Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям




 

Семинарские занятия являются одной из основных форм аудиторной работы студентов, которая предназначена для развития навыков ведения диалога, формулирования и аргументации своей точки зрения.

 

Оценка посещения и работы студента на семинарских занятиях является одной из составляющих (50-70%) итоговой оценки по модулю (в зависимости от количества семинарских занятий и наличия других форм учебной и научной работы).

Подготовка к семинарскому занятию:

1. Предполагает освоение студентом материала по изучаемой теме на уровне достаточном для участия в свободном диалоге, обмене мнениями и аргументации своих высказываний в рамках учебной проблематики сформулированной в виде тезисов для обсуждения. Необходимо быть готовым к участию в дискуссии по тематике тезисов для обсуждения!

2. Контрольные вопросы выступают в качестве формы конкретизации изучаемой проблематики и предназначены как для осуществления самоконтроля студентом своих знаний по теме занятия, так и для осуществления устного (или письменного) контроля знаний студента преподавателем в течение семинарского занятия. Необходимо быть готовым к ответам на контрольные вопросы!

3. Индивидуальные задания предназначены для углубленного освоения студентом (посредством систематизации, анализа и оценки) изучаемого материала с последующим представлением его результатов на семинаре. Предназначены для подготовки индивидуальных докладов и сообщений на семинаре и как форма отработки занятий пропущенных по уважительным причинам.

 

Практические рекомендации:

· Подготовку к занятию рекомендуется начинать за несколько дней до семинара.

· В процессе подготовки использовать не только учебную, но и монографическую литературу, знакомиться с текстами первоисточников.

· Для более глубокого усвоения учебного материала необходимо осуществлять систематизацию, обобщение и критику существующих вариантов решения изучаемых проблем, их моральную оценку и прагматическую ценность, продумывать собственные варианты их решения.

· Большую помощь в подготовке к семинару может оказать выполнение заданий из соответствующего раздела самостоятельной работы, результаты которой могут быть использованы студентом в процессе работы на семинаре.

 

Справочная литература

 

1. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия (ред.-сост. С.Ю. Солодовников) – Минск, 2002.

2. Ермаков В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный. – СПб., 2003.

3. История философии: Энциклопедия (Сост. А.А. Грицанов). – М., Минск, 2002.

4. Новейший философский словарь (сост. А.А. Грицанов) – Минск, 1998.

5. Современный философский словарь (под общ. ред. В.Е.Кемерова). – М., 2004.

6. Философский энциклопедический словарь (ред.-сост. Е.В.Губский и др.). – М., 2000, 2002.

7. Философский энциклопедический словарь (редколл.: С.С.Аверинцев и др.). – М., 1989.

 

 

Хрестоматии и антологии

1. Антология мировой философии. В 4-х т. – М, 1969.

2. Антология мировой философии: Сборник философских текстов (сост. М.А.Парнюк, В.И.Даниленко). – К., 1991, 1992.

3. Мир философии. В 2-х ч. – М., 1991.

4. Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. – Харьков, 2001.

5. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Уч. пособие для вузов. В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 1997.

6. Хрестоматия по философии: Уч. пособие для вузов (отв. ред. В.П.Кохановский, В.П. Яковлев). – Ростов н/Д, 1991.

7. Хрестоматия по философии: Уч. пособие (под ред. А.А.Радугина). – М., 1998.

 

 

Образовательные гуманитарные интернет-сайты

 

  1. philosophy.ru
  2. filosof.historic.ru
  3. gumer.info
  4. phenomen.ru
  5. koob.ru
  6. window.edu.ru
  7. istina.rin.ru
  8. lib.aldebaran.ru

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

СЕМИНАР №1

Тема: Философия как способ освоения мира. Античная философия как социокультурный проект. /2 часа/

 

Тезисы для обсуждения:

  1. Какие возможности открывает философский взгляд на мир (в сравнении с обыденным, мифологическим, религиозным, научным)?
  2. Общее и различное в древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой философских традициях.
  3. Понятие «космоса» и «природы» (фюсис) в античной натурфилософии.
  4. Роль меры и гармонии в космоцентрической картине мира. Понятие совершенства.
  5. Метафизика, диалог, диалектика как методы античной философии.
  6. Связь природы, общества и человека в учениях Платона и Аристотеля.
  7. Связь человеческого самопознания и должного образа жизни в античной философии.

