Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Часть 2: Проблема единства и противоречивости мира в философии 20-го века.




  1. Феноменология Э.Гуссерля как попытка преодоления противостояния эмпиризма и рационализма, материализма и идеализма.
  2. Проблема единства знания в научно ориентированных философских течениях ХХ века (позитивизм, аналитическая философия, структурализм).
  3. Проблема универсальности и индивидуации человека в гуманистически ориентированных философских течениях ХХ века («философская антропология», экзистенциализм, персонализм, философская герменевтика, неофрейдизм).
  4. Единство индивидуального опыта и многообразие человеческих практик в философии прагматизма.
  5. Представление о плюралистическом (множественном) характере реальности как основа постмодернистской критики культуры и философии.

 

Контрольные вопросы:

Часть 1:

  1. Каковы основные характеристики субъекта познания, согласно учению И.Канта?
  2. Какие познавательные способности человека выделял И.Кант?
  3. В чем заключается принципиальное различие априорного и апостериорного типов знания?
  4. Удалось ли И.Канту преодолеть агностицизм?
  5. Каковы основания и смысл предложенного И.Кантом «морального императива»?
  6. Каковы основные принципы саморазвития человеческого сознания в философии И.-Г.Фихте?
  7. В чем видел общие основания природы и культуры Шеллинг?
  8. Что такое Абсолют, в философской системе Шеллинга?
  9. Какие этапы и формы становления Мирового Духа (Абсолютной Идеи) выделял Г.Гегель?
  10. Почему Г.Гегель считал историю человеческого общества завершающим этапом становления бытия?
  11. В чем состоит отличие понимания человеческой природы в философии немецкого классического (трансцендентального) идеализма и в учении Л.Фейербаха?
  12. Что понимали под «волей» представители «философии жизни»? Какое место отводит «философия жизни» «воле» в бытии мира и в рамках человеческого сознания?
  13. В чем различие понимания «воли» А.Шопенгауэром и Ф.Ницше?
  14. В чем суть исторически сложившегося отчуждения человека, и какой путь освобождения человека был предложен марксизмом?
  15. В чем состоит отличие русской философской традиции от европейской?
  16. Как понимается цель и смысл бытия, предназначение человека в русской и украинской философской мысли?

Часть 2:

  1. Что такое феноменологическая редукция?
  2. Изучением чего занимается феноменология: сознания или бытия?
  3. Можно ли считать позитивизм полноценной философией? Возможна ли «научная» философия?
  4. Может ли анализ языка (языкового представления бытия) стать основой философствования?
  5. Каковы философские предпосылки структурализма?
  6. Содержит ли в себе постпозитивистское понятие «парадигмы» вненаучный элемент?
  7. Какая новая перспектива рассмотрения философских проблем была предложена представителями «философской антропологии» 20-го века?
  8. Какая проблематика и почему стала основной в философии экзистенциализма?
  9. Как менялись представления об экзистенции и человеческой коммуникации от С.Кьеркегора до К.Ясперса и Ж.-П.Сартра?
  10. Какая роль отводится процедуре интерпретации в «философской герменевтике» В.Дильтея и Г.Гадамера?
  11. В чем специфика подхода З.Фрейда к изучению сознания и культуры?
  12. В чем состоит гуманистический аспект фрейдизма, и каким образом он был развит в философии неофрейдизма (Э.Фромм и др.)?
  13. Каковы идейные истоки и сфера применения философии прагматизма?
  14. Является постмодернистская методология деконструкции способом осмысления или всего лишь симптомом ситуации постмодерна в культуре?

 

Индивидуальные задания:

Часть 1:

