Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Книга о новом нравственном мире




Благодаря изобретениям и открытиям сделанным в последнее столетие, общество, организованное на научных основаниях и управляемое с помощью простых, здравых принципов равенства и справедливости, может быть насы­щено благами самого высшего качества при работе, сво-

дящейся к полезным и приятным занятиям, продолжаю­щимся менее четырех чвсов. Поэтому у него нет больше разумных оснований для борьбы или соревнования из-за богатства. Наступит время, когда по естественному тече­нию вещей эта борьба должна будет прекратиться. И эта эпоха наступит — а она может наступить для Европы и Америки очень скоро, если правительства искренне и


сердечно объединятся в деле реорганизации общества, чего требуют их собственные высшие интересы; это дело нельзя дальше откладывать или от него уклоняться, не навлекая на себя этим общую насильственную революцию, которая будет вызвана гнетом и нестерпимыми страда­ниями, испытываемыми трудящимися классами вследствие безумной борьбы людей за личное обогащение.

Частная собственность была и есть причина бесчис-ленных преступлений и бедствий, испытываемых чело-веком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами фор­мирования у всех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех; она причи­няет неисчислимый вред низшим, средним и высшим клас­сам. Владение частной собственностью ведет к тому, что ее владельцы становятся невежественно эгоистичными, причем этот эгоизм обычно пропорционален в своих раз­мерах величине собственности (2, II, стр. 21—22).

Частная собсстенность отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной возникнове­ния вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей и вызывает проституцию среди женщин. Она служила причиной войн во все пред­шествующие эпохи известной нам истории человечества и побуждала к бесчисленным убийствам.

Сейчас она представляет единственную причину бед­ности со всеми вызываемыми ею по всему свету бесчис­ленными преступлениями и горем; в принципе она столь Hie несправедлива, как неразумна на практике.

В рационально устроенном обществе ее не будет суще­ствовать. Если в ней и была какая-нибудь потребность или если она и была полезна до того, как началось гос­подство машин и химии, то сейчас она совершенно не нужна и является ничем не оправданным злом; ибо каж­дый человек от самых высокопоставленных до самых по­следних может быть в течение всей своей жизни вслед­ствие научно обоснованного общественного устройства го­раздо полнее обеспечен всем, что действительно полезно людям и что создает прочное счастье, чем этого возможно достигнуть путем борьбы и соревнования из-за приобре­тения и сохранения частной собственности.


Частная собственность, кроме того, постоянно препят­ствует и мешает проведению общественных мер, которые были бы полезны для всех, притом часто только из-за прихоти или каприза человека, получившего неправиль­ное воспитание.

Когда все, за исключением только предметов чисто личного обихода, превратится в общественное достояние, а общественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех, когда прекратят свое существование искусствен­ные ценности, а требоваться будут только внутренне цен­ные блага, тогда будет должным образом понято несрав­нимое превосходство системы общественной собственности над системой частной собственности с вызываемым ею злом.

При правильно устроенной.ж научно обоснованной си-стем общественнои собственности, при одинаковом обра­зовании и одинаковых условиях жизни у всех не будет существовать браков по расчету или неравных браков и. не будкт испорченных: детей; не будет существовать ни одного из тех зол, которые проистекают из ошибок тепе­решней системы, если грубость, которая проникает теперь все стороны жизни и которая притом насквозь непоследо­вательна, может быть вообще названа общественной си­стемой (2, И, стр. 24—25).

Пока человеческий род будет разделен на отдельные обособленные семьи с частной собственностью, присвоен­ной членами или членам этих семейств, законы природы не смогут получить силу. Индивидуализм, вызывающий противоречия интересов у людей и народов, не может существовать одновременно с системой, основанной на законах природы. Эти обособленные интересы и индиви­дуальная организация семейств с наличием частной соб­ственности составляют существенную часть теперешней неразумной системы. Они должны быть устранены вместе со всей системой. Взамен должны возникнуть научно обо-снованные объединения мужчин, женщин и детей в. их обычном количественном соотношении, численностью от четырехсот или пятисот до двух тысяч человек; эти об­щины будут организованы как единая семья, каждый член которой объединится с другими в содействии друг другу, насколько позволят его знания, а сами общины будут подобным же образом связаны между собой. Лучше всего было бы, вероятно, начать с объединения трехсот,


четырехсот или пятисот человек, в зависимости от мест­ных условий, причем должна быть создана и принята такая организация, которая при полном своем осущест­влении позволила бы устроить две или три тысячи чело­век, составляющих объединенную семью, и обеспечить им существование.

