Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


По мнению антропологов, социальный смысл культуры проявляется в следующих ее четырех элементах.




1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу – испортить ребенка»). Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе нормы и санкции) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Ценности обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Нормы могут представлять собой стандарты поведения, превращаясь в ценностные ориентации.

Функции культуры

Под функцией (лат. functio - исполнение, совершение) в социогуманитарных науках понимают влияние социального феномена на социальный объект, когда изменение феномена приводит к изменению объекта. Применительно к функциям любой социогуманитарной науки - это ее роль в обществе, ее влияние на социальную динамику.

При помощи культуры появляются, развиваются и сохра­няются собственно социальные качества человека, его отношения и продукты культурно-исторической деятельности. Поэтому культура изначально поли­функциональна. К основным функциям культуры можно отнести:

- адаптационную;

- ценностно-нормативную;

- социализирующую;

- организационно-регулятивную;

- коммуникативно-информационную.

Адаптационная функция связана с выработкой механизмов, средств, способов, правил, при помощи которых оптимизируется, упрощается, становится более эффектным приспособление человека к при­родной и социальной среде. Степень развития куль­туры может быть косвенно определена по степени развития средств и способов адаптации.

Ценностно-нормативная функция культуры со­пряжена с выработкой, сохранением и ретрансляци­ей норм, ценностей, обычаев, обрядов, культурных образцов, при помощи которых осуществляемся са­моопределение человека, группы, слоя, общества. Ценностно-нормативная функция связана с сохране­нием преемственности в культурном развитии и наследовании. Данная функция способствует накоп­лению социокультурного опыта, его адекватной пе­редаче, определяя консервативность и устойчивость культуры. Ценностно-нормативная функция формирует «взгляд на себя», самооценку, в соответствии с кото­рой культура (и человек) определяется в мире, обо­сновывая свои приоритеты, цели и формы их достижения.

Функция социализации – это приобщение чело­века к миру культуры, к миру других людей. Соци­ализация связана с процессами усвоения человеком определенной суммы знаний, норм, ценностей, образ­цов, которые позволяют ему эффективно ориентиро­ваться в мире природы и мире социума, сохраняя свой статус и выполняя определенные роли. Социа­лизация осуществляется посредством образования и воспитания и предполагает активное участие че­ловека в этом процессе. Социализирующая функ­ция связана с воспроизводством определенного типа человека, необходимого для создания, сохране­ния и ретрансляции данной культуры. Это синтези­рующая функция культуры, в ней в сжатом виде содержатся все другие функции; без нее культура не могла бы существовать как динамическое, разви­вающееся, целостное явление.

Организационно-регулятивная функция культу­ры нацелена на поддержание равновесия в обществе, группе, слое в целях обеспечения выживания обще­ства или его части. Для этого вырабатываются спе­циальные институты культуры, особые организации, способствующие стабильному существованию обще­ства при все более возрастающей его дифференциации.

К организационным элементам культуры мож­но отнести следующие типы объединений: биосоци­альные (семья, род, племя, половозрастные союзы), социальные (союзы племен, родов), социально-поли­тические (государство, политические и профессио­нальные союзы). Организационно-регулятивная функция связана с выработкой унифицированных требований ко всем субъектам данной культуры; она осуществляется на разных уровнях, выступает во внешних и внутренних формах и сопряжена с регуляцией межкультурных, межнациональных, межгрупповых, межличностных отношений.

Коммуникативно-информационная функция сложна и многоаспектна. Упорядочива­ние представлений, знаний о мире, их унификация, универсализация способствуют передаче больших объемов информации от поколения к поколению, от культуры к культуре. Постоянное обогащение зна­ний ведет к повышению адаптационного потенциа­ла культуры, возрастанию ее гибкости, мобильности, активности. Информация предстает как совокупность знаний, уме­ний, навыков, составляющих гносеологический по­тенциал, информационное богатство культуры. В культуре обмен информацией осуществляется посредством знака, образа, символа. Расширение опыта, информационного поля культу­ры сопряжено с процессами символизации, что ведет к росту опосредованности взаимодействия природы и культуры: человек все чаще имеет дело не с ре­альными объектами, а с их символами, с представле­ниями о них, аккумулированными в совокупности знаний. Оперирование знаниями, выраженными в абстрактно-символических формах, приводит к уни­фикации культурных норм, к нарушению механиз­мов культурной ретрансляции, хотя в то же время способствует сближению культур, созданию единого мирового информационного пространства посредством создания коммуникативных инвариантов.

Функции культуры многообраз­ны, они тесно переплетаются между собой, выделить их в чистом виде невозможно, они активно взаимо­действуют, взаимно влияют друг на друга, что обеспечивает динамическое движение культуры в разнообразии ее конкретных форм.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 541 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.