Для легочной формы сибирской язвы характерно отсутствие на начальном этапе поражений слизистой оболочки трахеи и бронхов. Более того, значительная часть проникших с пылью бактерий может удаляться из дыхательных путей с мокротой. В том случае, если возбудителям все же удается «закрепиться» в дыхательных путях, процесс протекает в виде двух последовательных фаз, отличающихся как патогенетически, так и клинически.
Особенностью развития болезни при воздушно-пылевом заражении является неспособность спор прорастать и, следовательно, вызвать заболевание непосредственно в месте внедрения, т.е. на слизистой оболочке трахеи и бронхов и в ткани легких. Лишь те споры, которые проникли в регионарные лимфатические узлы (медиасти-нальные, перибронхиальные) прорастают, начинают активно размножаться и образовывать токсин, что сопровождается и первичной местной реакцией — увеличением регионарных лимфатических узлов, а также появлением ряда неспецифических клинических симптомов (чувство давления и боль за грудиной, кашель и др.). Первая фаза патогенеза при воздушно-пылевом способе заражения соответствует периоду локальных изменений, когда процесс ограничивается регионарными лимфатическими узлами, в которых постепенно формируются очаги геморрагического некроза.
С момента выхода возбудителей из лимфатических узлов в кровяное русло начинается вторая фаза болезни, протекающая с тяжелой токсемией, диссеминацией возбудителей, в том числе поражением легких, плевры, слизистых оболочек дыхательных путей, а нередко также кишечника и ЦНС. Таким образом, как и другие органы, легкие при воздушно-пылевом способе заражения поражаются вторично, уже на фоне септицемии.
СИБИРСКАЯ ЯЗВА
Резкое повышение проницаемости сосудов легочной ткани приводит к понижению ее воздухоносности, отеку, резкому снижению дыхательной поверхности и как следствие — к аноксемии и гипоксии, нарушению ритма дыхания и сердечной деятельности. Высказывается мнение, что в патогенезе развития дыхательной недостаточности при тяжелых формах сибирской язвы существенная роль принадлежит также центральным механизмам, в частности угнетающему действию токсина на дыхательный центр. Имеет значение и уменьшение содержания кислорода в крови, значительную часть которого поглощают размножающиеся В. anthracis.
Множественные кровоизлияния возникают не только в ткани легких, но и в плевре, куда распространяется процесс. Это сопровождается появлением серозно-геморрагического экссудата в плевральной полости, который содержит в огромном количестве В. anthracis, в перикарде.
Легочная форма сибирской язвы почти закономерно сопровождается развитием сибиреязвенной септицемии с тяжелой интоксикацией (ИТШ), множественными метастазами в различные органы (рис. 11).
На фоне генерализации процесса при легочной форме сибирской язвы очень часто, почти закономерно, происходит и поражение кишечника, куда возбудители проникают гематогенным путем. Это сопровождается возникновением и развитием патологических изменений, характерных для кишечной формы сибирской язвы. Таким образом, кишечная форма сибирской язвы может развиваться как вторичная на фоне сибиреязвенного сепсиса или как первичная при алиментарном способе заражения.
Существовало мнение, что кишечная форма сибирской язвы возможна лишь при наличии повреждений на слизистой оболочке кишечника. Однако сейчас доказано, что это не обязательное условие. Проросшие из спор вегетативные формы проникают в подслизис-тый слой, а затем и в мезентериальные лимфатические узлы. Размножение возбудителей в стенке кишечника сопровождается отеком, геморрагиями, образованием эрозий и язв, а в мезентериаль-ных лимфатических узлах — их увеличением, очаговыми некрозами; нередко появляется асцит с геморрагическим содержимым.