Такое _ объединенное семейство составит ячейку со­вершенно новой организации человеческого общества, при которой все люди приобретут новое сознание, новые чув­ства, новый дух и усвоят совершенно иное поведение по сравнению с человеком прежнего мира; устройство, кото­рое будет принято для обеспечения этим семьям жилищ, занятий, образования и развлечений, будет совершенно отлично от устройства, существующего теперь в жизнен­ных делах. При этом зло, причиняемое большими горо­дами, будет устранено и в то же время новые общины со­средоточат у себя все их преимущества без всякого причи­няемого ими вреда; каждый член общины будет пользо­ваться гораздо большими преимуществами, извлекаемыми из обширных земельных владений, чем самый богатый земельный собственник при теперешней индивидуалисти­ческой общественной системе.

Физические и умственные силы каждого человека, вос­питанного указанным образом и поставленного в описан­ные условия, умножатся пропорционально числу членов его объединенной семьи; выгоды, которые можно извлечь из такого расширения семьи, объединенной общими инте­ресами, намного превосходят все, что можно себе предста­вить; их надо увидеть и испытать на практике. Экономия времени, труда.и капитала в производстве и распределе­нии богатства, в формировании характеров и в местном управлении, достигаемая этим новым объединением в большие семьи, будет соответствовать той, которая соз­дается при замене ручного труда работой совершенных механизмов, например заменой взрослого человека, рабо­тающего на одном веретене, машиной, которая прядет одновременно две тысячи нитей. Из этого проистекут ты­сячи других выгод, представляющих следствие широкой и хорошо задуманной системы.

Благодаря новому устройству вся жизнь общества бу­дет с большой для него выгодой и с большими преимуще­ствами значительно упрощена. Когда люди будут воспи­тываться с рождения так, чтобы стать разумными сущест-


вами еще до наступления зрелости, то эта система в своих общих чертах и многие ее детали будут легко поняты лю­бым мужским или женским умом.

Каждая объединенная семья будет в общих чертах и в основном устройстве во многих отношениях служить про­тотипом всякой другой семьи. От людей потребуется только участие в производстве, сохранении и распределении богат­ства, в хорошем воспитании всех с рождения, в управле­нии объединенной семьей без принуждения или обмана, но с соблюдением порядка и содействие в управлении боль­шим числом таких объединенных семейств в определен­ном районе; к этому надо прибавить меры для разумного развлечения и отдыха, если в них вообще возникнет надоб­ность, когда вся жизнь составит в соответствии с возрас­том здоровый и приятный отдых. Жизнь людей может легко превратиться в приятное, разумное и всегда интересное развлечение. [...]

При создании таких широких семейных объединений в сочета­нии с другими весьма важными мерами экономического харак­тера в отношении производства, сохранения продукции,' распреде­ления и потребления, а также в отношении воспитания и управ­ления земля сумеет дать средства существования по крайней мере в четыре раза большему количеству людей, чем при теперешней расточительной, крайне сумасбродной, индивидуалистической, со­здающей конкуренцию и отвратительной общественной системе (2, II, стр. 33—37).

[...] Большие семейные объединения, организованные на научной основе, весьма пригодны и специально предназначены для распространения, — при неизменном сочетании интересов и чувств и при сердечном товариществе — из одного прихода в дру­гие, пока они не охватят целого графства, а затем начнут распро­страняться из графства в графство, пока не охватят целую про­винцию или княжество, затем путем союза последних они создадут королевства и, наконец, империи. Тогда человеческий род, объеди­ненный в братские семьи, займет в мире и гармонии как личное семейное поместье, равно принадлежащее всем, поверхность всей земли, включая сушу и море; тогда не будет оснований для борьбы, зависти или конкуренции, и каждый, получивший с рождения разумное воспитание и образование, станет владетельной особой, имеющей возможность наслаждаться всеми радостями в любом климате и в любом районе. Все будут располагать полным пра­вом, всеми средствами и всеми возможностями, чтобы пользо­ваться жизнью, и будут лишь обязаны применять свои умствен­ные и физические способности в благотворных и приятных заня­тиях.

