Лекции.Орг


Поиск:




Проблема подлинной красоты




Что такое красота? Всегда ли она приносит счастье ее обладателям? Давно известно, что очень красивые люди нередко страдают от одиночества и непонимания со стороны окружающих.

Известный педагог-психолог Людмила Владимировна Петрановская в своей статье рассуждает над проблемой подлинной красоты. Автор убеждена, что привлекательность человека заключена в его духовном мире, и с годами это отражается на внешности: добрые и отзывчивые становятся симпатичнее, а злые и эгоистичные дурнеют.

Людмила Владимировна считает, что внешность "зависит и от культуры общества, и от самого человека".

Я согласна с этим мнением психолога. Действительно, на привлекательность влияют взаимоотношения с окружающими, собственный жизненный опыт человека, его чувства, мысли, поступки... На мой взгляд, человек с заурядной внешностью может поражать всех своим остроумием, красотой души, которая будто бы освещает его изнутри.

Так, у Николая Заболоцкого есть лирическое произведение "Некрасивая девочка". В этом стихотворении поэт также, как и Л.В. Петрановская, задается вопросом "Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?". Глядя на некрасивую девочку, которая умеет сопереживать, радоваться жизни, не знает "ни тени зависти, ни умысла худого", которой "все на свете так безмерно ново, так живо все, что для иных мертво", Н.Заболоцкий хочет верить, что "грация души" и "чистый этот пламень, который в глубине ее горит" помогут этой малышке преодолеть в будущем все трудности.

Аналогичным примером, я думаю, может служить главная героиня романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна Ларина. Поэт пишет, что "ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей...", однако сильный характер этой милой девушки, самобытность натуры, непохожесть на светских дам привлекает внимание Евгения, да и сам А.С. Пушкин любуется ею.

С годами, приобретя жизненный опыт, став княгиней, Татьяна преображается и внешне. А.С.Пушкин пишет, что "никто б не мог ее прекрасной назвать", но благодаря богатому внутреннему миру героини даже первая "Клеопатра Невы" Нина Воронская своей "мраморной красой затмить" Татьяну "не могла, хоть ослепительна была".

Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" изображает Наташу Ростову не очень красивой, но необычайно живой и жизнерадостной девушкой. Есть в ней что-то светлое, чистое, непосредственное, идущее из глубины души... Именно благодаря этой внутренней красоте никто не может отвести от нее глаз...

Таким образом, внешняя красота человека в первую очередь обусловлена его богатым внутренним миром: можно иметь правильные черты лица, идеальную фигуру и не быть привлекательным для окружающих, а можно, даже имея заурядную внешность, считаться первой красавицей за счет своих душевных качеств и умения общаться с людьми.

Современные звезды

К сожалению, многие современные звезды часто не задумываются о том, какой пример они подают молодежи. Так как основной массой зрительской аудитории являются подростки, которые берут пример со своего кумира, то артисту важно понимать свою миссию деятеля культуры, ведь искусство призвано духовно и эстетически насыщать людей, а не только развлекать и эпатировать.

Над этим размышляет известный современный публицист Игорь Гонцов. Автор задается вопросом о том, на самом ли деле артист «выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники?» И. Гонцов указывает на то, что популярные певцы в своих многочисленных интервью рассказывают, как плохо учились они в школе, как им «объявляли выговоры за хулиганство» и «оставляли на второй год», тем самым подавая плохой пример своим юным зрителям.

Автор считает, что для многих «звезд» подобные легенды являются чем-то «вроде концертного костюма», а подростки верят их рассказам и считают, что именно так можно преуспеть в жизни.

Я разделяю эту убежденность автора. Действительно, артист должен обладать высоким чувством ответственности, а не создавать себе сомнительный имидж ради популярности.

Эта проблема остро стояла и в прошлом веке. Об этом свидетельствует, в частности, книга «Звезды и поклонники, вышедшая в Киеве еще в 1978 г., в которой болгарский киновед Георги Стоянов-Бигор разоблачает способы создания голливудских кинематографических мифов ХХ столетия.

