Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Электронные издания и публикации, содержащие информацию, относящуюся к исследовательской области пенитенциарной социологии




 

I. Периодические издания и сайты организаций содержащие тематические публикации, аналитические обзоры и статистические данные по УИС России.

 

1) Альманах "Неволя". Приложение к журналу "Индекс/Досье на цензуру"

http://index.org.ru/nevol/

Содержит разнообразные статьи просвещенные пенитенциарной тематике, также в нем публикуются статистические обзоры

Статистика: http://index.org.ru/turma/st/

 

2) Центр содействия реформе уголовного правосудия –правозащитная организация "Тюрьма и воля"

http://www.prison.org/index.htm

Содержит материалы, описывающие пенитенциарную систему России

Статистика: http://www.prison.org/facts/index.htm

 

3) Информационный сайт ЗОНА

http://www.zona.com.ru/

Содержит довольно большое кол-во материалов характеризующих как отечественные места заключения, так и зарубежные. Здесь также особое внимание уделяется субкультуре российских заключенных.

 

4) Сайт КРМОО "Освобождение"

http://www.osvobozhdenie.com/

Большое количество информации о проблеме ВИЧ/СПИД, наркотизации, тюрьмах и их проблемах. Здесь же размещены пресс-релизы об организациях, работающих с людьми, оказавшимся за гранью нашего общества, их контакты и ссылки.

 

5) Сайт ФСИН России

http://www.fsin.su/main.phtml?cid=3

Содержит краткую информацию об УИС России, история организации, описания основных направлений деятельности, новости, пресс-релизы, нормативную базу, регулирующую деятельность УИС

 

6) Закон и право - Terra incognita.spb.ru, правозащитный альманах http://terraincognita.spb.ru/

Содержит отдельные статьи (не в каждом номере). В электронном виде доступны лишь журналы 2001-2003 гг.

 

7) Институт прав человека

http://www.hrights.ru/index.htm

 

8) Сайт отдела по тюремному служению при Московской духовной академии

http://zona.bogoslov.ru/

 

9) Номер периодического электронного издания «Пчела», посвященный тематике мест лишения свободы

http://www.pchela.ru/podshiv/42.htm

 

 

II. Отдельные публикации

 

1) Андреев В.Н. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей http://www.hro.org/editions/prison/15/03.htm

 

2) Международные стандарты обращения с заключенными и российское законодательство (обзор) http://www.mhg.ru/publications/1BAF4BE

 

3) Что такое УИС: кто и где сидит в России

http://www.temadnya.ru/spravka/02oct2001/851.html

 

4) Условия содержания: как сидят в России

http://www.temadnya.ru/spravka/02oct2001/852.html

5) Олейник А.Н. Тюремные университеты// Альманах "Неволя". Приложение к журналу "Индекс/Досье на цензуру" http://www.index.org.ru/journal/18/18-oleinik.html

 

 

III. Воспоминания заключенных (в которых ярко проявляется нормы и ценностно-культурные элементы «тюремной» субкультуры)

 

1) Кудрин А.В. «Как выжить в тюрьме» (http://survive.kudin.org/content.htm)

 

Лозовский В. Как выжить и провести время с пользой в тюрьме

http://www.tyurem.net/mytext/how/021.htm

 

3) Сайт посвященный татуировкам

http://vne3akona.narod.ru/

 

4) Сайт «Кресты и окрестности»

http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/turma_lager/1_page.html

 

5) Публикации Солженицына А.

http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Краткий словарь основных социологических понятий,

категорий, терминов применительно к предмету

«пенитенциарной социологии».

 

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ— вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе к-рого согласовываются требования и ожидания его участников. Понятие “Адаптация” возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организмов к условиям существования и привыкания к ним. В социологии А. обозначает процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; приспособление субъекта к требованиям об-ва, установление равновесия с социальными требованиями и запретами ценой жертв со стороны личности или группы. Впрочем адаптация до некоторой степени является двусторонним процессом, когда и среда отчасти изменятся под влиянием человека или группы.

