Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государство — универсальная организация




Что касается марксистской литературы, то качества государства как органи­зации неоднократно отмечались в работах В.И. Ленина (присутствовало и само слово «организация»)[2]. Термины «государство — машина угнетения», «аппарат», даже «дубина» в руках одного класса против другого широко использовались в марксистской литературе. Исследовались и некоторые отличия этой организации, скажем, от родового строя, но основное внимание уделялось ее социальному ха­рактеру. На социальном признаке в марксистской литературе основаны все глав­ные классификации государственности.

Обычным было понятие государства как политической организации, но трак­товалось оно тоже неодинаково. В определениях, приводимых в философских и политических словарях, издававшихся в СССР, понятие государства как поли­тической организации нередко расширялось по существу до отождествления его с самим обществом, политически (государственно) организованным, говорилось, что «… государство — политическая организация общества[3]. При этом речь шла, разумеется, об обществе в целом, а не об одной из его политических организаций. Такой подход в известной мере коренился в некоторых высказываниях основоположников марксизма в тот период развития, когда политические партии еще не приобрели большого влияния, а другие объединения не играли значитель­ной политической роли.

Ныне в государствоведческих исследованиях на первый план все чаще стали выдвигаться не вопросы политической организации общества, а проблемы политической власти в нем. При этом определение государства как политической) организации или даже как одной из политических организаций в обществе не раскрывает в достаточной мере всего набора его организационных свойств. Часто встречающаяся характеристика государства как политического учрежде­ния, института (особой формы организации) тоже не вполне самодостаточна — ведь существует множество других политических институтов. В поисках дефини­ции не помогают, как отмечалось, и ссылки на разделение населения по адми­нистративно-территориальным единицам, ибо этот признак не имеет универсаль­ного характера. Иерархическая структура государственных органов, на которую иногда ссылаются, не может служить критерием разграничения: она имеется и в других организациях (хотя и с неодинаковым значением этой иерархии). Не помо­гают также ссылки на принудительный характер власти (хотя и по-своему, но родительская и корпоративная власти тоже имеют принудительный характер).

На наш взгляд организационные качества государства имманентно присущи его универсальному для данного общества (очерченного государственными границами) характеру. В эту организацию входят все находящиеся на данной терри­тории лица, независимо от того, желают или не желают они этого: граждане, лица без гражданства, с двойным (множественным) гражданством, иностранцы. Они уплачивают на содержание этой организации не добровольные (как во многих партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых, да и то не всегда, они могут, лишь покину! территорию данной организации. Во мно­гих случаях различные сборы уплачиваюТ’1ГТра:я^^ за пределами своего государства, если они, например, получают заработную плату от государства или имеют определенные виды собственности на территории государства (последнее относится и к иностранцам). Все другие общественные объединения находятся в зависимости от этой организации невзирая на то, разде­ляют они ее цели и задачи или борются против нее (их деятельность регулируется законами, принятыми государственными органами). В зависимости находят­ся и все юридические лица, сами органы государства. Физические лица могут покинуть эту организацию, отказавшись от гражданства и эмигрировав из стра­ны, но эта связь не будет разорвана окончательно, если в прежнем государстве останется, например, недвижимая собственность. Юридические лица выходят из-под ее власти, прекращая свое существование.

В современном социально асимметричном обществе нет другой аналогичной универсальной организации. Универсальная организация предгосударственного родового общества, племенная организация населения существуют в иных усло­виях и построены на иных принципах, имеющих неполитический характер. «Уни­версальные» международные организации (например, ООН) в принципе никогда не являлись универсальными: какие-то государства не входят в число их членов, да и организации эти совсем иного качества, чем государство.

