Основой межличностных отношений в группе является прежде всего эмоциональная межличностная привлекательность членов группы. Привлекательность — очень важный фактор человеческих взаимоотношений. Характер общения и успешность совместной деятельности во многом определяются уровнем привлекательности партнеров.
В целом, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями.
Вместе с тем, сфера человеческих взаимоотношений значительно шире сферы эмоционально привлекательных людей. Было бы не правильным думать, что вне взаимного притяжения невозможно ни нормальное общение, ни успешная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения. Принято считать, что удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться посредством двух различных феноменов: совместимостью партнеров, порождающей межличностную привлекательность, и срабатываемостью, порождающей удовлетворенность результатами совместной деятельности.
Межличностная совместимость — сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей. Различают структурную и функционально-ролевую совместимость. Под структурной подразумевается совместимость темперамента, характера и личностных качеств партнеров. Причем, если в отношения двух первых подтверждается гипотеза о комиплементарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств нашла экспериментальное подтверждение противоположная идея — сходства и близости.
То есть, совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник — меланхолик, холерик — флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.).
Функционально-ролевая совместимость — это соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.
Срабатываемость — это еще один эффект сочетания и взаимодействия людей который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом. Срабатываемость как правило не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.
В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня срабатываемости и оказались мало совместимыми по своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым представлениям, развиваются различные межличностные внутригрупповые конфликты.
Характеристика внутригруппового межличностного
Конфликта
Внутригрупповой конфликт может быть определен как дисгармонизация межличностных отношений в группе, разрушение равновесия существующих структур группы (статусной, властной, ролевой, коммуникативной). Такое определение конфликта задает его как деструктивный процесс. Вместе с тем, конфликт в группе, как и любой межличностный конфликт, несет в себе мощный позитивный заряд, так как он выступает генератором новых групповых структур и создателем межличностных отношений нового типа.
Так как группа является сложным многоуровневым и многофункциональным образованием, в ней могут развиваться конфликты совершенно различных видов.
Остановимся на характеристике важнейших видов внутригрупповых конфликтов.
1. Конфликты могут возникать во взаимодействии стабильно существующих микро-групп внутри данной группы. Такие группы как правило существуют в рамках любой малой социальной общности, их численность колеблется от двух до 6—8 человек, при этом чаще всего возникают мини-группы численностью в 3 человека. Более многочисленные подгруппы как правило не очень устойчивы. Интересно, что с увеличением возраста членов группы и их социального статуса численность подгрупп снижается. Мини-группы играют большую роль в жизни группы в целом. Их взаимоотношения влияют на общий климат группы, продуктивность деятельности. Именно внутри них происходит «обкатка» норм и правил групповой жизни, и именно мини-группа как правило выступает инициатором изменения этих правил. В принципе можно говорить о том, что человек сам по себе очень редко действует в своей малой группе. Как правило, он опирается на микро-группу, зависит от нее и ориентируется на нее как на эксперта при выработке той или иной стратегии своего повеления. «Новичок», попадающий в новую социальную среду как правило прежде всего встает перед задачей выбора мини-группы, которая бы приняла его и одобрила его поведение. Руководитель в своей деятельности также должен действовать с оглядкой на реакцию мини-групп, особенно тех из них, которые занимают главенствующие позиции.
Школьный класс, прошедший этап образования и взаимной адаптации учеников, как правило состоит из некоторого количества таких подгрупп. Принципом их образования очень часто является статус участников: выделяется подгруппа высокостатусных, со «звездой» или лидером в центре, группы средне- и низкостатусных, часто «изгои» группы тоже образуют свою самостоятельную общность.
В зависимости от того, детей какого пола в классе больше и каков их возраст, деление на мини-группы протекает по-разному. В начальной школе они как правило возникают до принципу школьной успешности, и в одну группу попадают ученики и того, и другого пола. У подростков группы мальчиков и девочек, часто достаточно автономны. При этом, если мальчиков большинство, они образуют более разветвленную структуру, чем девочки, в отношениях которых начинают преобладать центробежные силы, и они сплачиваются в более или менее единую группу. Интересно, что если преобладают девочки, мальчики в большей степени ориентируются на них и их лидеров.