  1. Мир природы и мир человека в философии И.Канта.
  2. «Я» как данность и как идеал в учении И.Г.Фихте.
  3. Творчество как основная тема философии Шеллинга.
  4. Значение диалектического «снятия» в учении Гегеля о становлении бытия и познания.
  5. Чувственность как атрибут субъекта в философии Л.Фейербаха.
  6. Мировая Воля как источник страдания в философии А.Шопенгауэра.
  7. «Жизнь» как ценность в учении Ф.Ницше.
  8. Понятие «человеческого» и образ Сверхчеловека в учении Ф.Ницше.
  9. А.Бергсон о взаимосвязи сознания и памяти.
  10. Сравнительный анализ гегельянства и марксизма.
  11. Марксизм как философское учение и как идеология.
  12. Проблема единства диалектического материализма и исторического материализма в философии марксизма.
  13. Проблема противостояния и компромисса западничества и славянофильства в русской философии.
  14. Специфика философской мысли в Украине.
  15. Идея «всеединства» в украинской (Г.Сковорода, П.Юркевич) и русской философии (В.Соловьев).
  16. Философские идеи в украинской и русской классической литературе (Т.Шевченко, Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Л.Толстой).
  17. Интуитивизм как методологическая альтернатива западному рационализму в русской философии: Н.Лосский, С.Франк, А.Лосев.
  18. Оправдание человека творчеством в философии Н.Бердяева.

Часть 2:

  1. Феноменология как способ исследования сознания и как способ описания явлений.
  2. «Логический позитивизм» (Л.Витгенштейн) и неопозитивизм как познавательные методологии.
  3. Новое единство философии и науки в постпозитивизме (К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд).
  4. Структурализм как методология и как философское течение.
  5. Прагматистская концепция «реконструкции» и модернизации человеческой практики Дж.Дьюи.
  6. Постановка проблемы человека в философии М.Шелера и Г.Плеснера.
  7. «Философия диалога» М.Бубера.
  8. Проблема целостности существования как его подлинности в экзистенциализме.
  9. Концепция «свободы» в экзистенциальной философии.
  10. Роль герменевтики как метода познания в «философской герменевтике» В.Дильтея, Г.Гадамера.
  11. Философские аспекты психоаналитического учения (З.Фред, К.-Г.Юнг и др.).
  12. Психологическая и философская составляющая учения неофрейдизма (Э.Фромм и др.).
  13. Понятие «деконструкции» в постмодернистской философии.
  14. «Философия возможного» М.Эпштейна.

 

Основная литература:

Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х частях. /Под ред. И.Т. Фролова/. – Ч. 1. - М., 1989.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1982.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX века - начала XX века. - М., 1988.

История мировой философии (под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной). – М., 2007.

История философии в кратком изложении (Пер. с чешского яз.) - М., 1991.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. - М., 1989.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.

Нарский И.С. Западноевропейская философия ХIХ века. - …

Современная буржуазная философия. - М., 1978.

Современная западная философия: Словарь. (сост. Малахов В.С., Филатов В.П.) – М., 1991.

Современная философия: Словарь и Хрестоматия (под ред. В.П.Кохановского). – Р н/Д: Феникс, 1997.

Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2001.

Хюбшер А. Мыслители нашего времени. – М., 1994.

Философия (под ред. В.Д.Губина). - М, 1996.

Философия (под ред. Кохановского). – М., 2001.

Философия (под ред. Лавриненко). - М., 1999.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 1998.

 

Литература для углубленного изучения:

Немецкая классическая философия:

Асмус В.Ф. Иммануил Кант.- М., 1973.

Соловьев Э.Ю. И.Кант: знание, вера и нравственность // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. – с.167-184.

Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. - М., 1990.

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. - Спб., 1994.

Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. - М., 1990.

Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. - М., 1990.

Неклассическая философия 19 века:

Андреева И.С. Артур Шопенгауэр: жизнь и творчество. – М., 2001.

Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. - М., 1969.

Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше.

Гайденко П.П. Трагедия эстетизма: Опыт характеристики миросозерцания Серена Кьеркегора. – М., 1970.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. – М., 1997.

Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. – СПб., 2005.

Марксистская философия в XIX веке. - В 2-х кн. - М., 1979.

Шестов Л. Киркегардт и экзистенциальная философия. – М., 1992.

Русская и украинская философия:

Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время. – М., 1990.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. - М., 1991.

О России и русской философской культуре. - М., 1990.

Русская идея. - М., 1992.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.

Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. – М., 2005.

Хоружий С.С. После прерыва. Пути русской философии. - Спб., 1994.

Философия ХХ века:

Андреев Л. Ж. - П. Сартр. Свободное сознание и XX век. - М., 1994.

Буржуазная философская антропология XX века. - М., 1986.

Герменевтика и деконструкция. – СПб., 1999.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. - М., 1982.