Как уже отмечалось, септическая форма может развиться на фоне любой формы сибирской язвы, тяжелая септицемия закономерна при легочной и кишечной формах. На первый план при септической форме выступает тяжелейшая токсемия, приводящая к быстрому развитию шока — больные погибают обычно в 1—2-й дни болезни, а иногда и в первые часы. У проживших более длительное время закономерно развиваются характерные поражения легких, кишечника, ЦНС (сибиреязвенный менингит). На секции выявляется полнокро-
204-
ЗАБОЛЕВАНИЯ С МНОЖЕСТВЕННЫМ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕДАЧИ
Заражение
Оседание спор на слизистой оболочке трахеи и бронхов
Лимфогенный занос в регио-^. нарные лимфатические узлы
Прорастание спор, размножение B.anthracis, токсино- ■*'' образование
^Начальная фаза болезни
Генерализация(сибиреязвенный
сепсис) ------------------
->Тяжелый токсикоз
Диссеминация возбудителей
Язвы на всем протяжении |
Перикардит |
t Легкие
Пневмо- Инфаркты нические очаги
Плевра Сердце
Геморрагический плеврит
ЖКТ
Кровоизлияния в брюшину
ЦНС
ж Менингит
Явления прогрессирующей дыхательной недостаточности
Y t
Нарастающая Крово-
сердечная течения
слабость
У Перфорации
ИТШ
Рис. 11
Патогенез легочной формы сибирской язвы
СИБИРСКАЯ ЯЗВА
205
вие внутренних органов, пропитывание окружающих тканей серозной или серозно-геморрагической жидкостью; нередко жидкость обнаруживается в плевральной и брюшной полостях.
Селезенка — наиболее бурно реагирующий на бактериемию орган; ее увеличение, а при тяжелом течении — явления спленита возникают почти закономерно у больных сибирской язвой.
Табл. 6 дает представление о некоторых причинах, формирующих ведущие клинические проявления при различных формах сибирской язвы. При этом следует помнить, что многие вопросы, связанные с особенностями патогенеза сибирской язвы, остаются спорными и недостаточно изученными.
Таблица 6. Генез некоторых клинических проявлений сибирской язвы
Симптом | Основные причины |
Увеличение регионарных и отдаленных лимфатических узлов Отек на шее Боль за грудиной Боль в животе Расширение границ средостения (определяется при перкуссии) Одышка Отек в зоне поражения | Размножение В. anthracis с формированием зон воспаления и некроза Реакция регионарных лимфатических узлов с отеком окружающих тканей при локализации входных ворот на лице и шее Распространение отека с тканей, окружающих медиастинальные лимфатические узлы (плохой прогностический признак) Медиастинит Кровоизлияния в брюшину Перитонит Увеличение и некроз мезентериальных лимфатических узлов Медиастинит, отек окружающих тканей Отек легких Внелегочная гипоксемия Нарушение проходимости дыхательных путей (спазм гладких мышц бронхов, сдавление легких и бронхов отечными окружающими тканями) Действие ОФ |
ЗАБОЛЕВАНИЯ С МНОЖЕСТВЕННЫМ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕДАЧИ
206 --------------------------------------------------------------------------------
Продолжение табл. 6
Симптом | Основные причины |
Безболезненность отека Спастический кашель Кашель Цианоз Тахикардия, сердечная недостаточность Отек легких Геморрагии Увеличение селезенки Интоксикация | Действие токсина на нервные окончания Спазм гладких мышц трахеи и бронхов, сужение их просвета Поражение легочной ткани Поражение слизистой оболочки трахеи и бронхов Проявление дыхательной недостаточности Гипоксия Уменьшение объема циркулирующей крови (гиповолемия) на фоне обширных отеков или кровотечений Повышение проницаемости мелких кровеносных сосудов Повышение проницаемости сосудов Спленит Токсемия на фоне септицемии (при кожной форме четкой корреляции между выраженностью местных изменений и степенью токсикоза нет) |
Тяжелые формы сибирской язвы очень быстротечны, смерть обычно наступает уже на 1-й неделе болезни, иногда— в первые дни, т.е. еще до того, как в действие успевают вступить специфические защитные механизмы.
Перенесенное заболевание оставляет длительный иммунитет. Но повторные случаи заболевания возможны (после легких форм болезни — даже в ближайшие годы).
Клиника. I. Кожная форма сибирской язвы является наиболее частой (до 95 % всей регистрируемой заболеваемости).
Так как возбудитель при этом проникает через поврежденную кожу, особенно уязвимой оказывается кожа рук (кисти, предплечья), шеи, лица, головы. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, поражается кожа лица, легко травмирующаяся при бритье. Язвы могут быть одиночными (чаще) или множественными, но в последнем случае они обычно расположены близко одна от другой и их появление и трансформация происходят практически одномоментно.
СИБИРСКАЯ ЯЗВА
207
Инкубационный период длится от нескольких часов до недели (чаще — 3—4 дня).
