Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема № 3. Проблема методологии неклассического




Научного исследования

1. Естественная, рефлексивно-критическая и феноменологическая установки сознания в процессах научного исследования.

2. Позитивизм и неопозитивизм в науке. Принцип верифицируемости знаний.

3. Методология неорационализма и критического рационализма. Фальсифицируемость как критерий демаркации науки. Проблема критерия истины.

4. Иррационализм в науке и философии. Интуитивизм в науке.

5. Методология прагматизма. Истина и успех. «Реорганизация» и «реконструкция» науки в прагматизме.

6. Методология исследования в феноменологии. Метод феноменологической редукции.

7. Проблема понимания и методология исследований в герменевтике. Истолкование и «предистолкование» текстов.

 

Список литературы

Основная

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. / П.П. Гайденко. М., 2010.

2. Гайденко П.П. История древнегреческой философии в ее связи с наукой. / П.П. Гайденко. М., 2009.

3. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. / А.С. Лебедев. М., 2011.

4. Кохановский В.П. Философия науки: учеб. пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. М.; Ростов н/Д, 2005.

5. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию. М.: 2009.

6. Пирожкова С.В. Проблема научного предвидения в философии К. Поппера \\ Вопросы философии. 2010, №8.

7. Билалов М.И. Европейский ум и азиатский дух в философии и науке // Вестник Российского философского общества. 2009, № 1.

Дополнительная

1. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

2. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / В. Дильтей. М., 2000.

3. Рикер, П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера / П. Рикер. М., 1996.

Методические указания

Рассматривая проблему методологии неклассического научного исследования, следует выделить различия естественной, рефлексивной и феноменологической установок сознания, исходя из которых исследователь видит перед собой совершенно различные тексты реальности. Естествен­ная установка исходит из ориентации на то, что мы видим, на внешние формы объектов и их взаимоот­ношений. С позиции наивного реализма предмет есть то, что мы видим. Наивный реализм – это естественная установка сознания.

Рефлексивная установка сознания предполагает анализ, выявление того, что же стоит за внешними формами объектов. Она предполагает различение самобытия объекта и его бытия в сознании.

Однако существует противоположная установка сознания. В предмете различается нечто трансцендентное и имманентное. Трансцендентное – которое лежит по ту сторону опыта, сознания (бог, бессмертие души). Имманентное – нечто внутренне присущее сознанию, т.е. феноменальная данность. Трансцендентальная установка преобразовывает естественную установку в феноменологическую. Феноменологическая установка рассматривает содержание познания как абсолютно данный чистый феномен. Т.е. вместо того, чтобы наивно жить в опыте, ученый, философ совершает феноменологическую редукцию, т.е. вместо того, чтобы постоянно совершать акты эмпирического познания, т.е. полагать существующую вторичную реальность, вторичное бытие, философ (феноменолог) остается в бездействии относительно этих полаганий. Т.е. он отказывается от совершения этих полаганий. Т.е. человек не полагает эмпирические вещи, он сохраняет так называемое эпохэ. Эпохэ – это отказ от высказываний о мире без рефлексии. В результате у человека остается некоторый феноменологический остаток, т.е. остается чистое сознание. Это чистое сознание и есть та абсолютная реальность, абсолютное бытие, отталкиваясь от которого можно уже совершать рефлексивные, осознанные высказывания. Э. Гуссерль идет по пути Р. Декарта, который пытался очистить мышление от ложный высказываний о мире.

В процессе дальнейшего анализа необходимо раскрыть различные конкретные методы неклассического исследования. Особенно интересно это сделать на противопоставлении позитивизма (неопозитивизма) и критического рационализма.

В позитивизме критерием истинности выступает принцип верифицируемости, верификации, т.е. проверяемости. По мнению Витгенштейна, Карнапа, Вригта, истинными являются такие понятия, прообраз которых можно найти в реальности в качестве эмпирически воспринимаемого объекта. С этой точки зрения получается, что такие понятия, как добро, зло, справедливость, реальность, человечество являются неподлинными, вненаучными, либо вообще лишенными всякого смысла. В рамках критического рационализма особенно тщательно необходимо исследовать принцип фальсификации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1305 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2335 - | 2117 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.