Понятие и признаки брака
Понятие брака. Российский законодатель не дает легального определения брака. В теории семейного права господствующей является точка зрения, что брак представляет собой "союз мужчины и женщины"*(254). Сторонники этой точки зрения упускают из виду следующие обстоятельства. Во-первых, понятие брака является семейно-правовым и, следовательно, цивилистическим понятием. Поэтому при определении брака нельзя использовать не имеющее цивилистического содержания понятие "союз"*(255). Во-вторых, будучи состоянием, а не действием, союз не может ни заключаться, ни признаваться недействительным, в то время как брак заключается (ст. 10 СК) и может быть признан недействительным (ст. 27 СК) или незаключенным. В-третьих, изначально термин "союз" был введен в научный обиход для того, чтобы избежать определения брака через религиозное понятие таинства, а затем - чтобы подчеркнуть особый характер брака в социалистическом обществе и избежать отождествления брака со сделкой. Однако в настоящее время эти идеологические соображения уже не могут быть положены в основу определения брака.
Более правильным представляется взгляд на брак как на разновидность договора*(256). Из легального определения договора (п. 1 ст. 420 ГК) следует, что брак должен быть соглашением об установлении прав и обязанностей. Между тем воля брачующихся, вопреки мнению многих цивилистов*(257), не направлена на установление супружеских прав и обязанностей. Заключение брака само по себе не порождает супружеских правоотношений. Они возникают позже, с наступлением других фактических предпосылок (приобретением общего имущества, болезнью супруга и т.п.).
Юридически значимые факты, включая договоры и иные сделки, могут быть направлены не только на возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей, но и на вызывание других правовых последствий (например, на возникновение, изменение или прекращение правового свойства лица)*(258). Заключая брак, мужчина и женщина желают изменить свой правовой статус - стать супругами. Намерения сторон направлены на установление не правоотношения, а правового состояния - состояния в браке (состояния супружества). Это состояние выступает предпосылкой возникновения супружеских прав и обязанностей (например, права общей совместной собственности или обязанности платить алименты). Такое понимание брака позволяет объяснить применимость к браку предписаний о сделках (например, о свободе формирования воли, о единстве воли и волеизъявления), а также определить действительное правовое последствие заключения брака.
Для того чтобы придать семейной связанности супругов большую устойчивость и обеспечить публичность изменения их правового статуса, закон требует государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 10 СК).
С учетом сказанного брак может быть определен как нуждающееся в государственной регистрации соглашение между мужчиной и женщиной, которое направлено на возникновение между ними состояния супружества.
В законодательстве и практике браком называется не только договор между мужчиной и женщиной, но также само правовое состояние, порождаемое этим договором. Когда речь идет о заключении брака (п. 1 ст. 10 СК) или признании его недействительным (п. 2 ст. 27 СК), имеется в виду "брак-договор". Если же говорят о вступлении в брак (п. 2 ст. 26 СК), состоянии в браке (абз. 2 ст. 14 СК) или прекращении брака (п. 1 ст. 16 СК), то под термином "брак" понимают "брак-состояние".
Признаки брака. Брак-договор обладает следующими признаками.
1. Целью брака выступает установление состояния супружества, которое сопровождается созданием семьи. Если брак заключен без намерения создать семью, то он является фиктивным (п. 1 ст. 27 СК). Семейная общность супругов (общность жизни), подразумевает, как правило, совместное проживание, половые отношения, рождение и воспитание детей, ведение общего хозяйства, организацию досуга, взаимную поддержку и т.п. Конечно, не все из перечисленных выше признаков супружеской общности могут иметь место в конкретном случае (например, вследствие бесплодия супруги могут не иметь детей). Однако в целом намерения сторон должны охватывать установление таких межличностных отношений, которые в общественном сознании принято считать супружескими.
2. Будучи договором, брак предполагает свободное формирование воли сторон и ее адекватное выражение. Закон требует добровольности брака (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 12 СК). Стороны сами решают, вступать им в брак или нет. Позиция родителей жениха или невесты не имеет правового значения, хотя их мнение может учитываться при выдаче органом местного самоуправления разрешения на вступление в брак несовершеннолетних граждан.
В российском семейном законодательстве отсутствует институт помолвки, известный законодательствам Германии, Нидерландов и некоторых других зарубежных государств*(259). Поэтому обещание вступить в брак не влечет никаких правовых последствий. Расходы, произведенные в связи с предстоящим вступлением в брак (например, расходы на подготовку свадьбы), не могут быть взысканы с лица, отказавшегося от заключения брака, поскольку такой отказ не является неправомерным действием.
