общее расширение торговли усилило ее коммерческие связи со странами, расположенными на берегу океана,— с Испанией, Нидерландами и Англией — и подняло значение ее западных портов. Дальнейшее развитие получила также торговля на Средиземном море с Левантом через Марсель и торговля с Италией, потерявшая, впрочем, во второй половине XVI в. свое значение в связи с хозяйственным упадком в Италии.
Большую роль играла и сухопутная торговля. Лион с его ярмарками, полученными от королей привилегиями сделался в XVI в. одним из центров европейской торговли и важнейшим международным денежным рынком. Здесь заключались государственные займы и совершались крупнейшие финансовые и кредитные операции, особенно в связи с тем, что создавшиеся в конце XV в. крупные европейские державы с их большими наемными армиями нуждались в* значительных денежных средствах и постоянно искали кредита у тогдашних капиталистов, особенно у итальянцев и немцев.
Донесения венецианских послов, дающие обильный и интересный материал о хозяйственном положении Франции в XVI в., склонны пожалуй, несколько преувеличивать благосостояние страны и размеры ее торговли и промышленности. Марино Кавалли отмечает разнообразие, прекрасное качество и изобилие французской продукции. Франция экспортирует хлеб в Испанию, Португалию, Англию и даже Швейцарию и Геную, когда это позволяют цены на хлеб и королевские ордонансы. Бордосские, бургундские и орлеанские вина, а также фрукты идут в Англию, Шотландию, Лотарингию и Швейцарию. Во Франции производится, много шерсти (правда, грубой), распространено производство льняных и шерстяных тканей (Пуату, Бретань, Нижний Мэн), и вывоз их идет в Испанию, Италию, варварийские страны (северное побережье Африки) и даже в Англию. Во Франции много леса (дуб, бук). Леса занимают по подсчетам Кавалли шестую часть страны, но лес стоит дорого, так как почти все леса принадлежат королю, устанавливающему монопольные цены. Что касается металлов, то добывается только железо, все остальные покупаются за границей. Во Франции много соли, и ее вывозят в другие страны, особенно в Англию. Гораздо подробнее наши сведения относительно ввоза. Тот же Марино Кавалли подробно рассказывает об импорте во Францию 4.
N. Tommaseo. Relations des ambassadeurs vénitiens sut les affaires de France au XVI siècle. Marino Cavalli, v. 2. Paris, 1838, p. 254; см. также: [С. Haton\. Mémoires de Claude Haton, contenant le récit des événements accomplis de 1553 a 1582, principalement dans la Champagne et la Brie, publiés par F. Bour-quelot. Paris, 1857, y. I, p. 112, 113.
История Франции, т. 1
Франция первой половины XVI века 162
Большое значение имеет также найденный в конце XIX в. анонимный мемуар о торговле Франции в середине XVI в. «Le Commerce d'importation en France au milieu de 16 s.». Ввоз во Францию идет из Верхней и Нижней Германии, Португалии, Италии. Леванта и Англии. В- Нижней Германии (Фландрия и район Нижнего Рейна), жалуется автор этого мемуара, Антверпен за последние 40 лет «поглотил все почти торговые города и привлек к себе всю торговлю. Это обстоятельство наносит великий ущерб производству и торговле Франции. Антверпен захватил даже торговлю шелком-сырцом, который предназначается для французских мастеров, и напрасно правительство пыталось помешать этой торговле через Фландрию...» 5.
Из Германии в собственном смысле Франция ввозит металлы, оружие, шерсть, мясо, полотно, материи, ковры, пряности, рыбу, ветчину, сыр, лошадей. В Италии и Леванте она закупает преимущественно предметы роскоши и материи: шелк, хрусталь, ювелирные изделия и оружие. Англия снабжает Францию оловом, серебром, золотом, свинцом, кожей, шерстью и рыбой. Испания платит за французский хлеб золотыми монетами, которые загем перечеканиваются в экю. Португалия — главный посредник в торговле с вновь открытыми странами. Отсюда идут пряности, благовония, драгоценные бразильские породы дерева, аптекарские товары, драгоценные камни.
В связи с возросшими потребностями высших классов, особенно со времени итальянских войн, которые «открыли» французскому дворянству богатую и культурную жизнь итальянской буржуазии, во Франции появляются и быстро развиваются новые отрасли промышленности, главным образом производство предметов роскоши: шелка, атласа, бархата, серебряной и золотой парчи, изящного стекла, эмали и фаянсовых изделий, развивается ювелирное дело.
В XVI в. во Франции так же, как и в других странах, большие капиталы постепенно проникают в сферу производства. Сначала владельцы капиталов организуют сбыт, затем прибирают к рукам и само производство, мобилизуют домашнюю промышленность, создают зачаточные формы рассеянной мануфактуры. Но в целом французская промышленность покоится еще на старом феодальном фундаменте мелкого ремесленного производства в той его стадии, в которой оно начинает разлагаться под влиянием возникающих капиталистических отношений. Развитие капиталистических отношений отражается в сфере ремесла и цеховой промыш-
* Цит. по: Е. Lavisse. Histoire de France depuis les origines iusqu'à la Révolu* tion. Paris, 1911. v. V, 1er part. 270.
Мастерская ювелира. Гравюра Этъьна Делона
ленности. Цех превращается в замкнутую привилегированную корпорацию мастеров, покупающих у правительства звание мастера и передающих это звание по наследству. Подмастерья и ученики становятся почти пролетариями, продающими свою рабочую силу.
Не случайно поэтому, что как раз в начале XVI в. мы встречаем первые упоминания о товариществах подмастерьев, о так называемых компаньоннажах. Эти организации существовали и раньше, в качестве союзов взаимопомощи. Но в связи с перерождением цеха, в связи с тем, что во Франции неорганизованная в цехи промышленность имела не меньшее, если не большее значение, чем промышленность цеховая, и последнее обстоятельство облегчало проникновение капиталистической эксплуатации,— одним словом, в связи с начавшимся процессом перерождения подмастерья в рабочего, эти компаньоннажи превращаются из об* щества взаимопомощи в боевые организации подмастерьев, веду*
6*