Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема № 1. Становление философских оснований науки




1. Познание как умозрение. Платон и неоплатонизм.

2. Основания средневековой науки. Вера и разум в процессах научного познания.

3. Основания классической науки. Эмпиризм в науке.

4. Философские основания рационализма. Философия как всеобщая наука.

Список литературы

Основная

1. Гайденко П.П. История древнегреческой философии в ее связи с наукой. / П.П. Гайденко. М., 2009.

2. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. / А.С. Лебедев. М., 2011.

3. Платон Диалоги. СПб., 2008.

4. Асмус В. Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. М., 2006.

5. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах: в 2-х т. / Ф. Бэкон. М., Т. 1. 1977.

6. Философия науки в вопросах и ответах: учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. Ростов н/Д, 2008.

7. Философия науки: общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / ред.-сост. Л. А. Микешина. М., 2005.

8. Богомолов, А.С. Античная философия: учебник / А.С. Богомолов. М., 2006.

9. История мировой философии: учеб. пособие / ред. В.Д. Губин. М., 2008.

Дополнительная

1. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. М., 2004.

2. Философия и история науки: учеб. пособие / Д.И. Заров [и др.] Саратов, 2004.

3. Философия и история науки: хрестоматия / сост. Д.И. Заров [и др.]. Саратов, 2004.

Методические указания

Содержание раздела «Философские основания и методология науки» определяется необходимостью осмысления фундаментальных составляющих научного и технического знания, а также анализа многообразия методов классического и неклассического научного исследования. Знание данных методов позволяет использовать все их многообразие в процессе научной деятельности специалиста.

Изучая тему становления философских оснований науки, необходимо определить связь становления науки со становлением методологии и методов научного исследования в условиях античной и средневековой культуры.

Важно понять, что метод – это определенный способ, прием решения задачи. В целом это внутренняя закономерность движения человеческого мышления в процессе познания. Метод – это ответ на пути, с помощью которого можно найти дорогу. В античности пришли к выводу, что ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный, – многознание уму «не научает».

Древнегреческий философ Платон (V-IV вв. до н. э.) в диалоге «Государство» изложил миф о пещере, символизирующий способы и установки познания. Чтобы понять суть предметов, которые находятся перед взором человека, не обязательно в них углубляться. Необходимо изменить метод исследования – просто обернуться, чтобы увидеть реальные фигуры, затем понять источник их передвижения, а также то, почему человек их видит, – их освещает солнце.

Следующий шаг в развитии методов познания – появление эмпиризма и рационализма.

Родоначальником эмпиризма, впервые обосновавшим надежность опыта и эмпирических методов познания, является Френсис Бэкон (1561-1626). Именно Бэкону принадлежит высказывание «знание – сила». По его мнению, знание становится силой, если используется единственный правильный метод познания – индукция, т.е. сбор и последующее обобщение эмпирических данных, полученных через опыт.

Важнейшей задачей наук является покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания. Для этого человека должен отказаться от предрассудков и ложных представлений – идолов. Идолы, или призраки постоянно преследуют человека, создают ложные представления, идеи и искажают лицо природы.

Эмпиризм Ф. Бэкона наиболее ярко проявился в его теории индуктивного метода познания. Господствовавший в то время дедуктивный умозрительно-силлогистический метод стремился предвосхищать факты и на этом основании постоянно впадал в ошибки. Своим опытно-индуктивным методом Бэкон ставит задачу только истолковывать факты.

Основателем, родоначальником рационалистического метода познания стал Рене Декарт (1596-1650). Декарт полагал, что в основу научного знания должна быть положена абсолютно достоверная информация, истинность которой усматривается человеком непосредственно, без доказательства. Этим положением является суждение «Я мыслю, следовательно, я существую». («Cogito ergo sum»). Иными словами, человек может сомневаться во всем, но любой сомневающийся во всем может не сомневаться в одном: сомневаясь, он мыслит. Следовательно, с этого можно и начинать свои позитивные рассуждения. Особое внимание на занятиях следует обратить на правила рационального научного познания, артикулированные Декартом в работе «Рассуждения о методе».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 497 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.