Особенностью брака как соглашения выступает также необходимость личного присутствия сторон при заключении брака (абз. 1 п. 1 ст. 11 СК). Это означает, что брак относится к числу юридических действий, которые не могут совершаться через представителя.
3. Сторонами брака выступают мужчина и женщина (п. 1 ст. 12 СК). Таким образом, наше законодательство признает только разнополые браки*(260). Кроме того, в браке могут состоять лишь два лица (принцип моногамности брака)*(261). Брак не может быть заключен, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом зарегистрированном браке (абз. 1 и 2 ст. 14 СК). Закон предусматривает и другие требования к лицам, заключающим брак, а именно: условия о возрасте, состоянии здоровья и т.д. (см. об этом § 2 настоящей главы).
4. Брак заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10, 11 СК, подп. 2 п. 1 ст. 47 ГК). Действия органа записи актов гражданского состояния по регистрации заключения брака входят в фактический состав брака*(262), *(263), потому что без государственной регистрации соглашение о вступлении в брак не влечет никаких правовых последствий, а само соглашение заключается в органах записи актов гражданского состояния (п. 1 ст. 10 СК). Таким образом, фактический состав брака-договора слагается из согласованных волеизъявлений жениха и невесты, удостоверенных органом записи актов гражданского состояния.
Религиозные обряды, которые могут сопровождать вступление в брак (в частности, венчание), не являются обязательными и не имеют юридического значения. Однако браки граждан Российской Федерации, совершённые по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния признаются действительными при отсутствии государственной регистрации (п. 7 ст. 169 СК).
5. Содержание брака-договора в императивном порядке устанавливается законом. Стороны должны прийти к согласию лишь относительно одного существенного условия - намерения стать супругами. Другие семейно-правовые соглашения между мужем и женой, например брачный договор, устанавливающий договорный режим имущества супругов (абз. 2 п. 1 ст. 33, ст. 40 СК), соглашение о порядке воспитания детей (п. 2 ст. 65 СК) и соглашение об уплате алиментов (ст. 99 СК), лежат за пределами брака-договора. Выбор фамилии при вступлении в брак также не входит в содержание брака-договора, поскольку является односторонним актом лица, вступающего в брак (п. 1 ст. 32 СК), и имеет публично-правовой характер. Стороны брака не могут включать в договор дополнительные оговорки (например, условия о денежном или ином предоставлении за вступление в брак). Подобные оговорки не имеют юридической силы. Вместе с тем заключение брака может выступать правосделочным условием (condicio) или условием права (condicio juris) для других гражданско-правовых сделок. Так, дарственное обещание может быть дано под отлагательным условием вступления в брак; по договору страхования вступление в брак может выступать в качестве страхового случая. Бессрочный характер брачного состояния делает невозможным включение в брак-договор оговорки о сроке (такая оговорка недействительна).
Выделяемый некоторыми авторами пожизненный характер брака*(264) не является его конститутивным признаком, поскольку супруги могут прекратить брак до смерти любого из них (п. 2 ст. 16 СК). Пожизненность брачного союза скорее характеризует его с морально-этической, а не с юридической стороны. Не следует относить к признакам брака-договора "взаимную любовь и уважение супругов" (абз. 2 п. 1 ст. 1 СК)*(265), так как их отсутствие не может служить основанием для признания брака недействительным или незаключенным*(266). Признак равноправия сторон характеризует не брак-договор, а положение сторон в семейных отношениях (п. 3 ст. 1 СК)*(267).
Брак-договор не относится к числу предоставительных сделок. Поэтому на него не распространяется деление сделок на каузальные и абстрактные, возмездные и безвозмездные, обязательственные и распорядительные. Поскольку брак считается заключенным с момента государственной регистрации, он не может быть ни консенсуальным, ни реальным договором.
Фактический брак (внебрачное супружество). В последнее время многие пары вступают в сожительство без регистрации брака. Это явление обычно именуется "фактическим браком" или "внебрачным супружеством". Иногда для его обозначения используют и такие выражения, как "гражданский брак", "фактическое супружество", "конкубинат" и т.п. Основная причина распространения фактических браков состоит в том, что эта форма сожительства не сопровождается семейно-правовой связанностью: пары легко и без формальностей могут сойтись и столь же просто разойтись. Часто мужчина и женщина живут вместе, чтобы лучше узнать друг друга, а затем решают, вступать ли им в законный (зарегистрированный) брак. Кроме того, внебрачное супружество имеет место и в тех случаях, когда стороны не могут заключить законный брак, например вследствие запрета браков между близкими родственниками или недопустимости многоженства*(268).