Между подгруппами, в классе могут складываться самые различные отношения. Как правило, это легко увидеть на социограмме. Между группами могут существовать единичные позитивные связи, или все группы низкого и среднего статуса могут быть ориентированы на высокостатусных. Очень часто выделяется сплоченная группа аутсайделов, которая принимает на себя значительную долю отвержений в группе. Иногда в группе можно выделить «источник» межгрупповых конфликтов — одного человека или устойчивую пару, установивших конфликтные отношения с представителями других микро-групп. Вероятнее всего, в этих конфликтных отношениях они будут поддержаны своим мини-сообществом, и возникнет очаг внутригруппового конфликта.
2. Конфликты могут возникать также в следствие ориентации определенных, прежде всего, высокостатусных, членов группы на внешнюю референтную группу, противостоящую в своих целях или ценностях данной группе или ее руководителю. В данном случае человек является как бы носителем противоречивой системы требований и норм, что может провоцировать недовольство руководителя или других членов группы и разжигать внутригрупповой конфликт.
3. Возможно возникновение конфликтной ситуации во взаимодействии руководителя с определенной неформальной группой, не согласной с задачами или стилем управления, реализуемыми руководителем. Интересно отметить, что конфликты такого рода нечасто начинаются как групповые. На первых этапах обмена конфликтными действиями, участниками могут казаться руководитель и отдельный член группы. Однако, крайне редко человек решается на конфликт внутри группы своего постоянного членства, не будучи уверенным в поддержке со стороны референтной микро-группы. В результате любой межличностный конфликт в малой группе, в том числе с руководителем, быстро становится групповым.
4. Конфликт может возникнуть и в следствие разрыва отношений внутри какой-либо подгруппы. В случае, если остальные члены группы не подключаться к конфликту, он закончится частичным переструктированием неформальных связей в группе, так как члены распавшейся группировки должны будут найти свое место в других сообществах. В противном случае, произойдет значительное изменение группы в целом в отношении ее статусной и лидерской иерархий.
5. Возможны нормативные групповые конфликты. Они связаны с феноменом группового давления большинства на меньшинство, не желающее принимать нормы и ценности большинства. Интересно, что если один из членов группы открыто выступает против тех или иных групповых правил, это часто приводит к сплочению остальной части в борьбе за сохранение групповых традиций и правил.
6. Типичными для групповой деятельности являются конфликты между лидерами. В одном случае они возникают между устоявшимся лидером и его восприемником, набирающим силу, либо между лидерами двух равных по силе микро-групп. Кроме того, для класса традиционными являются конфликты между лидерами различной ориентации. Такие противоборства не являются объективно необходимыми, и связаны, как правило, с плохим руководством со стороны взрослых, которые не могут помочь школьникам разбить класс на «сферы влияния», найти каждому лидеру свою специфическую зону лидирования.
7. Наконец, весьма распространены конфликты между неформальным лидером и руководителем группы. Интересы лидера и руководителя, даже если первый направлен тоже на задачу, постоянно сталкиваются: инструментальный лидер «борется» с руководителем за власть в сфере делового управления группой, а экспрессивный лидер, в своих целях, часто встает в оппозицию руководителю, уделяющему большее внимание не эмоциональному климату группы, а ее продуктивности. В школе можно столкнуться с ситуациями и первого, и второго типа.
Как уже отмечалось выше, конфликт в группе выполняет и конструктивную, и деструктивную функцию. Кроме того, он совершенно неизбежен то в той, то в иной своей форме, и это связано как с объективной трудностью организации такого управления, которое позволяло бы решать объективные конфликтные ситуации, на стадии их возникновения, так и с субъективными причинами: в группе функционируют живые люди, для которых почти естественно решать многие противоречия через конфликт.
Остановимся на описании важнейших последствий, которые могут иметь внутригрупповые конфликты.
1. Возможны изменения на уровне микро-структур групп то есть изменение состава и численности неформальных групп в связи с возникновением новых лидеров или падением влияния прежних.
2. Конфликт может быть разрешен за счет избавления группы от инакомыслящих, не пожелавших подчиниться групповому давлению или за счет выбора «козла отпущения». Им может стать лидер, потерявший влияние, или неудавшийся претендент на пост нового лидера, а также кто-то из низкостатусных членов группы, случайно попавших в центр конфликта.
3. Часто группа пытается избавиться от накопившейся в ходе конфликта агрессивности посредством нахождения внешнего «врага»: это помогает группе забыть внутренние раздоры и сплотиться в борьбе или в организации общего мнения группы. К такому приему достаточно часто прибегают в политике: внутригрупповое напряжение, возникшее из-за объективных трудностей или деструктивной политики руководителей, канализуется на определенного внешнего врага, который преподноситься как источник бед группы.