Декомб В. Современная французская философия. – М., 2000.

Идеалистическая диалектика в ХХ столетии. – М., 1987.

Клименкова Т.А. От феномена к структуре. – М., 1981.

Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.

Мерло-Понти М. В защиту философии. – М., 1996.

Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. – Минск, 1986.

Пассмор Дж. Сто лет философии. – М., 1999.

Проблемы философской герменевтики. - М., 1990.

Психоанализ и науки о человеке. - М., 1996.

Современная европейская философия - СПб., 1996.

Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк) // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. – с.286-345.

Философы двадцатого века. – М., 1999.

Эпштейн М.Н. Философия возможного. – СПб.: Алетейя, 2001.

 

Первоисточники:

Немецкая классическая философия:

Гегель Г. Феноменология духа. - СПб., 1992.

Гегель Г. Философия истории. - СПб., 1993.

Гегель Г. Философия права. - М., 1990.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - В 3-х т. - М., 1974-1977.

Кант И. Сочинения. - В 6-ти т. - М., 1963-1966.

Фихте И.Г. Сочинения в 2-х т. - СПб., 1993.

Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х т. - М., 1989.

Неклассическая философия 19 века:

Бергсон А. Творческая эволюция.

Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Этическая мысль. – М., 1990. – с.361-470.

Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – К., 1994.

Маркс К. Предисловие к «Критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.13.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844г. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. т.42.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.

Ницше Ф. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1990.

Фейербах Л. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1995.

Фейербах Л. Сущность христианства. – М., 1965.

Хрестоматия по истории философии (западная философия) в 3-х частях. – Ч.2.: (от Шопенгауэра до Дерриды) – М.: ВЛАДОС, 1997.

Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков, 1994.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 21.

Русская и украинская философия:

Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. - М., 1989.

Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

Булгаков С.Н. Сочинения. В 2-х т. - М., 1991.

Вехи. Из глубины. Сб. статей о русской интеллигенции. - М., 1993.

Герцен А.И. Сочинения в 2-х т. - М., 1985.

Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М., 1979.

Лавров П.Л. Избр. пр. в 2-х т. - М., 1965.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Философские тетради. Государство и революция. Письма последних лет // Полн. собр. соч. - Т. 18, 29, 33, 45.

Писарев Д.И. Сочинения в 4-х т. - М., 1956.

Плеханов Г.В. Избр. философские пр. В 5-ти т. - М., 1956-1958.

Радищев А.Н. Избр. философские соч. - М., 1949.

Сковорода Г.С. Сочинения. в 2-х т. - М., 1973.

Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. - М., 1990.

Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., 1994.

Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982.

Флоренский П.А. Имена. – М., 1998.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - М., 1990.

Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990.

Хомяков А.С. Сочинения. в 2-х т. - М., 1994.

Чаадаев П.Я. Сочинения. - М., 1989.

Чернышевский Н.Г. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1986.

Шестов Л.И. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1993.

Философия ХХ века:

Аналитическая философия. Избранные тексты. - М., 1993.

Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). – М., 1998.

Бадью А. Манифест философии. – СПб., 2003.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. – М., 2000.

Витгенштейн Л. Философские работы. - В 3-х ч. - М., 1994.

Гадамер Г. Истина и метод. - М., 1988.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. – 1986. - №3.

Джеймс У. Воля к вере. – М., 1997.

Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1985.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М., Спб.: Алетейя. – 1998.

Маритен Ж. Философ в мире. - М., 1994.

Мунье Э. Персонализм: Структура личностного универсума. - М.,1992.

Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

Сумерки богов. - М., 1989.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М.,1990.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

Хайдеггер М. Бытие и время. – Харьков, 2003.

Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб., 2001.

Хрестоматия по истории философии (западная философия) в 3-х частях. – Ч.2.: (от Шопенгауэра до Дерриды) – М.: ВЛАДОС, 1997.

Шелер М. Избранные произведения - М., 1994.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992.