 

АНОМИЯ (от франц. anomie—буквально беззаконие, безнормность, от греч. а — отрицательная частица и nomos — закон) — состояние возникающее в обществе в связи с резкими изменениями его социального уклада и характеризующееся несоответствие прежних норм (правил поведения) новым условиям и несформированностью новых норм: “старые нормы” уже не представляются подходящими, а но­вые, зарождающиеся еще слишком туманны и нечетко сформулированы. В такой период люди находятся в растерянности, т.к. не знают, как им поступать и что можно ждать от других людей.

 

АТОМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от греч. atomos — неделимый) — процесс углубляющегося обособления людей друг от друга, возникающего в связи с распадением непосредственно-личностных связей между ними и заменой их связями опосредствованными, безличными.

 

АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ — действие, определяющей характеристикой к-рого явл. опред. эмоциональное состояние субъекта: захватившая его любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — центральное понятие ряда социол. теорий, в основе, к-рого лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или об-во всегда находятся в физическом или мысленном окружении др. социальных деятелей и ведет себя сообразно этой социальной ситуации. В подобном взаимодействии каждая из сторон стремится максимизировать вознаграждение своих действий и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений он относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое В. с. имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Нарушение ожиданий со стороны одного из участников взаимодействия влечет за собой фрустрацию и агрессивную реакцию, в к-рой сама агрессивность становится средством получения удовлетворения.

 

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — понятие, характеризующее степень близости или отчужденности социальных групп и лиц. Д. с. не тождественна пространственной, географической Д., хотя может выражаться в специфических формах расселения этнических групп (напр., гетто и др.), элит (кварталы богачей, высшего чиновничества и др.). Необходимо разграничить вертикальную и горизонтальную Д. с. Если горизонтальная Д. с. выражает степень социального расстояния между группами, находящимися на одном уровне обществ, иерархии, то вертикальная характеризует различия между классами, группами, слоями, занимающими различ. место в социальной иерархии. Д. с. находит свое воплощение в различиях рангов, власти, престижа, авторитета.

 

ИЕРАРХИЯ (греч. hierarhia; hieros — священный и arche — власть) — термин, социологии понятие “И.” стало употребляться для характеристики “вертикальной” дифференциации функций между различ. уровнями социального управления. Социологи проводят классификацию иерархических слоев об-ва по разным основаниям: И. престижа, И. власти и контроля, И. личностей.

 

ИНСТИТУТ (от лат. institutum — установление) социальный — понятие обозначающее устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различ. сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Социальный И. следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие “И. моногамной семьи” подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей опред. вида.

 

ИНТЕГРАЦИЯ социальная (от лат. integratio—восполнение) — понятие, характеризующее: совокупность процессов. благодаря к-рым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему; формы поддержания социальными группами опред. устойчивости и равновесия обществ, отношений; способность социальной системы или ее частей к сопротивлению разрушительным факторам, к самосохранению перед лицом внутр. и внешних напряжений, затруднений, противоречий.

 

КОНТРКУЛЬТУРА – понятие в совр. социологии и культурологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкр. культуре. Контркультура фактически является субкультурой, в основе которой лежит противопоставление ее принципов и ценностей общенациональной (господствующей) культуре. Наиболее известны молодежные контркультуры, составными элементами, в которые входили: “наркотическая культура”; “восточная мистика” и оккультизм; сексуально-“революционная” “мистика тела” (западная молодежная контркультура 1960-70-х годов). В более поздний период молодежной среде контркультура была представлен движениями панков и скинхедов.

 

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ – осо­бый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка, включающий в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформно­го поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций. В зависимости от субъекта, осуществляющего кон­троль, последний подразделяется на формальный и н е­формальный. Применяемые в ходе социального контроля санкции подразделяются на позитивные и негативные, формаль­ные и неформальные.

 

КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ – критич. стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отд. личностями, их группами, личностью и группой, личностью и об-вом, группой и об-вом, между разными сооб-вами или их коалициями.