Как известно, подросток в большинстве случаев подражает своим кумирам, но иногда это может и навредить, а нередко и сломать жизнь. Самое страшное в этом то, что средства массовой информации всячески пропагандируют такой имидж поп-звезд. Так, в статье из Интернет-журнала «Мир фактов» «Успешные хулиганы и двоечники» сообщается о том, что голливудский актер Сильвестр Сталлоне в детстве и юности не отличался примерным поведением. Это стало причиной того, что будущей звезде пришлось сменить около десяти учебных заведений. В конце концов его определили в школу для трудных подростков. А актер Кирилл Емельянов, известный зрителю по сериалу «Кадеты» и фильму «Сволочи», сжег в кабинете директора все журналы секретаря. Школу он закончил экстерном. Как же молодежи не подражать своим кумирам, если они в результате такого поведения добились славы и известности?

Таким образом, я читаю, что какие бы глупости не совершали знаменитости, мы должны делать то же самое, стремясь достичь успеха в жизни.

 

Канцелярит

К сожалению, сегодня люди практически не задумываются о чистоте своей речи.

В последнее время канцелярит надежно закрепился в русском языке. В основном этим страдает молодежь, у которой еще не сформировано в полной мере чувство функционального стиля.

Выдающийся литератор, переводчик английской и французской литературы Нора Галь обращается к проблеме канцелярита. Она называет его «окаянным и зловредным недугом нашей речи». Автор этими словами еще раз подчеркивает, насколько опасны в языке людей и литературных персонажей речевые штампы. Люди, по мнению Н. Галь, утрачивают чувство юмора, вкус, ответственность за то, как они говорят и пишут на родном языке. А вместе с этим исчезает и уважительное отношение к собеседнику. Даже в художественных произведениях можно встретить штампы, угнетающие «живое ядро» языка.

Свою позицию автор формулирует так: «Это самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи». Этими словами Н. Галь хотела подчеркнуть, что речевые штампы – это «словесный мусор», наносящий колоссальный вред языку и культуре в целом.

Переводчица, безусловно права, утверждая, что возможности русского языка безграничны, поэтому засорять его иностранными словами и жаргонами ни к чему. Но канцелярит настолько вошел в наш язык, что люди просто не замечают его.

Вспомним книгу о языке «Живой как жизнь» К.И. Чуковского, где автор приводит такие примеры неуместного использования канцеляризмов: «В поезде молодая женщина, разговорившись со мною, расхваливала свой дом в подмосковном колхозе:

- Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив!

- В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод.

И видно было, что она очень гордится собой за то, что у нее такая «культурная речь». Та же гордость послышалась мне в голосе одного незнакомца, который подошел к моему другу, ловившему рыбу в соседнем пруду, и, явно щеголяя высокой «культурностью речи», спросил:

- Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева?»

В рассказе Василия Шушкина «Срезал» Глеб Капустин, обычный деревенский мужик, но «начитанный и ехидный», в разговоре с кандидатом наук Константином Ивановичем Журавлевым, приехавшим с семьей в гости к матери, использует целый ряд канцеляризмов и научных терминов, зачастую не понимая их значения. Он выглядит нелепо и ученый даже не знает, как реагировать на его «выпады».

Таким образом, мы можем видеть, что мысль Норы Галь относительно вреда канцелярита и необходимости борьбы с ним верна. И можно найти множество доказательств этому в художественно и научной литературе.

 

 

Прогресс и русский язык

Мы живем в век технического прогресса, который предполагает умение человека оперировать большими объемами информации. Ученые решили облегчить этот процесс обычным людям, создав специальную «машинную» письменность».

Известный отечественный лингвист А. Кондратов обращается к проблеме вытеснения традиционного письма «буквенно-идеографи-ческими знаками». Ученый обращает наше внимание на то, что система универсальной символики совершенствуется с каждым годом. И это неизменно влечет за собой снижение роли традиционных букв в процессе обмена информацией. Однако автор уверен в том. Что совсем отказаться от употребления алфавита невозможно.

Автор объясняет свою позицию Так: «Научная, специальная, техническая литература будет записываться «средствами машинной письменности», а художественная – средствами привычного традиционного письма».

С автором, безусловно, в этом нельзя не согласиться. Действительно, ни один графический знак или символ не сможет сравниться с разнообразием и красотой живой человеческой речи.