Юнг К. Архетип и символ. - М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

 

СЕМИНАР №4

Тема: Бытие, его познание и преобразование. /2 часа +/

 

Тезисы для обсуждения:

Часть 1:

  1. Происхождение и основные интерпретации понятия «бытие».
  2. Проблема упорядоченности и самоорганизации бытия. Уровни и формы самоорганизации бытия.
  3. Взаимосвязь бытия и существования. Пространственно-временные характеристики существования.
  4. Философские концепции становления и развития бытия.
  5. Проблема познаваемости мира в философии.
  6. Понятие «границ» разума, опыта, языка как инструментов человеческого познания в философии.

Часть 2:

  1. Историческое формирование знания и его типы.
  2. Взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания.
  3. Основные концепции истины. Проблема критерия истины.
  4. Специфика естественнонаучного, социального и гуманитарного типов познания и их место в жизни человека и общества.
  5. Практика как способ существования человека. Социокультурные формы и типология человеческих практик.

 

Контрольные вопросы:

1. Каким образом связаны между собой бытие и мышление?

2. Как решалась проблема единого и многого в онтологии?

3. Чем отличаются метафизический и диалектический тип онтологии? Приведите конкретные примеры обоих типов онтологий из истории философии.

4. Дайте характеристику основных онтологических категорий.

5. Является ли онтологической категория «небытие»? Чем отличается трактовка этой категории в западной и восточной философской традициях, в классической и современной философии?

6. Когда и в какой связи стала актуальной проблема связи бытия и времени?

7. С чем связано возрастание значимости в настоящее время таких онтологических категорий как «возможное», «вероятное», «виртуальное»?

8. Является ли онтологическим гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?».

9. Какова структура познавательных способностей человека?

10. Что такое гносеологический релятивизм? Каковы его возможные причины?

11. Каковы основные критерии научной рациональности?

12. Проанализируйте взаимосвязь теории и практики.

 

 

Индивидуальные задания:

  1. Натурфилософия как способ осмысления бытия: ее исторические судьбы.
  2. Объективный и субъективный идеализм как философские течения.
  3. Философия и научный материализм.
  4. Философские и естественнонаучные концепции времени.
  5. Структурный и процессуальный аспекты бытия.
  6. Проблема единства и множественности бытия.
  7. Проблема познаваемости мира в философии и науке.
  8. «Явление» как основа эмпирического познания (в науке и философии).
  9. Познание как способ человеческой деятельности.
  10. Социальные формы организации познания. Наука как социальный институт.
  11. Современные концепции знания.
  12. Концепция «научных революций» Т.Куна.
  13. Научные и философские основания концепции «ноосферы».
  14. Понятие практики в философии (немецкая классическая философия, марксизм, прагматизм).

 

Основная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М., 1991.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы - М., 1993.

Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс. – М., 1998.

Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.

Основы онтологии: Учеб. пособие / Под ред. Ф. Ф. Вяккерева, В. Г. Иванова, Б. И. Липского, Б. В. Маркова. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.

Руткевич М.Н. Диалектика и теория познания: Уч. пособ. – М., 1994.

Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2001.

Философия (под ред. В.Д.Губина). - М, 1996.

Философия (под ред. Кохановского). – М., 1995, 1996, 1997, 2000.

Философия (под ред. Лавриненко). - М., 1999.

Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Уч. для вузов (В.Г.Кузнецов, В.В.Миронов и др.) – М., 1991.

Цофнас А.Ю. Гносеология. – К., 2005.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 1998.

 

Литература для углубленного изучения:

Бытие и природа:

Аксенов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. - 1996. - №1.

Аронов Р.А., Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени? // Вопросы философии. - 1988. - №7.

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982.

Богомолов А.С. Идея развития в буржуазной философии ХIХ и ХХ столетий. - М., 1989.

Босенко В.А. Всеобщая теория развития. – К., 2001.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

Вернадский В.И. Живое вещество. - М., 1978.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.

Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник-88. - М., 1988.

Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. – М., 1969.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М., 1993.

Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М., 1993.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

Жеребкина И.А. Метафизика как жанр. – К., 1996.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М., 1984.

Ирибаджаков Н. Критика метафизического разума. – М., 1983.

Кедров Б.М. О методе изложения диалектики: Три великих замысла (К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина). – М., 1983.

Мамлеев Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. - 1993. - №10

Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. - М., 1977.

Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. - М., 1990.

Подольный Р.Г. Освоение времени. – М., 1989.

