько так — подсекаю — и тащу на берег! (кауз)
На чисто каузальные обращения невозможен или неуместен (некомплементарен) вопрос: «Почему?», предполагающий спуск на ментальный план. Вот, например, адекватный каузальный диалог:
— (утром, просыпаясь) Ты представляешь, Анастасия, я только что видел во сне, как ты обнимала другого! (кауз)
— (нежно обнимая мужа) Прости меня, Вольдемар, я раскаиваюсь!
Однако совершенно ясно, что ментальный ответ жены:
— Интересно, почему ты стал видеть такие сны? (мен)
— вряд ли бы порадовал огорченного Вольдемара.
Характерные качества каузальной модальности — неожиданность, спонтанность и своевременность; лишившись их, трансляция теряет массу каузальной энергии. Просто войти в комнату с друзьями в удачный момент — сильный каузальный ход:
— А вот и я! (кауз)
Ментальная модальность предполагает отделение человека от «настоящей» реальности и последующий логический, аналитический, ассоциативный или символический ее анализ или обработку. Здесь типично обращение к специальному языку, терминам и т. п.:
— Мне представляется, что поведение любого человека, в том числе и твое сегодняшнее, Марта, должно быть угодно Богу — в противном случае мы могли бы усомниться в Его Всемогуществе. (мен)
— Я думаю, Домициан, что своей внешностью ты обязан больше отцу, нежели матери — так у голубки и коршуна могут родиться ласковые коршунята. (мен)
— Ваш стиль жизни, Виолетта, скорее подобал бы вдовому бригадному генералу в отставке. (мен)
Логические связки («поскольку», «если», «то», «следовательно») часто указывают на ментальную модальность (или субмодальность), так как логика в принципе свойственна лишь ментальным моделям, но не жизни как таковой (то есть каузальному плану и выше):
— Я вижу тебя, Доминик — следовательно, ты жив и даже хочешь со мной разговаривать. (мен)
— Почему я не хочу с тобой обсуждать твоих девушек, Филидор — да просто потому, что мало что в них понимаю, с твоей точки зрения; а с моей — как раз наоборот.
Следует заметить, что истинность или ложность трансляции никак не влияет на ее модальность: ложное утверждение является ментальным ничуть не меньше, чем истинное:
— Земля круглая — значит, мы с тобой обязательно встретимся, Лукиан. (мен)
— Поскольку Земля вращается вокруг Солнца, зима неизбежно сменяется весной и летом. (мен)
В ментальной модальности часто идет отдаленный рассказ о событиях, сопровождающийся их анализом и комментированием с той или иной точки зрения:
— Поскольку был я тогда еще мал и необразован, то подумал, что сойдет мне с рук это безобразие, и нисколько его не устыдился. (мен)
— Ну и, конечно, покатился я прямым ходом от Люсечки к Настеньке — эдаким колобком, что до лисы никак не добежит... Добежал, нашел-таки свою лисичку в конце концов. (мен)
В ментальной модальности идут всевозможные оценки, сравнения и прочие аналитические процессы:
«Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову». (мен) (И. Ильф и Е. Петров, «12 стульев»)
«Небывалых надоев с коровы-рекордистки Сардины добилась доярка Домна — 6 тонн молока за сезон это впечатляющий результат для сурового Нечерноземья». (мен)
— Что ты, Порфирий, скачешь по миру, как заяц — мужчина должен быть солиднее, тем более ближе к тридцати, я так считаю. (мен)
— Мне кажется, ты взволнована, Беатриса. (мен)
— Опасаюсь я этих грибочков, пусть даже маринованных — боюсь, как бы чего мой желудок с ними не выкинул. (мен)
Для ментальной модальности характерно использование специальной терминологии и абстрактных символов, отделяющих объект рассмотрения от непосредственного восприятия человека:
«Введение католической церковью индульгенций окончательно превратило ее в из духовной организации в коммерческую». (мен)
«Возникновение и гипертрофированный рост рынка вторичных ценных бумаг — явный признак упадка современной капиталистической формации». (мен)
— Надо мной был совершен акт насилия. (мен)
Однако не следует думать, что все символы обязательно ментальны: существуют символы на всех планах: атманические, буддхиальные и т. д., вплоть до физических. Символы, присущие ментальной модальности, отличаются тем, что они склонны организовываться в сложные символические системы и образовывать языки с развитым синтаксисом, то есть правилами их сочетания и взаимодействия друг с другом. (Наоборот, атманические символы неохотно сочетаются друг с другом, предпочитая существовать в одиночестве.)