По мере распространения этих новых семейных объединений они будут соединяться для разрешения местных и более широких задач, причем объединяться будут раньше десятки, затем сотни,


тысячи и десятки тысяч общин в зависимости от тех вопросов и дел, которые будут требовать их участия, рассмотрения и руковод­ства.

Среди них не будет лучших или худших, не будет существо­вать царств или империй, которые вели бы войны или поглощали путем насилия и обмана менее сильных соседей; не будет дорого­стоящих и вредных дипломатических учреждений; не будет раз­рушительных регулярных армий,- которые стоят на страже этих империй и наблюдают за движением других народов или наций из страха какого-нибудь предательского действия со стороны со­седа или для предупреждения возможности получения, им каких-нибудь несправедливых выгод. [...]

Уже теперь научные знания так выросли, что при правиль­ном устройстве общества, его научной организации и должном управлении можно сделать радостным существование каждого индивидуума в отдельности, а также приступить к превраще­нию земного шара по мере роста народонаселения в земной рай, в котором будут неизменно господствовать мир и счастье (2, II, стр. 39—42).

Производительные силы, созданные наукой с помощью изо­бретений, открытий и усовершенствований, при населении, мед­ленно возросшем в течение столетия с пятнадцати до двадцати восьми миллионов, выросли за этот период с величины, равной ТРУДУ приблизительно двенадцати миллионов обученных взрослых мужчин, до величины, которая без содействия научных знаний потребовала бы теперь труда более чем восьмисот миллионов хо­рошо обученных взрослых людей для производства той же самой работы за то же самое время; это количество новой производи­тельной силы потребовало бы без указанных научных достиже­ний в четыре раза больше физического труда, чем мы можем иметь в настоящее время во всех странах земного шара.

Какое безумие, что эта громадная сила получает при нашей иррациональной системе такое неправильное приложение, что она производит нищету и преступление вместо богатств и доброде­телей!

Но эта производительная сила, громадная по сравнению с тем, что мы имели столетие тому' назад, представляет собой только зародыш силы, росту которой человек не может поставить пределов; ибо рост ее представляется неограниченным и ее спо­собность развития увеличивается вместе с ростом (2, II, стр. 88-89).

ВЕЙТЛИНГ

Участник тайных «Союза отверженных» и «Союза справедли­вых» Вильгельм Вейтлинг (Weitling, 1808—1871) сложился как революционный утопист-коммунист. После поражения революции 1848—1849 гг. в Германии он пытался создать коммунистические группы и колонии среди немецких эмигрантов в США, но его деятельность не увенчалась успехом. Главное его сочинение «Гарантии гармонии и свободы» («Garantien der Harmonie und


 

Freiheit»), изданное впервые в 1842 г., преломляет в себе фуръеристские, сенсимонист-ские и бабувистские идеи. Вейтлинг подвергает в нем критике социально-экономиче­ские противоречия капитализ­ма и набрасывает основные черты будущего строя всеоб­щей гармонии, придавая ему черты уравнителъства. Пути перехода к этому строю он связывает с революционной борьбой рабочих, но не пони­мает необходимости установ­ления диктатуры пролетариа­та. При обосновании необхо­димости установления комму­нистических отношений Вейт­линг попытался дать картину исторического прогресса чело­вечества и вслед за Фурье проанализировать динамику страстей. Но ему удалось на­бросать лишь крайне абстракт­ную схему.

Наиболее интересные в философском отношении отрывки из «Гарантий гармонии и свободы» подобраны И. С. Нарским по из­данию: В. Вейтлинг. Гарантии гармонии и свободы (Перевод В. В. и М. М. Альтман). М. — Л., 1962.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2188 - | 2138 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.