Потемкин В.К., Симанов А.Л. Пространство в структуре мира. – Новосибирск, 1990.

Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. - Л., 1978.

Уемов А. Вещь, свойства, отношения. – М., 1963.

Уитроу Дж. Естественная философия времени. – М., 1964.

Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995.

Эпштейн М.Н. Философия возможного. – СПб.: Алетейя, 2001. (Глава 1)

Познание:

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. - М., 1988.

Библер В.С. Мышление как творчество. - М., 1975.

Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем: Исследование процесса научного познания. – М., 1984.

Гончаров С.С. и др. Введение в логику и методологию науки. – М.; Новосибирск. – 1994.

Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. - М., 1985.

Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. – К., 1997.

Естетсвеннонаучное и социогуманитарное знание. – Л., 1990.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М., 1984.

Кузнецов Б.Г. Разум и бытие. Этюды о классическом рационализме и неклассической науке. – М., 1972.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.

Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.

Наука и будущее: Борьба идей (под ред. Н.В. Мотрошиловой). – М., 1990.

Науки и их взаимосвязи: История. Теория. Практика. (под ред. Б.М.Кедрова). – М., 1988.

Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. - М., 1985.

Пугач Б.Я. Фундаментальные проблемы истории и философии науки: Уч. пособие для студ. вузов. – Харьков, 2004.

Современные теории познания. - М., 1992.

Степин В.С. и др. Философия науки и техники. – М., 1995.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

Теория познания: В 4-х т. – М., 1991, 1993, 1995.

Уемов А.И. Истина и пути ее познания. – М., 1974.

Филатов В.П. Научное познание и мир человека. - М., 1989.

Хилл Т.И. Современные теории познания. – М.: Прогресс, 1965.

Первоисточники:

Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы (ч.1). - М., 1994.

Жильсон Э. Философ и теология. – М., 1995.

Кун Т. Структура научных революций. - М., 1973.

Мир философии. В 2-х ч. – ч.1. – М., 1991.

Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

Поппер К. Нищета историцизма. - М., 1993.

Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. - 1995 - №1.

Пригожин И. От существующего к возникающему. – М., 1985.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986.

Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1994.

Тулмин Ст. Человеческое понимание. - М., 1984.

Успенский П.Д. Новая модель вселенной. – СПб., 1993.

Успенский П.Д. Tertium organum. Ключ к разгадкам мира. – М., 2000.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990. – с.183-603.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М., 1994.

Хайдеггер М. Бытие и время. – Харьков, 2003.

 

СЕМИНАР №5

Тема: Общество, история и культура как формы организации человеческой жизни. /2 часа +/

 

Тезисы для обсуждения:

Часть 1:

  1. Происхождение и специфика человеческого общества.
  2. Основные методологические подходы и принципы изучения общества, его организации и развития.
  3. Понятие «истории» и субъекта исторического процесса. Критерии социального прогресса.
  4. Социальный идеал и социальная справедливость. Идеи социального неравенства и равенства.
  5. Понятие «гражданского общества» и социальное самоуправление.
  6. Смысл и содержание исторического процесса в свете проблемы «конца истории».

Часть 2:

  1. Понятие «культуры». Отношения культуры и природы.
  2. Понятие культурных ценностей и способ их существования.
  3. Регулятивные функции культуры.
  4. Роль форм духовной культуры (религии, искусства, морали, науки) в самореализации человека.
  5. Проблемы современной цивилизации в свете глобализационных процессов.
  6. Социокультурные трансформации эпохи постмодерна: виртуализация человека и общества.