Астральная модальность свойственна трансляциям, акцентирующим те или иные чувства или эмоции человека. Конечно, в любой трансляции (даже бессловесной) есть какой-то смысл, но в случае астральной модальности он по своей значимости существенно уступает транслируемой протагонистом эмоциональной энергии:
— (при неожиданной встрече) Сильвио, это ты?! (аст)
— (радостно) Клавдия! (аст)
Для астральной модальности в первую очередь характерны невербальные выразительные средства: мимика, жесты, «ахи» и «охи», которые в письменной речи передаются междометиями и восклицательными знаками:
— Ты меня любишь, Анастасия?
—?!! (аст)
— Поздравляю тебя, моя родная! (вручает пышный букет роз)
— (в восхищении) Ах! (аст)
Таким образом, астральная трансляция практически лишена ментального содержания — или оно номинально присутствует в трансляции, но фактически никакой информации не несет; типичный пример — повторение своих же слов или слов партнера, или утверждение очевидной истины или обстоятельства:
— (значительно) Мама, сегодня к нам придет Евтихий. (кауз)
— (равнодушно) Это кто? (мен)
— (восторженно) Сам Евтихий, мама! (аст)
— (гневно) Еще раз могу повторить: замуж не хочу! (аст)
— (спокойно) Насколько я помню свою жизнь, я ни разу в зоопарке не был. (мен) (взволнованно) Представляешь: НИКОГДА! (аст)
Не следует думать, что слова, обозначающие эмоции (радость, гнев, любовь и т. д.) непременно придают трансляции астральную модальность — нередко такие трансляции имеют иную модальность, а астральной оказывается лишь субмодальность. Дело в том, что сам по себе процесс описания чувств словами переводит их ментальную модальность:
— (спокойно, рассудительно) Ты меня сегодня разозлил. мен (аст)
— Я вас люблю, Матильда, и в глубоком волнении прошу вашей руки. буд (аст)
Непосредственно же проявление эмоций обычно не связано с использованием их названий, а в тексте пьес они ставятся в скобках перед репликами действующих лиц:
— (в гневе) Ну, ты гад, Порфирий! (аст)
— (обиженно смотрит)?! (аст)
— (издевательски) Ха-ха-ха! (аст)
— (шутливо) Убью, Гервасий, так что своих не узнаешь! (аст)
Для астральной модальности вообще довольно характерно использование слов и текстов, которые протагонист «не имеет в виду», то есть использует слова и выражения не ради их непосредственного смысла, а с целью нагрузить их эмоцией, ради которой и звучит трансляция; особенно это характерно для ругательств:
— (угрожающе) Не будешь меня слушаться — тут же подаю на развод! (аст)
— (гневно) Еще поймаю — на месте выдеру как сидорову козу! (аст)
— Гадина ползучая! Змея холоднокровная! Чертова дочка! Только подойди — в рожу плюну! (аст)
Эфирная модальность связана с переживанием человеком своего тела или с «телесным» восприятием им окружающего мира; эта модальность называется иногда кинестетической. Трансляции, акцентирующие переживания человека в связи с едой, усталостью, или избытком жизненных сил, а также его тактильные или иные телесные ощущения, имеют эфирную модальность; тонкость, как и в случае астральной модальности, заключается в том, что будучи описанными словами, эфирные переживания или намерения часто приобретают иную, например, каузальную или ментальную модальность, а эфирной становится лишь субмодальность:
— Хотите отдохнуть, Святослав Казимирович?