Первым проявлением болезни является мелкое зудящее пятнышко в месте внедрения В. anthracis, напоминающее укус насекомого, которое очень быстро, в течение нескольких часов, последовательно трансформируется в слегка приподнятую над поверхностью кожи папулу размером с зерно риса, затем — в пузырек с полупрозрачным, а иногда и красноватым содержимым, а вокруг начинает появляться отек. Пузырек разрывается (чаще при расчесывании), обнажая раневую темнеющую поверхность, на которой быстро образуется темная корочка — струп. Уже к концу 1 -х суток формируется язва, расположенная на плотном основании, округлая, с четко очерченными возвышающимися краями, окруженная отеком. И язва, и отек безболезненны — эта особенность является одним из важнейших дифференциально-диагностических признаков сибирской язвы.
Очень быстро местные явления нарастают. Уже к концу 2-х суток, а нередко и 1-х, вокруг язвы появляются множественные мелкие пузырьки с желтоватым содержимым — вторичные пустулы, формирующие своеобразный ободок— «жемчужное ожерелье». Разрыв пустул в последующем приводит к распространению язвы в ширину— она может достигать 1—3 см в диаметре. Корка становится плотнее, формируя черный струп, из-под которого выделяется небольшое количество серозно-геморрагического содержимого. Г.П. Руднев (1966) так описывает сибиреязвенный карбункул: «...для кожной формы сибирской язвы характерен трехцветный переход, считая от центра к периферии: в середине черный струп, затем узенькая обрамляющая желтовато-гнойная каемка и наконец широкий пояс багрового вала». Одновременно происходит и увеличение размеров окружающего отека, имеющего желеобразную консистенцию (кстати, где бы ни локализовался сибиреязвенный отек — в средостении при легочной форме, в стенке кишки при кишечной — он всегда будет иметь такую консистенцию). Величина отека может варьировать — от незначительного до очень обширного. Так, описываются случаи, когда при локализации язвы, например, на плече отек распространялся на шею, грудную клетку, спину, достигая крестца. Такой обширный отек имеет и свое название — «злокачественный отек», поскольку образование обширных отеков сопровождается депонированием в нем жидкости и электролитов, что приводит к гипо-волемии, нарушению электролитного баланса и усугублению возникающих на фоне токсемии нарушений. Кожа над отеком может быть нерезко гиперемирована лишь вблизи от язвы, а затем постепенно приобретает бледную или даже цианотичную окраску. В здоровую
ЗАБОЛЕВАНИЯ С МНОЖЕСТВЕННЫМ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕДАЧИ
208 -------------------------------------------------------------------------------------
кожу отек переходит постепенно, без видимой границы. Размер отека может не соответствовать размеру и глубине язвы.
У части больных появляются регионарный лимфаденит и лимфангит, но это непостоянный признак — он может быть нерезко выражен или даже отсутствует. Существует мнение, что появление выраженного лимфаденита и лимфангита в большей степени связано с действием вторичной бактериальной инфекции, а не В. anthracis.
Полностью формирование струпа заканчивается к 5—6-му дню болезни, затем начинается обратное развитие: струп подсыхает, интоксикация уменьшается, а к концу 2-й недели отторгается, обнажая гранулирующуюся поверхность. Восстановление целостности поврежденной ткани происходит медленно— еще в течение 1—3 нед (длительность этого процесса зависит от размеров и глубины язвы). Если язва поверхностная, она обычно заживает без следа, если глубокая — может остаться рубец.
Таковы местные изменения и их динамика при наиболее типичном течении кожной формы сибирской язвы. Однако возможны различия, позволяющие в отдельных случаях говорить об особых вариантах кожной формы:
— буллвзная —в зоне внедрения возбудителя образуются крупные пузыри с геморрагической жидкостью;
— эдвматозная — отек появляется раньше, чем некроз кожи;
— эризипелоидная —в месте внедрения В. anthracis возникают множественные мелкие пузырьки, а затем и язвочки, которые, сливаясь, образуют все же единую язву с типичной динамикой. Пузырьки могут подсыхать, не сливаясь. Гиперемирована бывает не только кожа в зоне локализации пузырьков, но и в области отека.
При формулировке диагноза нет необходимости пользоваться этими терминами, а вот прогнозировать течение они помогают: эде-матозная и буллезная формы протекают обычно тяжело, с выраженной интоксикацией, а рожистоподобная требует исключения вторичной инфекции.
Выраженность общеинтоксикационного синдрома, в том числе и лихорадки, может очень значительно варьировать, именно он в первую очередь и определяет тяжесть течения болезни, тем более, что интоксикация не всегда коррелирует с размером язвы.