 

Контрольные вопросы:

  1. В чем состоит отличие традиционного (мифологического, догматического) и критического отношения человека к миру?
  2. Почему, каким образом, и в каких древних культурах сформировались традиции рационального осмысления мира?
  3. Теоретическую или практическую направленность носили первые попытки рационально-критического объяснения мира?
  4. Каким образом первая философия была связана с жизнью древних обществ, и каково было ее влияние на жизнь отдельного человека?
  5. Какова структура космоцентрической картины мира? Что древние греки называли «макрокосмосом» и «микрокосмосом», каков характер связи и взаимоотношений между ними?
  6. В чем состоит смысл понятий «мера», «гармония»? Какие способы достижения указанных состояний были предложены первой философией?
  7. Существуют ли отличия между философом и мудрецом?
  8. Какой способ осмысления мира и почему принято называть протофилософией?
  9. Какой тип философии называют «натурфилософией»? Каков ее предмет и метод?
  10. Что такое «первоначало» (архе) мира? Какие варианты решения проблемы первоначала были предложены в первых философских учениях? Чем они отличались от мифологических представлений об истоках мира?
  11. Каким образом первые философы (Парменид, Гераклит, Демокрит и др.) разрешали проблемы постоянства и изменчивости мира, проблему движения?
  12. В чем смысл «античного просвещения», нашедшего свое выражение в философствовании софистов и Сократа? В чем заключался предмет, метод и конечные цели их философствования?
  13. Как понимали представители «античного просвещения» (софисты, Сократ, Платон, Аристотель) природу человека, его отношение к обществу и миру?
  14. Почему философствование эпохи эллинизма носило преимущественно морально-этическую направленность?
  15. Какие стратегии человеческого поведения были выработаны в рамках таких философских учений эпохи эллинизма как стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм?
  16. Какие причины могли привести к разочарованию в возможностях и перспективах взаимодействия человека с миром на разумных основаниях во времена поздней античности? К каким следствиям это привело?

 

Индивидуальные задания:

  1. Древнеиндийская философия как способ преодоления ограниченности земного существования.
  2. Концепции социального управления в древнекитайской философии.
  3. Философия даосизма как путь и «искусство жизни».
  4. Античные мыслители о предназначении философии.
  5. Что понимали под «природой» древние мыслители?
  6. Научные знания древности и античная философия: проблема научного статуса философского знания.
  7. Проблема человеческой свободы в учениях античных философов.
  8. Развитие идей Сократа в рамках философских школ основанных его учениками.
  9. Гармония как идеал телесного и разумного, личного и общественного существования человека.
  10. Взаимосвязь мудрости, Блага и гражданской добродетели в учениях Платона и Аристотеля.
  11. Эпикуреизм и стоицизм как альтернативные проекты самореализации человека.
  12. Античный скептицизм как форма философствования.
  13. Способствовало ли развитие философии расцвету греческой цивилизации или ее упадку? (Полемика с идеями высказанными Ф.Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки»).
  14. Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской философии.

 

 

Основная литература:

Предмет философии:

Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х частях. /Под ред. И.Т. Фролова/. – Ч. 1. - М., 1989.

Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.

Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2001.

Философия (под ред. Кохановского). – М., 1995, 1996, 1997, 2000.

Философия (под ред. Лавриненко). - М., 1999.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 1998.

Античная философия:

Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

История мировой философии (под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной). – М., 2007.

История философии в кратком изложении (Пер. с чешского яз.) - М., 1991.

Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.

Пролеев С.В. История античной философии. - М., К. - 2001.

 

Литература для углубленного изучения:

Предмет философии:

Вундт В. Введение в философию.- М., 1998.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М., СПб., 1998.

Желнов М.В. Предмет философии в истории философии: Предыстория. – М., 1981.

Лифшиц М.А. Философия древняя и современная. - М., 1980.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М., 1991.

Сагатовский В.Н. Вселенная философа. – М., 1972.

Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб., 1993.

