Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гелиоцентрическая система Николая Коперника




Геоцентрическая система мироздания Клавдия Птолемея, вполне соответствовала мировоззренческим установкам античной и средневековой науки. Однако, по мере развития техники астрономических наблюдений и, как следствие, повышения точности расчетов движения небесных светил, появлялось все больше оснований для сомнения в адекватности этой космологической модели. Николай Коперник, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Исходя из этого положения, Коперник обнаружил весьма простое объяснение всей кажущуюся сложность наблюдаемых движений планет.[37]

В 1503—1512 годах Коперник распространил среди друзей рукописный конспект своей теории («Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям»), в которой указаны семь постулатов (аксиом) новой астрономической теории.

1. Не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер.

2. Центр Земли не является центром мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты.

3. Все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы в середине всего, так что около Солнца находится центр мира

4. Отношение, которое расстояние между Солнцем и Землей имеет к высоте небесной тверди, меньше отношения радиуса Земли к ее расстоянию от Солнца, так что по сравнению с высотой тверди оно будет даже неощутимым.
5. Все движения, замечающиеся у небесной тверди, принадлежат не ей самой, но Земле. Именно Земля с ближайшими к ней стихиями вся вращается в суточном движении вокруг неизменных своих полюсов, причем твердь и самое высшее небо остаются все время неподвижными.

6. Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений
7. Кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не им, но Земле. Таким образом, одно это ее движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей"

Коперник привел ряд натурфилософских и метафизических соображений в пользу движения Земли:

«Так как именно небо все содержит и украшает и является общим вместилищем, то не сразу видно, почему мы должны приписывать движение скорее вмещающему, чем вмещаемому, содержащему, чем содержимому… Гораздо более удивительным было бы, если бы в двадцать четыре часа поворачивалась такая громада мира, а не наименьшая его часть, которой является Земля»[38].

Очевидно, что эти аргументы были вполне понятны сторонникам концепции Птолемея, поскольку и Птолемей полагал, что Землю можно считать точкой в сравнении с расстоянием до сферы неподвижных звезд, признавая, тем самым, «пределы мира» неизмеримо большими по сравнению с радиусом Земли. Допущение, произведенное Коперником, в логическом смысле «сильнее», чем птолемеево: если Птолемей считал возможным принять за точку Землю по сравнению с расстоянием от нее до сферы неподвижных звезд, то Коперник принимает за «точку» всю земную орбиту, в результате чего мир у него значительно расширяется по сравнению с вселенной Птолемея.

Главное сочинение Коперника, «De revolutionibus orbium coelestium» («Об обращении небесных сфер»). Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году с предисловием немецкого теолога Озиандера, которому было поручено печатание книги Коперника. Издатель из осторожности снабдил её анонимным предисловием, в котором объявил новую модель условным математическим приёмом, придуманным для простоты вычислений.

Оценив по достоинству точность расчетов Коперника, астрономы XVI в. не приняли во внимание его главный тезис. Только в 1573 году у гелиоцентрической концепции появился еще один приверженец—англичанин Томас Диггс. В 1577 году на сторону Коперника склонился немецкий астроном Местлин (учитель Кеплера). В 1585 году с существенными оговорками за эту теорию высказался Дж. Бенедетти. Лишь после выхода в 1584году книги Джордано Бруно «La cena delie ceneri» («Пир на пепле»), гелиоцентрическая теория перестала быть чистым умозрительным открытием и стала основанием новой научной парадигмы.[39] Но после этого, Тихо Браге считал возможным компромисс между Птолемеем и Коперником в рамках общей гео-гелиоцентрической системы мира, согласно которой Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг неподвижной Земли, а все планеты и кометы — вокруг Солнца. В трактате «De mundi aetheri recentioribus phaenomenis» («О недавних явлениях в небесном мире», 1588 г.) Тихо Браге излагал свою позицию по этому вопросу следующим образом:

«Я полагаю, что старое птолемеево расположение небесных сфер было недостаточно изящным, и что допущение такого большого количества эпициклов следует считать излишним. В то же время я полагаю, что недавнее нововведение великого Коперника… делает это, не нарушая математических принципов. Однако тело Земли велико, медлительно и непригодно для движения… Я без всяких сомнений придерживаюсь того мнения, что Земля, которую мы заселяем, занимает центр Вселенной, что соответствует общепринятым мнениям древних астрономов и натурфилософов, что засвидетельствовано выше Священным Писанием, и не кружится в годичном обращении, как желал Коперник».[40]

Рассматривая причины столь странной коллизии истории культуры, испанский философ Х. Ортега-и-Гассет писал:

«Почему открытие Коперника так и не смогло напрямую, само по себе, преобразить мир своего времени? И почему через пять поколений оно стало великой идеей, вызвавшей решительный сдвиг человеческого горизонта? Ответ ясен: в Средние века отдельные науки (и, следовательно, наука как таковая) считались второстепенным способом познания, служа, если можно так выразиться, духовной деятельностью второго сорта. Истина в рамках какой-то одной науки вовсе не признавалась окончательной и всеобщей. Достоверностью высшей пробы обладали лишь теология и философия. … Только после этой переоценки роли наук теория Коперника смогла породить все те грандиозные жизненные последствия, которыми была чревата».[41]

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 812 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2525 - | 2334 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.