Лишь в некоторых африканских странах как социалистической ориентации (ориентированных на тоталитарный социализм), так и ориентации капиталисти­ческой (формы искаженного, тоталитарного капитализма в политическом строе) были предприняты попытки создать еще более универсальную организацию, чем государство. Так, Гвинейская Народная Революционная Республика при режиме Секу Туре была провозглашена»партией-государством» (это нашло отражение и в конституции 1982 г.). Согласно этой концепции, как было сказано в преамбуле упомянутой конституции, государство отождествляется с партией. Были созданы единые, слитные партийно-государственные структуры и органы власти в масштабе страны и на всех уровнях административно-территориального деления. Аналогичный порядок (также при существовании единственной партии) был конституционно закреплен в Республике Заир, где лозунг капиталистического развития в экономике сочетался с тоталитарным режимом. Согласно ст. 32 кон­ституции 1980 г. (аналогичный порядок устанавливали и другие, более ранние конституционные акты) в обществе существовал единственный политический институт — Народное движение революции. Все жители страны автоматически считались его членами, а парламент, правительство, суды — его органами. Эти суперуниверсальные формы были во многом искусственными явлениями и, про­державшись по два с половиной десятилетия, исчезли (в Гвинее — в результате военного переворота 1984 г., в Заире — в итоге массовых народных выступ­лений в начале 90-х годов). Качества государства как универсальной организации предполагают исследование вопроса о пределах и эффективности такой универсальности. В отечественной послеоктябрьской литературе вопрос о пределах универсальности связывался чаще всего с социальными аспектами: с исследова­нием роли государства как главного орудия по преобразованию общества на но­вых началах. Пределам его вмешательства в общественную, а иногда и личную жизнь в государствоведческой литературе почти не ставилось преград. Лишь в правовой литературе в связи с обсуждением вопроса о правовом регулировании говорилось об объективных пределах последнего. Что же касается вопросов о влиянии количественных параметров государства (численность населения, разме­ры территории и др.) на его эффективность, то они в такой постановке вопроса фактически не обсуждались.

В зарубежной литературе пределы универсальности государства связывались с двумя аспектами: его ролью и количественными критериями, причем последние рассматривались обычно в связи с процессами возникновения новых государств в результате краха колониализма. Вопрос о роли государства в разные периоды решался неодинаково: от концепции невмешательства и роли «ночного сторожа» до тотального огосударствления жизни, включая многие частные стороны (фа­шистские концепции, мусульманские фундаменталистские доктрины). Количест­венные критерии использовались преимущественно на базе опыта малых афри­канских стран. В частности, утверждалось, что государство может быть эффек­тивной универсальной организацией, если численность его населения не менее 15 млн. человек. Были и другие взгляды, касавшиеся плотности населения на территории, но в целом они опирались на частичный опыт, высказывались по­путно и имели в основном умозрительный характер.

Более основательно, в основном в международно-правовой литературе, разра­ботан взгляд о соотношении универсальности государства и этноса. Считается, что любой этнос, сознающий себя в качестве нации, вправе создавать свою суверенную или автономную организацию публичной политической власти, и это право признается и защищается мировым сообществом. Не может быть никаких юридических аргументов против политического самоопределения любой, даже

самой малочисленной, нации, если при этом не нарушаются права человека и права проживающих вместе с ней других этносов [4]. Правда, вопрос об эффектив­ности и даже жизнеспособности малого государства при этом не ставился, а само понятие этноса, народности, нации и особенно этноса, осознающего себя нацией, остаются в литературе довольно неопределенными (правда, эти последние проб­лемы уже выходят за сферу юридических наук).

Из сказанного видно, что проблема универсальности государства, ее различ­ные аспекты на конкретном страноведческом материале в государствоведении в должной мере еще не разработаны. Между тем многие из таких вопросов в ус­ловиях современных тенденций «суверенизации», распада ряда федераций и обра­зования новых малых (а иногда и очень малых, преимущественно островных) государств имеют весьма важное практическое значение. Актуальны они и для России, стран СНГ, на территории которых проживают многие десятки наций и этносов, стремление отдельных лидеров которых максимально отгородиться от своих соседей часто приводит к общей разрухе.

Словом, исследование разносторонних качеств универсальности государствен­ной организации, ее пределов и эффективности приобретает важнейшее теоре­тическое и практическое значение. Однако, совокупный предмет общей теории государства и права очерчен определенными рамками, общая же политология вряд ли имеет возможность заниматься этим: у нее свои задачи. Видимо, лишь формирование особой отрасли знаний — сравнительного государствоведения может продвинуть нас вперед в решении этих теоретических и прикладных задач.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 693 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2369 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.