Свидетельством этому, я думаю, может служить роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», в котором показано, как пожарные команды не сражаются с огнем, а отыскивают книги и сжигают их, а также дома тех, кто их хранит. Начальник главного героя Монтэга брандмейстер Битти объясняет своему подчиненному принципы потребительского общества, какими видит их сам Брэдбери: «…Двадцатый век. Темп ускоряется. … Произведения классиков сокращаются до десяти – двадцати строк для энциклопедического словаря…». Разумеется, такое отношение к печатной продукции – не цель, но средство, с помощью которого создается общество манипулируемых людей, где личности нет места. Видя, как уничтожаются книги, некоторые интеллектуалы нашли способ создания преграды на пути современного варварства: Они стали заучивать наизусть произведения, превращаясь в живые книги и ожидая, когда их драгоценные знания снова понадобятся обществу.

В качестве еще одного доказательства того, что только живое человеческое слово может выразить в полной мере чувства и эмоции человека, можно привести тот факт. что в США пытались издавать шедевры мировой литературы в виде комиксов, надеясь таким образом повысить популярность этих произведений. Но произошло обратное: у читателей сложилось превратное впечатление о представленных в таком виде книгах, ведь картинки, даже самые искусные, не могут передать всю глубину содержания и писательское мастерство гениальных авторов.

Таким образом, А. Кондратов совершенно прав в том, что «буквы умрут только вместе с живым человеческим словом».

 

Справедливость

Что такое справедливость? Многие полагают, что данным понятием определяют одинаковые условия для всех. Но так ли это на самом деле?

Известный русский философ и публицист И. А. Ильин, размышляя над проблемой справедливости, отмечает, что все люди разные, и сущность справедливости состоит «в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми».

Автор утверждает, что справедливость «старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним".

Бесспорно, автор прав: каждый человек заслуживает индивидуального отношения к себе.

Так, еще в античности возник миф о Прокрустовом ложе, которое "подравнивало" всех людей под общий стандарт.

В эпоху Просвещения Жан Жак Руссо и Томас Гоббс анализировали причины неравенства и указали на то, что люди уже рождаются разными по социальному положению, состоянию здоровья и т.д., и уже поэтому о справедливости и равенстве говорить можно только гипотетически. А значит, действительно, к каждому нужен свой, особый подход.

Примерно та же идея заложена в романе Евгения Замятина "Мы". Автор показывает, что в двадцать шестом веке жители страны Утопия настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Живут они в стеклянных домах, что позволяет политической полиции без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу, питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо в ряд под звуки гимна Единого Государства, льющиеся из репродукторов. Разве эти люди, живущие "по справедливости" счастливы? Разве о такой справедливости мы мечтаем?

Таким образом, если мы ищем настоящей справедливости, то должны учитывать индивидуальность личности и в соответствии с ней строить взаимоотношения между людьми.

 

 

Фамилия

Фамилия - это то, что дается каждому человеку с самого его рождения. Но влияет ли она на судьбу человека, на его отношение с самому себе, на то, как будут к нему относиться окружающие?

Известный русский писатель Лев Успенский размышляет над проблемой отношения человека к своей фамилии. Автор полагает, что фамилия является неотъемлемым критерием, по которому общество оценивает человека.

Автор пишет: «Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии».

Я полностью согласна с позицией Л. Успенского. По моему мнению, фамилия – это своего рода визитная карточка, на основе которой люди складывают своё впечатление о человеке. Такое поверхностное отношение может доставить немало проблем своему хозяину или же, наоборот, сделать его успешным и уверенным в себе.

Подтверждением тому служит элементарная ситуация, которая наверняка складывалась у каждого человека в детстве: сверстники частенько дразнят своих товарищей обидными прозвищами, которые образуют от фамилии. Но бывают случаи и того хуже, когда фамилия уже сама по себе подобна прозвищу. Так, например, у меня есть знакомые Настя Бурак и Лена Дубина, друг моего отца – Николай Удот, да мало ли какие еще имена собственные имеют люди! Но ведь они как-то живут с такими фамилиями и добиваются значительных высот в разных сферах деятельности.

Нередко благозвучные фамилии возникают, как это ни парадоксально, на основе прозвищ. Например, Бунин. Эта красивая, прославленная фамилия, известная с XV в., образовалась от прозвища Буня.

История знает немало примеров, когда человек хотел выразить свою истинную сущность или повысить статус путем изменения фамилии. Самые известные примеры – Ульянов-Ленин и Джугашвили-Сталин.

