Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей сирот), понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы (п. 1 ст. 155.1 СК).
Организации для детей-сирот обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством РФ.
Детям, помещенным под надзор в такие организации, опекуны или попечители не назначаются, а исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. В сущности, указанные организации пользуются всеми правами и несут все обязанности опекунов и попечителей с момента принятия органами опеки и попечительства актов о помещении в них детей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в такого рода организациях, имеют право на:
содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;
причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;
сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Кроме того, они обладают иными правами, предусмотренными ст. 55-57 СК, в частности правом на общение с родителями и иными родственниками, правом выражать свое мнение и т.д.
Организации для детей-сирот, в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Такая временная передача ребенка в семью граждан не является формой устройства ребенка в семью. Это временная мера, осуществляемая в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.
Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем один месяц. При наличии исключительных обстоятельств срок временного пребывания ребенка в семье может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства, но не более чем до трех месяцев. Граждане, в семью которых временно передан ребенок, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.
Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством РФ.
В организации для детей-сирот могут временно помещаться и дети, имеющие родителей, усыновителей, опекунов и попечителей, если последние временно по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка. В этом случае права и обязанности родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка не прекращаются.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот.
По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот до достижения им возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.
Фактическое воспитание. Семейный кодекс специальных норм о данной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не содержит. О фактическом воспитании упоминается лишь в ст. 96 СК, согласно которой нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). При этом условиями предоставления содержания выступают: а) осуществление содержания и воспитания детей не менее пяти лет; б) содержание и воспитание детей надлежащим образом. Наконец, из указанной статьи следует, что ее правила не распространяются на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях.
Приведенные положения закона позволяют сделать несколько взаимосвязанных выводов. Во-первых, законодатель признает, что такая форма устройства детей, как фактическое воспитание, существует и при определенных условиях придает фактическому воспитанию юридическое значение. Во-вторых, фактическое воспитание есть добровольное выполнение функций по воспитанию и содержанию ребенка. В-третьих, фактическое воспитание не связано с каким-либо юридическим оформлением отношений между фактическим воспитателем и ребенком или фактическим воспитателем и органами опеки и попечительства.
Дети попадают на воспитание к другим лицам по разным причинам. Чаще всего в роли фактических воспитателей ребенка выступают его мачеха или отчим, которые его не усыновили; бабушка или дедушка, в семье которых воспитывается ребенок и которые не назначены его опекунами; тетя или дядя, которые фактически заменили ребенку родителей. Реже ребенок оказывается в семье более дальних родственников или даже друзей и знакомых, которые, однако, никак не оформили свой правовой статус по отношению к ребенку. Пребывание ребенка вне его родной семьи может быть обусловлено самыми разными причинами, в том числе и такими, которые нельзя поставить в упрек его родителям.
В связи с тем что отношения по фактическому воспитанию детей действующим законодательством практически не регулируются, в данной сфере должны применяться общие положения и принципы семейного права. В частности, к взаимоотношениям фактических воспитателей и воспитанников могут применяться по аналогии закона нормы о правах и обязанностях родителей и детей.
Контроль за тем, как осуществляется фактическое воспитание, возлагается на органы опеки и попечительства.
Патронат. Правовым основанием для данной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является ст. 123 СК, в соответствии с которой субъекты Федерации могут предусматривать "иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей". В последнее время в ряде регионов наряду с традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, используют патронатную форму воспитания.
Рассмотрим данную форму на примере Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве". В соответствии с указанным Законом патронат может осуществляться в двух формах - патронатное воспитание и социальный патронат.
Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем. При патронатном воспитании ребенок передается в семью патронатного воспитателя на основании договора, заключенного между уполномоченной службой (это может быть орган опеки и попечительства или его структурное подразделение или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и патронатным воспитателем. В законе не указан вид данного договора. Представляется, что подобный договор по своей природе может быть либо трудовым, либо договором возмездного оказания услуг.
Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите. Договор о социальном патронате заключается в случае, если ребенок, нуждающийся в государственной защите, остается жить в семье своих родителей. Такой договор заключается между уполномоченной службой по патронату, патронатным воспитателем и родителями при обязательном разграничении между ними прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка.
По срокам осуществления патронат делится на краткосрочный (от 1 дня до 6 месяцев) и долгосрочный (более 6 месяцев). Вообще патронатное воспитание может осуществляться до достижения несовершеннолетним ребенком 18 лет. Обычно долгосрочный патронат устанавливается в том случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление.
Патронатный воспитатель действует в пределах заключенного договора и не является законным представителем ребенка, и, следовательно, не вправе самостоятельно решать вопросы воспитания или обучения ребенка. Законными представителями ребенка выступают уполномоченная организация по патронату либо родители ребенка, либо соответствующие права и обязанности они делят между собой на основании договора*(446).
Труд патронатного воспитателя оплачивается. В ст. 3 названного Закона г. Москвы указано, что оплата труда патронатного воспитателя производится в размере не менее трех с половиной и не более пяти с половиной минимальных размеров оплаты труда в расчете на каждого ребенка, переданного ему на воспитание, в зависимости от сложности возложенных задач.
На ребенка, помещенного в патронатную семью, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку, попечительство. Размер денежных средств в этом случае определяется органом опеки и попечительства в договоре о социальном патронате.