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Формы организации жизни в природе и в человеческом сообществе.
  2. Основные элементы и структура общества.
  3. Какие варианты типологии обществ вам известны?
  4. Что такое «общественные отношения» и какова их историческая эволюция?
  5. Коммунитаризм и социальный атомизм как альтернативы социального устройства.
  6. Может ли человек быть свободен от общества?
  7. Каковы возможные причины социального радикализма и экстремизма?
  8. Что такое социальная справедливость?
  9. Как соотносятся между собой понятия «правовое государство» и «социальное государство»?
  10. Является ли «гражданское общество» как форма организации альтернативой государственной власти?
  11. Чем отличается человеческая история от природной эволюции?
  12. Что такое историческая память?
  13. Что понимается под выражением «конец истории»?
  14. Является ли культура естественным или же искусственным феноменом?
  15. Какие варианты типологии культур вы знаете?
  16. В чем состоит различие культуры и цивилизации? Противостоят ли они друг другу?
  17. Что такое мультикультурализм и поликультурализм?
  18. Какова роль игры в современной культуре?
  19. Какое влияние на образ жизни человека оказывает современная научно-техническая цивилизация?
  20. Каковы истоки, причины и факторы глобализации?
  21. Каковы позитивные и негативные последствия процессов глобализации?
  22. Продолжается ли модернизация современных обществ? Что меняется в современной общественной жизни?
  23. Почему постиндустриальное общество характеризуют как общество информационное и виртуальное?
  24. Какие признаки постмодерна характерны для жизни современной культуры, общества, человека?

 

Индивидуальные задания:

  1. Социобиология как способ осмысления общества.
  2. Социальные связи и отношения: их становление и типология.
  3. Социальные институты как основа структуры общества.
  4. Религия как социальный институт, ее роль и судьба в современном мире.
  5. «Постиндустриальное общество» в работах Э.Тоффлера.
  6. Глобализация как явление современной цивилизации.
  7. Концепция исторического процесса Л.Гумилева.
  8. Проблема управления рисками в современной социальной теории и концепции «устойчивого развития».
  9. Понятие «конца истории» в философской мысли.
  10. Анархизм М.Бакунина как способ самоорганизации общества.
  11. Социальная утопия и антиутопия в философии и литературе.
  12. Понятие «культурных ценностей» и их типология (М.Шелер, Н.Гартман и др.).
  13. Концепция «благоговения перед жизнью» А.Швейцера и современная экоэтика.
  14. Постмодерн как социокультурное явление.

 

Основная литература:

Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

Жиро Т. Политология. – Харьков: Гуманитарный центр, 2006.

Каган М.С. Философия культуры. - Спб., 1996.

Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.

Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. – М., 2003.

Пигров К. Социальная философия. – СПб., 2005.

Социальная философия. Учебник (Под общ. ред. Андрущенко В.П., Горлача Н.И.). – К.; Харьков, 2002.

Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2001.

Философия (под ред. В.Д.Губина). - М, 1996.

Философия (под ред. Кохановского). – М., 1995, 1996, 1997, 2000.

Философия (под ред. Лавриненко). - М., 1999.

Философия: Современные проблемы мира и человека: Уч. пос. – М., 1995.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 1998.

 

Литература для углубленного изучения:

Бауман З. Индивидуализированное общество. – М., 2002.

Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. - М., 1990.

Выжлецов Г.П. Аксиосфера культуры. – СПб., 1997.

Геде А. Постистория? // Общество и культура: проблемы множественности культур. - М., 1988.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989.

Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М., 1993.

Глобальный эволюционизм: философский анализ. - М., 1994.

Грушин Б.А. Массовое сознание. - М., 1987.

Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. – М., 1967.

Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М. 1986.

Каган М.С. Философское учение о ценностях. – СПб., 1997.

Культура и цивилизация. - М., 1984.

Культура, человек и картина мира. - М., 1987.

Кууси Пекка. Наш человеческий мир. - М., 1988.

Лейтман М. Зарождение общества будущего. – М., 2001.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.

Ноосфера: духовный мир человека. - Л., 1986.

Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений. – М., 1992.

Очерки социальной философии: Учебное пособие (Под ред. К.С.Пигрова.) – СПб., 1998.

Перов Ю.В. Историчность и историческая реальность. – СПб., 2000.

Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1979.

Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. – Новосибирск, 1998.

Сноу Ч. Две культуры. – М., 1973.

Фливбьерг Б. Хабермас и Фуко: мыслители для гражданского общества // Вопросы философии. – 2002. - №2.

Фурс В. Социальная философия в непопулярном изложении. – Вильнюс: ЕГУ, 2006.

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. – М., 1992.

Хейзинга Й. Нomo ludens (Человек играющий). - М., 1992.

Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. – М., 1994.

Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

Эпштейн М.Н. Философия возможного. – СПб.: Алетейя, 2001. (Главы 2-3).

 

Первоисточники:

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.

Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. – М.; СПб., 2007.

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избр. сочинения. - М., 1990.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М., 1991.

Зиммель Г. Как возможно общество? Философия труда // Зиммель Г. Избранное. - Т.2 - М., 1996.

Карлейль Т. Теперь и прежде. – М., 1994.

Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб., 1993.

Лем С. Сумма технологии. – М., 1968.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.; СПб.: Алетейя, 1998.

Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. – М., 1992.

Маркс К. Предисловие к «Критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.13.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844г. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. т.42.

Марсель Г. Люди против гуманности // Философские науки. - 1994. - № 1-3.

Мир философии. В 2-х ч. – Ч.2. Человек. Общество. Культура. – М., 1991.

Новая технократическая волна на Западе: Антология. - М., 1986.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991. – с.309-350.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991. – с.218 – 260.

Поппер К. Открытое общество и его враги. - Т. 1-2. - М., 1992.

Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. общ-ве. – М., 1991.

Самосознание европейской культуры и искусства ХХ в.. Зап. Европа и США (под ред. Р.А. Гальцевой). – М., 2000.

Сартр Ж.-П. Проблемы метода. – М., 1994.

Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

Тоффлер Э. Третья волна. – М., 2000.

Тоффлер Э. Футурошок. – СПб., 1997.

Утопия и утопическое мышление: антология заруб. лит. – М., 1991.

Философия истории: Хрестоматия. – М., 1994.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990. - №3.

Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.

Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. – СПб., 2001.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М,, 2003.

Шпенглер О. Закат Европы. - Т. 1. - М., 1993.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 21.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

СЕМИНАР №6

Тема: Человек в зеркале самопознания. /2часа+/

 

Тезисы для обсуждения:

Часть 1:

  1. Проблема сущности человека в культурной и историко-философской традиции.
  2. Человеческие качества.
  3. Специфика психической жизни человека.
  4. Сознание человека и его структура.
  5. Взаимодействие сознания и бессознательного в душевной жизни человека.

Часть 2:

  1. Взаимосвязь индивидуального сознания, «коллективных представлений» и общественных форм сознания.
  2. Взаимосвязь биологического, социального и духовного в человеке.
  3. Истоки и основания человеческой свободы, формы ее проявления.
  4. Феномен отчуждения и самоотчуждения человека.
  5. Основания смысла человеческой жизни и способы его реализации.

 

 

Контрольные вопросы:

  1. В чем специфика человека как особого рода бытия?
  2. Какие образы и идеалы человеческого существования имели место в культуре?
  3. Каков ноосферный идеал человека и человечества в учении В.И.Вернадского?
  4. Формирование самосознания и его роль в человеческой жизни.
  5. Является ли человек хозяином своего сознания?
  6. Какие концепции бессознательного вам известны?
  7. Что лежит в основе человеческого общения и взаимопонимания?
  8. Возможные пути личностного роста человека.
  9. Каковы базовые права человека?
  10. Какие варианты решения проблемы смерти и бессмертия существуют в философской антропологии?

 

 

Индивидуальные задания:

1. Теории антропогенеза.

2. Игра и смех как человеческие феномены.

3. Проблема взаимосвязи и взаимоотношений разума, чувственности и духовных чувств человека.

4. Человек как волевое существо: самоконтроль и доминирование (господство).

5. Человеческая свобода: источники, препятствия, перспективы возрастания.

6. Человеческие качества: постоянство и изменчивость.

7. «Религия человека» Л.Фейербаха.

8. Обоснование необходимости преодоления «человеческого» и идеал Сверхчеловека в философии Ф.Ницше.

9. «Бунтующий человек» А.Камю.

10. Общение как человеческая способность и потребность.

11. Природное и историческое начала в человеке.

12. Человек как космический феномен (русский космизм, В.Вернадский, П.Тейар де Шарден).

13. Антропософия Р.Штайнера в свете философской антропологии.

14. Танатология: смерть как факт и процесс. Смысл смерти.

15. Антропологические основания религиозного чувства.

16. Философские основания и аспекты психотерапии.

17. Любовь и творчество как способы самореализации человеческой личности (в работах Э.Фромма).

18. «Трансперсональная психология» (С.Гроф, К.Уилбер, А.Минделл и др.) о возможностях и перспективах человека.