 

КРИЗИС СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ – нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, согласованности и взаимодополнительности в функционировании ее разл. подсистем, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что в конечном счете ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности и консолидированности сооб-ва, деградации нормативно-регулятивных функций культуры, разрушению ее соответствующих механизмов. К.с. может быть вызван причинами и внешнего, и внутреннего для сооб-ва происхождения.

 

ЛИДЕРСТВА теории – исследуют один из механизмов групповой интеграции, объединяющий действия группы вокруг индивида или опред. части группы, к-рые играют роль руководителя. Тип Л. связан с природой обществ. строя, характером группы и конкретно-исторической ситуацией. Наиболее известна на типология авторитета, разработанная М. Вебером (Л. традиционное, бюрократическое, харизматическое). В совр. социологии наиболее распространены концепции Л. в малых группах – “теория черт” (Л. – феномен, рождаемый специфическими чертами лидера), “ситуационная теория” (Л. – функция ситуации), теория определяющей роли последователей (Л. – функция от ожиданий ведомых, принимающих или отвергающих лидера), реляционная теория, требующая учитывать при исследовании Л. как черты лидера и специфические условия, в к-рых он действует, так и характер группы и ее членов.

 

МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. margo – край) – индивид, к-рый, интериоризировав многие ценности двух или более конфликтующих социо-культурных систем, типически испытывает дискомфортные чувства и часто проявляет поведение. Маргинальность влечет утрату индивидом социальных связей и “одиночество”.

 

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ –переходы людей из одних обществ. групп и слоев в др. (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация). В отношении среды заключенных проявлением горизонтальной социальной мобильности можно считать перевод их на иные условия отбывания наказания. Вертикальная (восходящая и нисходящая) социальная мобильность будет представлять собой изменение положения (статуса) заключенного в неформальной стратификации сообщества заключенных.

 

НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА концепции – концепции амер. этнопсихологической школы, утверждающие существование у различных этносов специфических национальных характеров, отличающихся стойкими психологическими характеристиками личности, отражающимися на “культурном поведении”. При обилии всевозможных интерпретаций “нац. характера” неизменно предполагается наличие у представителей той или иной культурной традиции таких общих личностных элементов и структур, к-рые обеспечивают общие для всех них (или доминирующие у них) формы мировосприятия, поведения и мышления.

 

НОРМА КУЛЬТУРНАЯ – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкр. социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Назначение нормы состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных мотивов, психол. состояний. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознат. принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности.

 

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (девиантное) ПОВЕДЕНИЕ (лат. deviatio – отклонение) – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном об-ве нормам (стереотипам, образцам) поведения (правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.).

 

ОТЧУЖДЕНИЕ (дисфункция) – отношения между социальным субъектом и какой-либо его социальной функцией, складывающиеся в рез-те разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства.

 

Пенальное преступное поведение – это причиняющая или создающая угрозу нанесения вреда, личностно-микросредовая, массовая деятельность (система деяний - действий или бездействия) осужденных в местах лишения свободы, - направленная к преступлению и им завершающаяся в процессе исполнения наказания или нет в зависимости от успеха профилактики. Данный тип преступного поведения имеет свои подтипы, как специфические, например уклонение от наказания, так и общие, к примеру, насильственный.

 

реабилитация Социальная – комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие изменения социального статуса, девиантного поведения личности (освободившихся из мест заключения и т. п.)

 

Ресоциализации – процессе изменения у бывшего девианта (бывшего преступника) в системы ценностей и норм, отход от норм принятых в криминальной среде и принятие для себя норм и ценностей нормального общества.

 

РОЛЬ – стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего опр. позицию (или статус) в социальной структуре, в тех или иных типовых ситуациях взаимодействия. Понятие “Р.” широко используется в социологии, социальной психологии, антропологии и психиатрии. Обычно человек играет множество социальных Р.: тем больше, чем в большем количестве взаимодействий, отношений, групп, типов деятельности он участвует. Иногда нек-рые из исполняемых индивидом Р. могут быть несовместимы и противоречить друг другу. Усвоение человеком социальных Р. имеет функцию размещения индивида в социальном пространстве (социальной структуре), закрепления за индивидом социального статуса. Принятие и воспроизводство социальных Р. происходит в процессе социализации индивида, имеет следствием воспроизводство социальной (ролевой) структуры.

