Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Механистическое мировоззрение




В своих научных изысканиях Галилей интересовался природными явлениями, предпочитая оставаться в «пределах чистых естественных понятий», намеренно отказываясь от поиска неких метафизических причин явлений. Поэтому Галилей и в своей защите Коперника не апеллировал к причинам движения небесных тел, предположение о наличии некой силы тяготения казалось ему бесполезным допущением:

«Мне кажется, что сейчас неподходящее время для занятий вопросом о причинах ускорения естественного движения тел, по поводу которого различными философами было высказано столько различных мнений; одни приписывали его приближению к центру, другие — к постепенному уменьшению сопротивления среды, третьи — некоторому воздействию окружающей среды, которая смыкается позади тела и оказывает на него давление, как бы постепенно его подталкивая. Все эти предположения следовало рассмотреть, что, однако, принесло бы мало пользы».

Галилей сознательно абстрагируется от природы сил, действующих в мире, сводя тем самым решение задачи движения к самым простым кинематическим моделям. Переворот, осуществленный Галилеем именно в объяснении движения, положил начало новому пониманию смысла наукой деятельности как таковой.

Средневековая физика при рассмотрении движения исходила из двух аксиом аристотелевской «Физики»: «всякое движение предполагает двигатель» и «любому движению тело оказывает сопротивление». Это сопротивление должно быть преодолено, чтобы движение началось, и постоянно преодолеваемо, чтобы движение продолжалось. В аристотелевскую концепцию движения и покоя схоластами были внесены некоторые изменения, после введения понятия «импетуса». В XV в. Николай Кузанский выдвинул более серьезные возражения, подвергнув сомнению наличие неподвижного центра Вселенной. Николай Коперник первый переместил систему отсчета на Солнце и описал астрономические явления с точки зрения «солнечного» наблюдателя. Галилео Галилей нашел убедительные аргументы в пользу этой системы, поэтому систему отсчета, связанную с центром солнечной системы, принято называть галилеевой. Возник вопрос о влиянии системы отсчета на ход процессов в изучаемой системе: влияет ли движение Земли на ход процессов на ней или нет? Галилей утверждал, что в случае равномерного движения никакого влияния нет, поскольку любая система отсчета, находящаяся в равномерном и прямолинейном движении относительно галилеевой равноправна с ней в отношении описания механических процессов.

Еще более существенны методологические инновации Галилея, эффективность которых была подтверждена его собственными научными открытиями. Изучение природы предполагает последовательное прохождение следующих этапов:

1. Наблюдение некого явления и фиксация чувственно-воспринимаемых фактов.

2. Выдвижение рабочей гипотезы (в терминах Галилея — аксиомы), которое является продуктом творческой интуиции (в этом деятельность ученого близка работе художника).

3. Выведение из аксиомы математических следствий. «Книга природы написана на языке математики, ее буквами служат треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без помощи которых невозможно понять ее речь; без них напрасное блуждание в темном лабиринте».[47]

4. Эмпирическая проверка теории.

После Галилея природный мир стал для естествоиспытателей бесконечным полем для методологически выверенных исследований. Причем все природные явления, как предполагалось, могут быть объяснены универсальными законами механики. Наука о природе должна соотнести бесконечный ряд механических причин и механических следствий — такова основная интенция механистического естествознания XVII–XVIII вв.

«Чем же отличается эта новоевропейская модель мира от старых? Прежде всего тем, что она — осознанно выстраиваемый образ мира, умственная его реконструкция, т.е. модель в строгом смысле слова. Ведь прежние образы мира складывались стихийно, не предполагая осознанной установки на моделирование. Мышление «сделанными идеями началось в Новое время, Рациональное знание преобразовалось в рационально-опрерациональное, научно проверяемое знание»[48]

 

Лекция 9





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1158 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.