 

 

Основная литература:

Губин В.Д. Человек и его бытие в природе, истории и культуре: Уч. пос. – М., 1992.

Марков Б.В. Философская антропология. - СПб., 1997.

Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.

Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2001.

Философия (под ред. В.Д.Губина). - М, 1996.

Философия (под ред. Кохановского). – М., 1995, 1996, 1997, 2000.

Философия (под ред. Лавриненко). - М., 1999.

Философия: Современные проблемы мира и человека: Уч. пос. – М., 1995.

Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Уч. для вузов (В.Г.Кузнецов, В.В.Миронов и др.) – М., 1991.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 1998.

Шаронов В.В. Социальная антропология. - Спб., 1997.

 

Литература для углубленного изучения:

Алахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб., 2003.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992.

Бахтин М.М. Философия поступка // Философия и социология техники. Ежегодник - 1984-1985. - М., 1986.

Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». - М., 1986.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб., 1992.

Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Т. 1-5. - Тбилиси, 1978-1985.

Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. - М., 1995.

Булыгин А.В. К истокам идеального. - Л., 1988.

Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. - 1988. - № 11.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.

Грофф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М., 1993.

Грофф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. – М., 1994.

Грофф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания. – М., 2001.

Демин М.В. Анализ структуры сознания. - М., 1980.

Дискуссия по проблеме идеального // Вопросы философии. - 1987- №9 -10, 1988. - № 1-3.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983.

Изменение состояния сознания: современные исследования. Научно-аналитический обзор ИНИОН. РАН. - М., 1995.

Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека – Новосибирск, 1991.

Как формируется и функционирует сознание. - М., 1985.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. - М., 1983.

Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. – М., 1980.

Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. - М., 1993.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

Лой А.Н. Сознание как предмет теории познания. – К., 1985.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. - 1990. - № 10.

Марков Б.В. Разум и сердце. - Спб., 1993.

Маслоу А. По направлению к психологии бытия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.

Мэй Р. Проблема тревоги. - М., 2001.

Мэй Р. Сила и невинность. – М., 2001.

Налимов В.В. Спонтанность сознания. – М., 1989.

Ноосфера: духовный мир человека. - Л., 1986.

О человеческом в человеке. - М., 1991.

Психоанализ и наука о человеке. - М., 1996.

Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. - М., 1985.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М., 1987.

Хейзинга Й. Нomo ludens (Человек играющий). - М., 1992.

Человек как философская проблема: Восток-Запад. - М., 1991.

Эпштейн М.Н. Философия возможного. – СПб.: Алетейя, 2001. (Глава 3)

 

 

Первоисточники:

Августин А. Исповедь. - М., 1991.

Аристотель. О душе // Сочинения в 4-х т. - Т.1 - М., 1975.

Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. – М., 1995. – с.157 – 232.

Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. – М., 1995. – с.15-92.

Гегель Г. Феноменология духа. - Спб., 1992.

Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Этическая мысль: Научно-публицистич. чтения. - М., 1990 - с.361-470.

Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

Лейнг Р. Разделенное Я. - К., 1995.

Марк Аврелий. Размышления. - М., 1985.

Марсель Г. Быть и иметь. – Новочеркасск, 1994.

Марсель Г. Люди против гуманности // Философские науки. - 1994. - № 1-3.

Мир философии. В 2-х ч. – Ч.2. Человек. Общество. Культура. – М., 1991.

Монтень М. Опыты. - М., 1992.

Паскаль Б. Мысли. - СПб., 1994.

Пелевин В.О. Generation “П”. Рассказы. – М.: Вагриус, 2000.

Пелевин В.О. Ампир В. – М.: Эксмо, 2006.

Проблема человека в западной философии: Антология. - М., 1988.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000.

Смысл жизни. Антология. - М., 1994.

Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры.

Феномен человека: Антология. - М., 1993.

Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1993.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 2003.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: ИГ Прогресс, Изд-во Ювента, 2000.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - Кн. 1-2. - М., 1991, 1994.

Шарден Т. де. Феномен человека. - М., 1987.

Шелер М. Положение человека в космосе // Избр. пр. - М., 1994.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени // Юнг К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. - Минск, 2003. - с.153-358.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.