Всё чаще и чаще представители шоу-бизнеса намеренно берут псевдонимы. Это случается даже не потому, что их настоящая фамилия приносит им неудобства, а из-за того, что вымышленная, по их мнению, отражает суть их сценического образа. И получается, что эти фамилии «говорящие» (например, Наташа Королева на самом деле Порывайко, Леонид Агутин – Леонтий Чижов, а Валерия прежде была Аллой Перфильевой).

Нельзя не вспомнить также о говорящих фамилиях в литературе. Например, Н.В.Гоголь всегда тщательно выбирал их для своих персонажей. К примеру, фамилия Коробочка из «Мертвых душ» рисует в нашем воображении образ бережливой женщины, Плюшкин же сразу ассоциируется со скупердяйством. А судя по фамилии персонажа Ляпкина-Тяпкина из «Ревизора», можно понять, что все дела он делает спустя рукава.

Таким образом, фамилия способна влиять на судьбу ее носителя. Но стоит ли придавать ей такое большое значение, ведь нередко люди с неблагозвучными или обидными фамилиями оказываются очень достойными людьми.Как точно подметил Сергей Михалков в своем стихотворении «Смешная фамилия», «Все дело не в фамилии, а в человеке!»

Проблема взросления

В жизни каждого человека наступает переломный момент, когда он должен взрослеть. Рано или поздно мы начинаем задумываться о смысле жизни, о своем месте в этом мире, о том, что нас ждет впереди. Одиннадцатый класс - это та самая ступень, которую ты должен переступить, чтобы войти во взрослую жизнь. Осознание того, что ты уже не ребенок и на твои плечи ложится груз ответственности, вселяет в тебя какой-то страх перед тем, сможешь ли ты со всем этим справиться.

Именно о проблеме взросления и самоопределения личности рассуждает педагог и публицист Н. Михайлова. Автор задается вопросом о том, когда старшеклассники начинают ощущать тебя самостоятельными. По ее мнению, выпускники ощущают себя повзрослевшими, когда оказываются на пороге взрослой жизни и начинают понимать, что им предстоит самостоятельно строить отношения с другими людьми, устраивать свою судьбу.

Героиня Н. Михайловой говорит: «И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, мы уже взрослые...»

Действительно, осознание того, что ты уже взрослый, приходит, когда ты учишься в выпускном классе и определяешься с выбором жизненного пути. Ты понимаешь, что от этого зависит вся твоя дальнейшая судьба, учишься принимать ответственные решения.

Многие писатели посвящали свои произведения проблеме взросления. Вспомним повесть Бориса Васильева «Завтра была война». В центре повествования оказываются несколько одноклассников, которые ощущают и себя взрослыми и совершают взрослые поступки. Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством. Искра Полякова – бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты, в конце повести сильно меняется, она начинает сомневаться в тех "истинах", которые так старательно внушала ей мать. Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами. Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

К счастью, мы живем не в такие страшные времена, когда условия жизни заставляют молодых людей быстро взрослеть. Например, вспомним, роман Б.Пастернака «Доктор Живаго», когда революция и война обусловили необходимость Юре, Ларе и их друзьям принимать важные решения. Однако нетрудно заметить, что и сегодняшние выпускники на глазах становятся старше, так как осознают, что стоят на пороге самостоятельной жизни, когда нужно делать выбор, от которого зависит если не все, то очень многое в их будущей жизни.

Таким образом, процесс взросления одиннадцатиклассников вполне закономерен и обусловлен предстоящими переменами в их судьбе.

 

Честь

Может ли устареть понятие честь?

Над этим вопросам размышляет писатель Даниил Гранин. Автор обеспокоен тем, что нравственное достоинство человека начинает обесцениваться, понятие честь подменяется словом «принципиальность».

Д. Гранин недоумевает: «как может устареть понятие чести, которая дается человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить. Ни исправить, которую можно только беречь»?

Я разделяю позицию автора. Бесспорно, честь – это богатство, которое нужно научиться ценить и беречь. Во-первых, она делает человека благородным, а во-вторых, её легко потерять и трудно восстановить.

Академик Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» вспоминает русскую пословицу: «Береги честь смолоду» и развивает эту мысль: «В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!»

