Смена научных парадигм иногда сопровождается пересмотром нормативных структур научных исследований и философских оснований науки, что может свидетельствовать об изменении типа научной рациональности. Следует выделить, по меньшей мере, три исторических типа научной рациональности, сменявших друг друга в истории цивилизации:
— классическая рациональность (с XVII в. до последних десятилетий XIX в.);
— неклассическая рациональность (первая половина XX в.);
— постнеклассическая рациональность (со второй половины XX в.)
Каждый этап характеризуется различной диспозицией отношений между субъектом, средствами и объектами научной деятельности, причем в понимание субъекта включаются присущие ему ценностные и целевые структуры, знания и навыки применения методов и средств.
В классическом типе научной рациональности, внимание исследователя всецело сосредоточено на объекте. Для этого этапа истории науки характерно стремление при теоретическом объяснении и описании объектов элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы выделения предметных областей всегда определяются в соответствии с доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но в классической науке социо-культурные детерминанты не отслеживаются и не подвергаются критической рефлексии.
Неклассический тип рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и операциональными средствами научной деятельности. Описание этих связей рассматривается как одно из условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социо-культурными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний.
Постнеклассический тип научной рациональности учитывает зависимость научных знаний не только от средств и операций деятельности, но от ценностных установок и целевых ориентаций, характерных для данной социо-культурной парадигмы.
Для каждого исторического типа научной рациональности характерен особый набор методологических принципов, исходя из которых, из всего многообразия феноменов жизненного мира человека выделяются определенные предметные области, которые становятся объектом научного исследования. Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не влечет за собой полное исчезновение представлений и методологических установок предшествующего периода. Между ними можно обнаружить известную преемственность. Неклассическая наука не уничтожила классическую рациональность, но лишь ограничила сферу ее применения. Например, при описании движения тел Солнечной системы вовсе не следует принимать во внимание принцип неопределенности В. Гейзенберга — он является избыточным по для решения данной задачи. Становление постнеклассической науки влечет за собой отказ от всех гипотез, теорий и познавательных установок неклассической и классической науки, они лишь перестают быть доминирующими в рамках новой научной парадигмы.
«Современная наука — на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек. Требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска».[92]
Лекция 17