— Ммм... (устраивается в кресле поудобнее и закрывает глаза) (эф)
— (потягивается и выразительно зевает) (эф)
— (обнимает себя руками и дрожит всем телом, показывая, что очень замерзла) (эф)
— (протягивает руки навстречу с явным намерением обнять) Иди ко мне, Марфа! кауз (эф)
— Почему вы больше ничего не хотите, Добрыня?
— Потому что очень всё у вас сытно. (поглаживает себя по животу, прикрывает глаза) мен (эф)
Для того, чтобы эфирные переживания в трансляции получили эфирную модальность, а не субмодальность, надо, что называется, постараться, то есть сопроводить свою трансляцию выразительным телесно-чувственным проявлением (потягивание, зевание, медленное движение), а иначе эфирной станет субмодальность — но таковы, кстати, правила приличия, запрещающие использование низших каббалистических модальностей (эфирной и физической) в социальных ситуациях, за исключением строго оговоренных ритуальных моментов. Например, обнять чужую жену можно лишь при встрече и прощании (да и то лишь на правах старого друга) или во время танца.
— Ты почему такой скучный, Еремей?
— (отчаянно зевая) У-у-ста...ал! (эф)
— Ты от меня так далеко сегодня, Донат.
— (как бы утешая) Ну, ну. (ласково гладит жену по руке). (эф)
— (схватившись за живот и побледнев лицом, тихим, сдавленным голосом) Меня тошнит. (эф)
Символом эфирного тела в социуме служит одежда, поэтому прикосновения к одежде (своей и чужой) часто имеют символически-эфирную модальность или субмодальность:
— (привлекая внимание партнерши, трогает ее за рукав блузки) Манефа! кауз (эф)
— (отдуваясь) Жарко! (расстегивает воротничок) (эф)
— (самодовольно) Я свою жену хорошо одеваю. буд (эф)
Сексуальные, пищевые и банные переживания в основном эфирны (по крайней мере, в современной культуре):
— У меня теперь есть такая Анечка... (причмокивает) сладкая-сладкая! (эф)
— Ну ты мне задал жару, Петроний — как веником по бокам! кауз (эф)
Физическая модальность связана с акцентуацией физического тела (своего или партнера) или окружающего физического пространства как такового:
— Мама, посмотри, какая у меня чистая шея и уши! (показывает) (физ)
— А вот этого ты не ждешь? (подносит фигу близко к лицу партнера) (физ)
— Стой! (преграждает путь партнеру собственным телом) (физ)
— Вот тебе! (шлепает ребенка по попке) (физ)
(разбивает тарелку об пол в знак протеста) (физ)
— Ты ответишь мне что-нибудь, Вилен?
(молча громко размешивает сахар в стакане с чаем) (физ)
— (берет ребенка за ухо и выводит из комнаты) (физ)
— И что ты скажешь теперь, Дементий?
— (бьет кулаком по подлокотнику кресла) (физ)
Молчаливые жены, больше занимающиеся домашним хозяйством, чем ненужными разговорами, часто пользуются, к удовлетворению своих мужей, физической модальностью:
— Эльвира, что там у нас на полдник?
— Вот. (вкатывает в комнату столик с едой) (физ)
— Спасибо, дорогая, за прекрасный обед.
(молча кивает, встает и начинает мыть посуду) (физ)
— (вкрадчиво) Люсенька, мы будем сегодня любить друг друга?
(молча быстро раздевается и подходит вплотную) (физ)
Тело, как бы лишенное ощущений ввиду ритуальности производимого им действия, тоже апеллирует к физической модальности или субмодальности:
— Здравствуй, Жорж! (протягивает руку для рукопожатия)
(молча пожимает руку протагониста) (физ)
— Молодец, сын! (поощрительно формально гладит ребенка по голове)