Античная философия:

Буряк В.В., Рыскельдиева Л.Т. История древней философии: Индия, Китай, Греция. – Симферополь, 1998. – 97с.

Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1989.

В преддверии философии: Духовные искания древнего человека (пер. с англ. яз.). – М., 1984.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.

Лосев А.Ф. Античная философия в конспективном изложении. - М.,1989.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения. - В 2-х т. – Т.1. - М., 1990.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. - Т.1. - СПб., 1994.

 

 

Первоисточники:

Антология мировой философии. - Т.1, - М., 1969.

Антология кинизма. – М., 1984.

Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - М., 1978-1984.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.

Мир философии: Книга для чтения. - Ч. 1. - М., 1991.

Платон. Сочинения. - В 4-х т. - М., 1990-1995.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. - М., 1995.

СЕМИНАР №2

Тема: Взаимодействие философии, религии и науки в Средневековье и Новое время (4-18 вв.) /2-4 часа/

 

Тезисы для обсуждения:

Часть 1: Взаимодействие философии и религии в эпоху Средневековья (4-15 вв.)

  1. Общее и отличное в религиозном и философском способах освоения мира. Специфика религиозной философии.
  2. Основная проблематика средневековой философии эпохи патристики.
  3. Представления о структуре бытия и места человека в нем в средневековой схоластике.
  4. Основные проблемы религиозной философии: а)причинности; б)соотношения веры и разума; в)греха и спасения; г)взаимосвязи сущности и существования, универсалий; д)человеческой свободы и божественного Провидения; е)варианты теодицеи.
  5. Роль средневековой философии в становлении и развитии общефилософской проблематики, ее вклад в самосознание современной европейской цивилизации.

 

Часть 2: Взаимодействие философии, религии, науки и общественной мысли в эпоху Возрождения и Нового времени (15-18 вв.)

  1. Пересмотр теологических взглядов на человека и мир в философии эпохи Возрождения.
  2. Философские идеи Реформации (М.Лютер и др.) и их роль в становлении буржуазного мировоззрения.
  3. Представление о философии как науке в Новое время: проблема метода познания.
  4. Представление о философии как метафизике в Новое время: проблема субстанции.
  5. Человек как естественное существо и общество как предмет «общественного договора» в философии эпохи Просвещения.

 

Контрольные вопросы:

Часть 1:

  1. Что послужило причиной отказа от античного культа тела и разума в пользу средневекового культа духа и веры?
  2. Какие идеи античной философии способствовали формированию религиозно-монотеистического мировоззрения?
  3. Как связаны с теоцентризмом средневековые теории креационизма, откровения, провиденциализма?
  4. Каковы последствия (положительные, отрицательные) «союза» философии и религии? Остается ли религиозная философия философией в полном смысле слова?
  5. Существует ли связь и преемственность философской и теологической проблематики?
  6. Каков философский смысл понятия «Бог»? Какие базовые философские и мировоззренческие проблемы можно разрешить посредством привлечения данного понятия?
  7. Какая связь, согласно учениям А.Августина и Ф.Аквинского, существует между знанием и спасением?
  8. Что нового привнесла философия Средневековья в решение проблемы сознания?
  9. Почему и каким образом учение А.Августина о Граде Земном и Граде Божьем явилось основой для религиозно-философского учения об истории?
  10. Чем отличается характер взаимоотношений сущности и существования в боге, мире, человеке?
  11. В чем состоял спор средневековых «реалистов» (Ансельм Кентерберийский) и «номиналистов» (Росцелин, Уильям Оккам) о природе универсалий (общих понятий, идей)? К каким методологическим и мировоззренческим выводам вела каждая из позиций? Как разрешает этот спор Фома Аквинский?
  12. Почему теология Фомы Аквинского, при помощи которой он сформулировал свои пять доказательств существования Бога, была названа «естественной»? В чем состоят приводимые Ф.Аквинским доказательства существования Бога и почему они возможны лишь в рамках метафизического подхода?