4. В результате конфликта могут происходить значительные организационные изменения группы. Например, может быть выработана общая цель деятельности или заменена устаревшая цель, несоответствующая интересам большинства. Также могут быть внесены значительные коррективы в планы деятельности группы, разработаны новые средства достижения целей. Наконец, значительной реформе могут быть подвергнуты структуры группы: изменится система статусов, появятся новые люди, обладающие потенциалом лидерского влияния, изменится структура коммуникаций.
5. Разрешение конфликта может быть достигнуто за счет смены ее руководителя, то есть старый формальный лидер может быть рассмотрен группой как «козел отпущения», объект разрешенной агрессии. Надо сказать, что такой финал внутригруппового конфликта достаточно распространен. Действительно, существует расхожее стереотипное убеждение, что если группа действует плохо, значит — плох ее руководитель. Более конструктивным является подход, в соответствии с которым плох не руководитель, а используемый им стиль руководства. Соответственно, изменить ситуацию можно не за счет смены физического лица, исполняющего роль руководителя, а за счет изменения самого подхода к групповому управлению, поиску более совершенной модели взаимодействия руководителя и группы.
6. Наконец, результатом внутригруппового конфликта может являться фактический распад группы как социально-психологической общности, даже если формальные связи при этом сохраняются.
Перечисленные выше важнейшие последствия внутригруппового конфликта дают возможность с полным правом утверждать, что он несет в себе значительный конструктивный заряд, и при хорошем контроле со стороны руководителя и значимых членов группы может привести к внутреннему росту группы. То есть, конфликт может иметь своим следствием сплочение и развитие группы.
Развитие малой структуры
Развитие группы не может проходить бесконфликтно. Можно утверждать, что любая группа в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, при этом переход от одной стадии к следующей часто представляет собой качественный скачок, сопровождающийся объективным кризисом и возможными внутригрупповыми конфликтами.
Продемонстрируем это на модели развития школьного класса, разработанной Стэнфордом и Роарком. Они выделяют семь стадий группообразования в школьном классе. При этом они подчеркивают, что в основе их выделения лежит принцип неравномерности группового развития в различных сферах жизнедеятельности. То есть на каждой ступени своего развития класс не может быть одинаково развит и одинаково активен в инструментальной и экспрессивной сферах: он либо направлен на деловую активность, либо погружается в себя, свои внутренние межличностные проблемы и переживания.
На первой стадии идет процесс знакомства. Формируются представления учащихся о классе и о друг друге. Микрогруппы практически не существуют, общение протекает в диадах (парах). Учитель выступает как основной авторитет в классе.
Вторая стадия — это период формирования групповых норм, начало возникновения группового самосознания. В процессе общения школьники приноравливаются друг к другу, начинают вырабатывать общие правила поведения, общие ориентации. Группа ориентирована на решение эмоциональных проблем.
Третья стадия получила название «стадии конфликта». Возникают столкновения между отдельными учащимися в силу переоценки ими своих возможностей прежде всего— лидерских и стремления решать все проблемы класса самостоятельно, не консультируясь с учителем.
Четвертая стадия завершает переход от конфликтности к групповой сбалансированности. Это проявляется, прежде всего, в сфере взаимоотношений учащихся. Общение между ними становится более открытым и конструктивным, могут отмечаться первые проявления групповой солидарности и сплоченности.
Пятая стадия группообразования школьного класса может быть рассмотрена как самая удобная для учителя. Здесь впервые возникает сложившаяся группа, с ярко выраженным чувством «Мы», интересом учащихся к классу, заботой о нем. Появляются общегрупповые цели, причем они как правило ориентированы на учебу. То есть, класс удобен и с точки зрения управления им как единым целым, и с точки зрения своей направленности — цели группы совпадают с целями педагога. Как правило, у учителя возникает не осознанное желание затормозить класс на этой ступени развития, так как далее картина меняется.
На шестой стадии доминирующую роль начинает играть эмоциональная сфера, огромную ценность приобретают личные отношения учащихся, происходит переоценка групповых норм. Можно сказать, что группа на этой стадии напоминает очень удачную семью.
Седьмая стадия относится к высшему этапу групповой зрелости: группа сплочена и одинаково активна в обеих сферах. Группа открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему.
Конечно, далеко, не каждой учебной группе удается достичь такого уровня развития. Связано это прежде всего с тем, что неадекватно протекают те групповые процессы, о которых идет речь при характеристике седьмой стадии: процесса сплочения, решения конфликтов и выработки группового решения. О групповых конфликтах речь уже шла, остановимся на анализе двух оставшихся процессов.