Д. Шеваров, рассуждая о чести, обращает внимание на то, что она является главной ценностью человека. Автор убеждает нас в том, что чрезвычайно важно блюсти честь и имя, которые впоследствии достанутся нашим потомкам. Д. Шеваров рассказывает, что в письме к жене 18 мая 1836 г. Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, "которым плюют в глаза, а они утираются...» Только дуэль, этот «разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие», полагает писатель.

К счастью, в ХХ и ХХI веке тоже можно наблюдать множество примеров благородных и честных поступков. Например, во время крушения «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть. Это доказывает, что честь дороже жизни.

Таким образом, понятие честь не может устареть, во всяком случае, мы не должны это допустить.

 

 

Проблему судьбоносных случайностей

Мы часто можем услышать такое выражение, как «дело случая». Действительно, порой нашу судьбу полностью меняет стечение обстоятельств.

Рассказывая историю старшего лейтенанта Шаталова, В. Конецкий затрагивает проблему судьбоносных случайностей. Автор полагает, что незначительные ситуации подчас способны многое изменить, поэтому следует внимательнее присматриваться к мелочам, ведь именно они могут таить в себе ключ к счастью или же, напротив, стать источником неприятностей.

В. Конецкий убежден в том, что «маленький, рядовой случай» нередко «становится водоразделом целой судьбы».

Конечно, с автором нельзя не согласиться. Часто бывает так: человек идет к определенной цели на протяжении многих лет, а затем в один миг понимает истинную цель своей жизни благодаря случаю.

Многие поэты и писатели затрагивали в своих произведениях проблему судьбоносных случайностей. Вспомним, например, рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника», первоначальное название которого «Случай» уже говорит о многом. Червяков, чихнув в театре на генерала, в итоге умирает.

Повесть А.С. Пушкина «Метель» также отражает цепочку случайностей, которые резко изменили судьбы героев.

Цицерон однажды точно подметил: «Ничто так не противоречит рассудку и порядку, как случайность».

Таким образом, все мы должны помнить о том, что в нашей жизни ничто не происходит просто так.

 

Нравственной деградации людей (информационный шум»)

В настоящее время большинство из нас находятся в дисгармонии с природой. Современный темп жизни подавляет человека морально.

Известный русский философ И.А. Ильин поднимает проблему нравственной деградации людей. Автор полагает, что она сегодня стоит особенно остро. Прогресс, безусловно, всячески помогает нам в нашей жизни, но помимо пользы он также приносит и вред. И. Ильин обеспокоен тем, что человек, полностью утопая в рутинных делах, перестаёт думать о своей душе. Автор обращает наше внимание на то, что всё духовное, что есть в человеке, постепенно погибает. Философ называет всю нашу деятельность «шумом», который противопоставлен звуковой гармонии природы.

И.А. Ильин убежден, что этот самый шум «выманивает» людей из их «духовного убежища», из их «сосредоточенности, раздражает», связывает, так что они живут уже не духовной, а исключительно внешней жизнью», «ослепляет» восприятие. И в результате мы становимся духовно «глухи».

Я полностью согласна с позицией автора. На мой взгляд, современный человек действительно уделяет слишком мало внимания своему нравственному становлению. На первое место для него выходит материальное обогащение, а не духовное. Ведь это так важно – оставаться при любых обстоятельствах человеком, помнить о том, что мы – часть окружающего мира.

Ещё А.П.Чехов призывал: «Берегите в себе человека!». То есть писатель полагал, что необходимо оставаться гуманными, добрыми, внимательными к окружающим, готовыми помочь ближнему в любую минуту, умеющими сострадать и сопереживать.

Так, главный герой рассказа «Один день Ивана Денисовича» И.Д. Шухов в условиях жесткого тоталитаризма остается верен себе и своим принципам. Он не ожесточается, не теряет человеческого обличия, в отличие от его товарищей. Другой герой этого же произведения – баптист Алёшка очень похож на Ивана Денисовича. Он не гонится за выгодой, его жизненный принцип таков: главное в жизни не получить лишний кусок хлеба, а не озлобиться душой.

Таким образом, живя в обществе, нельзя забывать о моральных ценностях, ведь нашими действиями мы губим свою живую душу, то есть самое важное, что есть в нас.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1124 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

789 - | 787 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.