 

Часть 2:

  1. Что такое пантеизм? Как пантеистические воззрения повлияли на представления философов эпохи Возрождения о природе и телесности?
  2. В чем состоял новый гуманистический идеал человека эпохи Возрождения и представление о предназначении человека?
  3. Какие философские предпосылки лежали в основе возрожденческого культа красоты?
  4. В чем мыслители Возрождения усматривали проявления человеческой свободы? Почему свобода рассматривается ими не только как специфически человеческое качество о как его личное право?
  5. Какое влияние оказали возрожденческие представления о свободе человека на способы его самопознания (М.Монтень) и его общественного существования (Н.Макиавелли)? К каким положительным и отрицательным последствиям это привело?
  6. В чем состоит отличие натурфилософии эпохи Возрождения от античной натурфилософии?
  7. Чем отличаются взгляды на природу представителей философии естествознания (Л.да Винчи, Н.Коперник, Г.Галилей) и натурфилософов (Н.Кузанский, Парацельс, Дж.Бруно)?
  8. Чем отличались представления мыслителей Реформации (М.Лютер, Ж.Кальвин) от идей мыслителей Средневековья и Возрождения? Какое влияние они оказали на развитие буржуазного общества и сохраняют ли актуальность в настоящее время?
  9. Как согласуются в рамках идеологии Реформации представления о «нищете человеческой воли» и освящении земного труда?
  10. Почему в Новое время (17 в.) встал вопрос о взаимоотношениях науки и философии?
  11. В чем состоит различие познавательных принципов и методологии эмпиризма и рационализма? Укажите сильные и слабые стороны указанных познавательных стратегий.
  12. Каким образом различные представители Нового времени обосновывали и опровергали существование у человека «врожденных идей»? Какие мировоззренческие и методологические цели преследовались в данных спорах?
  13. Что такое субстанция? В чем суть споров относительно проблемы субстанции, причины многообразия мировоззренческих и методологических позиций по этому вопросу?
  14. Почему сенсуализм рассматривается как разновидность эмпиризма и в чем его специфика? К каким выводам относительно процесса познания и познаваемости мира пришел сенсуализм?
  15. В чем заключается онтологический (бытийственный) и познавательный смысл проблемы «врожденных идей»? Какая связь существует между этой проблемой и перспективой агностицизма и солипсизма? Найдено ли решение проблемы «врожденных идей» современной наукой?
  16. В чем состоял проект Просвещения 18 века? Укажите его концептуальные: онтологические (бытийственные), познавательные и социально-политические основания, а также его конечные цели?
  17. Что позволило просветителям рассматривать человека и как природное, и как общественное существо одновременно? В чем состоят естественные и гражданские права человека?
  18. Почему просветительские идеи, в частности концепция «общественного договора», несли в себе реформаторский и революционный потенциал?
  19. Почему именно в эпоху Просвещения начала формироваться собственно философия (а не мифология или теология) истории?
  20. Какая альтернатива «священной истории» вообще, и эсхатологии в частности, заключена в просветительской теории «прогресса»? Почему здесь судьба, самореализация и перспективы человека связываются не с божьим Промыслом, а с развитием общества?

 

Индивидуальные задания:

Часть 1:

  1. Философский смысл религиозных понятий «грех» и «спасение».
  2. Ориген и Августин о путях спасения человека.
  3. А.Августин и Ф.Аквинский о целях, способах и критериях познания.
  4. Понятие «закона» и «чуда» в средневековой философии и теологии.
  5. Доказательство существования Бога как проблема средневековой философии.
  6. Средневековая философия и теология об иерархической организации бытия.
  7. Бог как Творец в философии и теологии Средневековья (А.Августин, Д.Скот, Эриугена, Ф.Аквинский и др.).
  8. Средневековая теодицея.
  9. Схоластика и мистика как способы постижения божественного.
  10. Зарождение науки в эпоху Средневековья (Р.Бэкон, Р.Луллий, У.Оккам).

Часть 2:

  1. «Гуманизм» как идеология Возрождения.
  2. Диалектика Бога и мира в учениях Н.Кузанского и М.Фичино.
  3. Скептический метод М.Монтеня и его вклад в исследование человеческой природы.
  4. Философский смысл пантеизма и многообразие пантеистических учений.
  5. Понятие «природы» в философии Нового времени.
  6. Понятие «науки» и «научного знания» в философии Нового времени.
  7. Взаимосвязь рационализма и натурализма в этическом учении Б.Спинозы.
  8. Основания и цели «монадологии» Г.Лейбница.
  9. Проблема «врожденных идей» в философии Нового времени.
  10. Проблемы солипсизма и агностицизма и их преодоление в философии Нового времени.
  11. Критика религиозных идей в философских учениях эпохи Просвещения (Ф.Вольтер, Д.Дидро, П.Гольбах и др.).
  12. Проблема «естественных» качеств человека в философии Просвещения.
  13. Сравнительный анализ просветительских концепций истории.
  14. Натурфилософские воззрения Гете.

