Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Несколько слов о практической философии, или о философии действия




Творю, следовательно, существую

§ 1

В нынешнем философском мире замечается великое и всеоб­щее стремление к спасительной реформе, стремление, проявляю­щееся в широком распространении того, что можно выразить одним названием — практическая философия. Человечество на­деется на наступление новой эпохи науки, приход которой уско­ряют смелые и многосторонние стремления, желающие освободить науку от мертвых форм, сделать ее полнокровной и воплотить в общественную жизнь. Эта новая эпоха еще не имеет четких и определенных черт, ибо она все еще находится в состоянии становления, но она, несомненно, получит завершение благодаря могучим требованиям развивающегося духа народных масс. Этот имеющий наступить, но еще не наступивший момент философии поставит ее на соответствующую ступень и обеспечит ей господ­ство над всеми явлениями человеческой жизни. Сделать фило­софию практической — это то же самое, что поднять ее на ступень, на которой она будет обладать силой действия. Она станет руко­водительницей всех человеческих поступков и разрешит обще­ственные вопросы. Поднять философию на эту ступень — это то же самое, что достигнуть высшей власти для духа и расши­рить сферу его господства. Эта цель неотделима от всякого стрем­ления к практической философии, а величие ее служит естествен­ным стимулом для всех, кто старается достичь ее и прилагает усилия к осуществлению ее. Вполне возможно усмотреть и понять отношение между практической философией и общественной жизнью, а следовательно, и благие результаты, которые должны получиться от усовершенствования деятельности человека и взаимных отношений между людьми. Это не арена для сухих и скудных рассуждений, а, наоборот, нива, где должны быть посеяны и взращены прогрессивные стремления человечества (стр. 802-803).

ДЕМБОВСКИЙ

Выдающийся польский философ левогегелъянского направле­ния, атеист и революционный демократ Эдвард Дембовский (Dembowski, 1822—1846) родился в Варшаве в родовитой шляхет­ской семье, но юношей порвал с ней связи и с головой окунулся в национально-освободительное антифеодальное движение. Как редактор и автор многочисленных статей в варшавском журнале «Пшеглёнд науковы» («Научное обозрение»), а затем в познан-


 

ском журнале «Рок» («Год»), как революционер-подпольщик и вожак Краковского национально-демократического восстания 1846 г., в котором его настигла австрийская пуля, Дембовский оставил чрезвычайно яркий след в истории Польши XIX в. За свою короткую жизнь он успел создать набросок ориги­нальной диалектической «фи­лософии творчества», ориен­тированной на всестороннее и полное развитие активности и инициативы народных кресть­янских масс, а также выска­зать основные теоретические положения польского револю­ционного романтизма в эсте­тике, с большой силой под­черкнув принципы народности и социальной функции искус­ства.

Основные проблемы фило­софской публицистики Э.Дем-бовского это философия и история, история и разум, прогресс и народность. Его статья «Несколько мыслей об эклектизме» («Kilka mysli o eklektyzmie», 1843)—жемчу­жина во всей гегельянской, а не только польской литера­туре. В ней с большой остротой подчеркивается диалектически-противоречивый характер истории, развенчиваются попытки беспринципных компромиссов в политической и теоретической жизни, подвергается критике центральный слабый пункт диалек­тики Гегеля — его тенденция к примирению противоположно­стей. В статьях 1843—1845 гг. Дембовский отстаивает утопически-социалистические идеи. Его вывод: «...свобода там, где нет [частной] собственности».

Отрывки из произведений Э. Дембовского в переводах И. С. Нарского и А. И. Рубина подобраны И. С. Нарским по изда­нию: «Избранные произведения прогрессивных польских мысли­телей», т. III. М., 1958.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 305 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.