При легком течении лихорадка может быть субфебрильной или даже температура тела остается нормальной, интоксикация незначительная (небольшая слабость, головная боль); обратный процесс развития язвы начинается уже на 3—4-й день.
При среднетяжелом течении вскоре после появления первичных кожных поражений (но не позднее чем через 24—48 ч), обычно уже на фоне формирующейся язвы, возникает внезапно озноб, резко
СИБИРСКАЯ ЯЗВА
209
(в течение нескольких часов) повышается температура тела до 39— 40 °С и выше, появляются слабость, тошнота, мышечная и головная боль. Высокая лихорадка постоянного типа сохраняется в течение 5—7 дней, т.е. до полного формирования струпа, затем постепенно снижается. На высоте лихорадки выявляют тахикардию, снижение АД (особенно при наличии обширного отека).
При тяжелом течении явления интоксикации по срокам возникновения почти совпадают с появлением кожных поражений. Температура тела резко с ознобом поднимается до 40 °С и выше, выражены общеинтоксикационный синдром, тахикардия, может значительно падать АД, вплоть до коллапса. По существу такое течение при кожных формах свидетельствует о возможности или даже уже о развитии сепсиса с тяжелой токсемией и угрозой развития ИТШ.
При оценке степени тяжести и прогнозировании исходов существенное значение имеет локализация язвы. При локализации ее на веках возможно развитие сибиреязвенного менингита, так как возбудители по кровеносным и лимфатическим сосудам могут проникать в полость черепа. Локализация на губах опасна развитием обширного отека в ротовой полости, затрудняющем дыхание и глотание.
Безусловно, раннее применение антибиотиков может значительно изменить клинические проявления кожной формы сибирской язвы и привести к быстрому обратному развитию процесса. Может, именно этим объясняется тот факт, что в современных руководствах почти не упоминаются формы, протекающие легко, без лихорадки; скорее всего, такие больные обычно не обращаются к врачу и лечатся самостоятельно. А вот в старых учебниках, особенно «доантибио-тикового периода (Н.К. Розенберг, 1934, и др.), о таких вариантах течения сведения приводятся.
На рис. 12 представлена динамика лихорадки и местных проявлений при среднетяжелом течении кожной формы сибирской язвы.
II. Легочная форма сибирской язвы встречается значительно реже — менее чем в 5% случаев.
В клиническом течении болезни выделяют две фазы, соответствующие фазам патогенетическим.
Начало болезни обычно острое, с умеренного повышения температуры тела до 38—38,5°С, неприятных ощущений за грудиной, сухого кашля. Все эти явления, напоминающие обычные ОРЗ, могут сохраняться 1—3 дня. При аускультации особых изменений в легких обычно выявить не удается, хотя при рентгеноскопии уже в этот период обнаруживается расширение тени средостения. Но клинические проявления на начальном этапе [начальная фаза) настолько неспецифичны, что больной нередко не фиксирует внимание на них и истинным днем болезни считает появление симптомов, характерных
14 — 2-3077
ЗАБОЛЕВАНИЯ С МНОЖЕСТВЕННЫМ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕДАЧИ
210 --------------------------------------------------------------------------------
п | Цень бо-ч. лезни | 2 3 | и | ||||||||||||||||||||
Формирование струпа | |||||||||||||||||||||||
rf. Заживление язв | ы | ||||||||||||||||||||||
Подсыхание струпа | |||||||||||||||||||||||
i | -ч | ^.. | . ** | ||||||||||||||||||||
/ Р | 4 | ■ ^ | Отторжение'струпа | ||||||||||||||||||||
/ I | •ч | ||||||||||||||||||||||
/ 1 | . | ||||||||||||||||||||||
,- ' | *■ | »_. | ._- | ||||||||||||||||||||
<У | i | ||||||||||||||||||||||
t{ | % | ||||||||||||||||||||||
>х | \ | ||||||||||||||||||||||
3 " | \ | ||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||
Л | N | ||||||||||||||||||||||
<и | ., | ||||||||||||||||||||||
С | "* ■ | • ч>| | |||||||||||||||||||||
"■ — | _ _ | _ | п | ||||||||||||||||||||
Л* | |||||||||||||||||||||||
/ | |||||||||||||||||||||||
Г- | |||||||||||||||||||||||
Рис. 12