 

Основная литература:

Базовые учебники:

Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х частях. /Под ред. И.Т. Фролова/. – Ч. 1. - М., 1989.

История мировой философии (под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной). – М., 2007.

История философии в кратком изложении (Пер. с чешского яз.) - М., 1991.

Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.

Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2001.

Философия (под ред. Кохановского). – М., 1995, 1996, 1997, 2000.

Философия (под ред. Лавриненко). - М., 1999.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 1998.

Средневековая философия:

Соколов В.В. Средневековая философия. - 1979.

Философия Возрождения и Реформации:

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. - М., 1976.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII в. - М., 1984.

Философия Нового времени и Просвещения:

Кузнецов В.Н. и др. Западно-европейская философия XVIII в. - М., 1986.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII в. - М., 1974.

Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII веков. - М., 1984.

Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. - М., 1983.

Хёсле В. Гении философии Нового времени. - М., 1992.

Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. - М., 1976.

 

Литература для углубленного изучения:

Средневековая философия:

Богословие в культуре средневековья. - Киев, 1992.

Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

Гуревич А.Я. Средневековый мир. - М., 1990.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. - М., 1992.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979

Неретина С.С. Верующий разум - Архангельск, 1995.

Честертон Г. Вечный человек. - М., 1991.

Философия Возрождения и Реформации:

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М., 1978.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения. XIV-XV вв. - М., 1977.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М., 1986.

Культура эпохи Возрождения и Реформация. - М., 1981.

Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. - М., 1976.

Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб., 1993.

Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991. – с.54-126.

Философия Нового времени и Просвещения:

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000.

Кассирер Э. Философия Просвещения. – М., 2004.

Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. - М., 1989.

Свасьян К.А. Гете. – М.: Мысль, 1983.

 

Первоисточники:

Средневековая философия:

Аврелий Августин. Исповедь. - М., 1994

Антология мировой философии. - Т. 2. - М., 1970.

Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения (сост. С.В.Переверзенцев). – М., 2001.

Боэций. Утешение философией. - М., 1990.

Философия Возрождения и Реформации:

Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения (сост. С.В.Переверзенцев). – М., 2001.

Бруно Дж. Диалоги. - М., 1949.

Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.

Данте Алигьери. Божественная комедия. - М.,1992.

Леонардо да Винчи. Избр. естествонаучные произведения. - М., 1955.

Макиавелли Н. Государь. - М., 1982.

Монтень М. Опыты. В 3-х кн. - М., 1992.

Николай Кузанский. Сочинения. В 2-х т. - М., 1979.

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (15 век) /под ред. Л.М. Брагиной/. – М., 1985.

Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.,1987.

Философия Нового времени и Просвещения:

Антология мировой философии. - Т. 2. - М., 1970.

Беркли Дж. Сочинения. - М., 1978.

Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. - М., 1977-1978.

Вольтер Ф. Философские повести // Вольтер Ф. Поэмы. Философские повести. Памфлеты. – К., 1989. – с.234-448.

Гельвеций К.А. Сочинения. В 2-х т. - М., 1974.

Гоббс Т. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1989-1991.

Декарт Р. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1989-1991.

Дидро Д. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1990.

Лейбниц Г. Сочинения. - В 4-х т. - М., 1982-1989.

Локк Дж. Сочинения. - В 3-х т. - М., 1985-1988.

Паскаль Б. Мысли. – М., 1994.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.,1969.

Спиноза Б. Избр. пр. в 2-х т. - М., 1957.

Юм Д. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1965.

 

СЕМИНАР №3

Тема: Проблема единства и противоречивости мира в современной философии (19-20вв.) /2-4 часа/

 

Тезисы для обсуждения:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 246 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.