 

СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНАЯ – понятие, обозначающее любые социокультурные обязательства индивидов или групп индивидов по отношению друг к другу. Чаще всего его применяют для характеристики малых групп, подразумевая под С. с., во-первых, некое системное кач-во, позволяющее индивидам квалифицировать себя как членов именно данной группы; и во-вторых, опред. социальные силы, побуждающие индивидов дорожить своим членством в данной группе. О наличии С. с. в группе можно говорить, если она обладает тремя признаками: 1) личные обязательства каждого члена группы выполнять общие для группы нормы и оберегать общие ценности; 2) зависимость членов группы друг от друга, возникающая на почве общего интереса; 3) идентификация индивида с группой.

 

СОЛИДАРНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – понятие, используемое для обозначения социальной сплоченности. В социологии оно сосуществует с такими близкими по смыслу и более употребительными понятиями, как “социальная сплоченность” и “социальное согласие”.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей (норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.) того об-ва, к к-рому он принадлежит. С. — рез-т и целенаправл. формирование личности посредством воспитания и формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – понятие, используемое в системном подходе для обозначения того факта, что любая социальная группа является структурированной, организованной системой, элементы к-рой не изолированы друг от друга, а связаны опр. отношениями, характеризующими данную социальную группу.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА – понятие, широко используемое в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно независимых от незначит. колебаний в отношениях между системой и средой и обеспечивающих преемственность и устойчивость моделей поведения и социальных отношений во времени.

 

социальный статус – это положение личности, занимаемое в об-ве в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. В соответствии со своим статусом индивид занимает место в социальной иерархии, и обладает определенными правами, обязанностями, и придерживается определенного стиля поведения. Различают прирожденный (пол, социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т. п.) статусы; С. с. следует отличать от статуса личного, т. е. положения, к-рое занимает человек в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в кач-ве человеческого существа. Каждый человек обладает опред. социальным статусом (в соответствии с к-рым занимает опред. место в обществ, иерархии) и в то же время совмещает в своем лице несколько статусов, будучи, напр., одновременно отцом, мужем, губернатором, членом политической партии, капитаном футбольной команды и т. д. Иногда эти статусы приходят в противоречие друг с другом: в таком случае индивид, выполняя ту или иную свою социальную роль, оказывается вынужденным предпочесть один статус другому.

 

СТЕРЕОТИП (социальный) – упрощенный, схематизированный образ социальных объектов или событий, обладающий значит, устойчивостью; в более широком смысле — традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения.

 

СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – это процесс, расслоения общества на слои (страты) с различным престижем, собственностью и властью, в результате которого индивиды и семьи оказываются неравными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты. В отношении сообщества заключенных понятие «социальная стратификация» применятся для описания его подразделения на группы с разным престижем и статусом (напр., «блатных», «мужиков», «мастей»).

 

СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ - наличие в совр. культуре разных групп, отличающихся ценностными ориентаииями, мировоззренческими позициями, направленностью деятельности в разных областях культурной практики.

 

СУБКУЛЬТУРА (англ. subculture) – особая специфическая культура складывающаяся у некоторых социальных групп и слоев (страт), обособившихся от прочего населения на основе каким-либо критериев. Представляет собой самостоятельное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, традициями, нормами, и прочими элементами культуры. Специфическая субкультура сформировалась у заключенных России. Ее характеризует особый жаргон, своеобразные нормы и стандарты поведения, типичные только для данной среды, специфичная структура общества, особые ритуальные действия и механизмы, культурные элементы в виде символических татуировок.

 

УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ (attitude) – понятие, употребляемое в социологии и социальной психологии для обозначения устойчивой предрасположенности, готовности индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект.

 

ЦЕННОСТИ – важнейшие компоненты человеч. культуры наряду с нормами и идеалами, обозначающие значимые для человека материальные и нематериальные предметы, явления, понятия.


Приложение 2.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2475 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.