Семейный кодекс не упоминает о фактических браках. Поэтому отношения между сожителями не регулируются его предписаниями. КЗоБСО РСФСР 1926 г. признавал юридическую силу за браками, заключенными без государственной регистрации. Однако Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. лицам, состоящим в фактических брачных отношениях, было предписано оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической семейной жизни. После издания этого Указа незарегистрированные браки перестали признаваться государством. Если фактические брачные отношения, существовавшие до издания Указа от 8 июля 1944 г., не могут быть оформлены вследствие смерти или пропажи без вести на фронте одного из сожителей, то согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. другой сожитель может обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица. Такое заявление рассматривается судом в порядке особого производства (п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК)*(269).
Признаками фактических супружеских отношений выступают совместное проживание и ведение общего хозяйства*(270). Наличие половых связей не является обязательным, поскольку в фактическом браке могут состоять лица, не способные к сексуальной жизни вследствие возраста или заболевания. Однако участники фактического брака должны проживать именно как муж и жена, т.е. их взаимоотношения с поведенческой стороны должны быть аналогичны отношениям супругов, состоящих в зарегистрированном браке. Иначе было бы невозможно отграничить фактический брак от неполной семьи, в которой состоят, например, мать и сын.
Правовое положение фактических супругов характеризуется следующими особенностями.
1. Установление происхождения детей. Если лица состоят в зарегистрированном браке, то действует презумпция отцовства - отцом ребенка признается супруг матери, если не доказано иное (п. 2 ст. 48 СК). Для записи об отце достаточно представления матерью ребенка свидетельства о браке. В отличие от этого отцовство ребенка, родившегося в фактическом браке, устанавливается путем подачи родителями совместного заявления в органы записи актов гражданского состояния, а при отсутствии такого заявления - в судебном порядке (п. 3 ст. 48, ст. 49 СК). Права и обязанности детей не зависят от того, родился ли ребенок в зарегистрированном или незарегистрированном браке (ст. 53 СК).
2. Режим имущества. По общему правилу имущество супругов, нажитое в зарегистрированном браке, принадлежит им на праве общей совместной собственности (п. 1 ст. 256 ГК, п. 1 ст. 33 СК). Фактические супруги лишены возможности применить к нажитому ими имуществу режим совместной собственности (п. 3 ст. 244 ГК), но могут договориться о распространении на это имущество (или его часть) режима общей долевой собственности (п. 4 ст. 244 ГК). Совместное проживание и ведение общего хозяйства создает презумпцию наличия у сожителей воли к установлению режима общей долевой собственности на имущество, которое совместно (на общие средства) нажито в период нахождения в фактическом браке или составляет предмет их общего хозяйства (например, дачный участок или предметы домашней обстановки). Если имущество приобреталось не в связи с совместным проживанием (например, в процессе ведения предпринимательской или творческой деятельности одним из сожителей), то для признания его общим имуществом необходима ясно выраженная воля сторон к установлению отношений общей собственности.
При зарегистрированном браке не имеет значения, на кого из супругов оформлено право собственности, тогда как при фактическом браке право собственности, поскольку не доказано иное, считается принадлежащим исключительно тому лицу, на которого оно оформлено.
3. Алиментные обязательства. Супруг или бывший супруг обязан выплачивать алименты на содержание другого супруга в случаях, предусмотренных ст. 89 и 90 СК. Внебрачное сожительство не может создать обязанность к уплате алиментов. Но в силу принципа свободы договора фактические супруги могут заключить договор об установлении обязательства по предоставлению содержания одному из сожителей другим сожителем (п. 2 ст. 421 ГК). Стороны сами оговаривают нотариальную или простую письменную форму этого договора, возможность индексации размера содержания, способ и порядок выплаты содержания и т.д. Соответствующие предписания Семейного кодекса здесь не подлежат применению, в том числе и по аналогии*(271).
4. Наследование по закону. В отличие от законного супруга фактический супруг не является наследником первой очереди (п. 1 ст. 1142 ГК). Он может быть признан наследником по закону лишь в качестве нетрудоспособного иждивенца наследодателя, т.е. если ко дню открытия наследства он являлся нетрудоспособным и не менее года до смерти наследодателя находился на иждивении наследодателя и проживал совместно с ним (п. 2 ст. 1148 ГК).
Различие между правовым положением супругов и сожителей проводится и в других отраслях законодательства. Так, лишь при дарении между законными супругами не взимается налог на доходы физического лица (абз. 2 п. 18.1 ст. 217 НК), только законный супруг имеет свидетельский иммунитет по отношению к другому супругу (ст. 51 Конституции РФ), и т.п.