Филиал Санкт-Петербургского государственного
Инженерно-экономического университета в г. Череповце
С.В. Бойко
Социология
Тема 2.1. Общество как социокультурная система
Лекция
Череповец, 2007
Тема 2.1. Общество как социокультурная система
Содержание лекции
Понятие общества и его структуры. Общество как система связей и их актуализации. Дефиниции общества: атомистическая теория, сетевая теория, концепции социальных групп, институциальные концепции, функциональные определения и др.
Общество как социетальная система. Социетальное и социальное.
Динамика системы и состояние равновесия. Проблема стабильности и нестабильности социальной системы. Признаки социальной нестабильности в основных сферах жизни общества. Механизмы сохранения стабильности.
Социологическое содержание культуры. Вещи, образцы человеческих отношений и знаково-символические элементы в культуре. Деятельность и культура. Культура как содержание социальной жизни людей. Культурная статика и культурная динамика. Культура, субкультура и контркультура.
Особенности социологического анализа культуры. Социальные функции культуры: адаптационная, ценностно-нормативная, социализирующая, организационно-регулятивная, коммуникативно-информационная. Влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное воздействие экономики и политики на культуру. Особенности социокультурного процесса в современной России.
Вопросы лекции
1. Общество и его структура
2. Социальное значение культуры
* * *
Чтобы размышлять над проблемами общества, высказывать суждения о путях их решения, необходимо иметь по возможности четкие представления о его природе - строении и функционировании, источниках и движущих силах происходящих перемен, о том, какие из них носят конструктивный, а какие деструктивный характер, и, следовательно, что является нормой (благом), а что патологией (злом) в общественном развитии.
Выяснение общественной природы начинается гораздо раньше, чем социология обрела свой собственный статус. Изначально этим вопросом занимается социальная философия. Результатом социально-философских изысканий к концу XVII века стала конфронтация двух подходов: первый представлен теоретиками, для которых общество – это искусственное образование, плохо совместимое с естественными склонностями людей. Второй содержится в концепциях, где общество выступает как развитие прирожденных влечений и чувств человека, являющихся общественными, а поэтому и моральными по своей сути.
Природа общества, как и природа человека – загадка, над которой люди будут размышлять до тех пор, пока будут жить. Если социальной философии интересно, как и почему возможно существование общества, то в социологии XXвека вопрос о природе общества конкретизируется и звучит так: как создаются, сохраняются и изменяются модели социальной организации?
Задачи лекции
- Определить понятие общества и его содержание.
- Выяснить сущность системного подхода к анализу общества.
- Дать анализ культуры как социального феномена.
- Рассмотреть роль культуры в социализации общества
Общество и его структура
Современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».
По существу – это основные признаки общества. Но достаточно ли приведенных дескрипторов для анализа современного общества и социальных общностей? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть модели для исследования современного общества, выяснить содержание системного подхода к изучению общества, дать анализ его структуры и тенденций его развития.
1.1. Модели анализа общества в современной социологии [1].
В современной социологии, как уже говорилось в лекции по теме 1.2, довольно четко различаются два подхода к проблеме природы социальной реальности.
Первый подход, получивший название макросоциологического, анализирует общество как систему крупных взаимодействующих структур.
Второй подход – микросоциологический, усматривает сущность общественной жизни в непосредственно наблюдаемых взаимодействиях индивидов.
Макросоциология – область социологического знания, ориентированная соответственно на изучение крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов и организаций, классов, социальных групп и др.). В современной западной социологии к макросоциологии принято относить преимущественно теоретические концепции, такие, как структурный функционализм, неоэволюционизм в социологии, неомарксизм, структурализм, конфликтология.
Микросоциология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения и процессы социальной коммуникации в группах, сферы повседневной реальности, отдельные узкие проблем и т.д.).
Микросоциология представлена концепциями, в большей мере связанными с проведением эмпирических исследований, имеющих различные идейные и методологические основания. К ним относятся как позитивистски ориентированные концепции ( концепция социального обмена, анализ социальных сетей и др.), так и антипозитивистские по своему духу исследовательские ориентации (символический интеракционизм, этнометодология, феноменологическая социология и др.).
Современная социология чаще всего оперирует деятельностным подходом к анализу общества, в котором оно представляется подвижной системой отобранных бессознательным, эволюционным закреплением традиций, норм и отношений, в которые отнюдь не добровольно вынуждены встраиваться новые поколения людей. Эта модель разработана на основе положений синергетики и результатов анализа нелинейных систем.
Нелинейная система имеет устойчивые и неустойчивые стационарные состояния. Причем одно и то же стационарное состояние такой системы при одних условиях может быть устойчивым, а при других – неустойчивым. Устойчивые стационарные состояния более присущи самой системе, а неустойчивые – характеризуют моменты изменений в ней. Изменяющиеся нелинейные системы отличают множественность стационарных состояний, единство их устойчивости и неустойчивости. Это создает феномен сложного и поливариантного поведения, не укладывающегося в единственную теоретическую схему, и может быть непредсказуемым в определенные периоды времени.
Сторонники процессуально-деятельностной трактовки общества акцентируют внимание на том, что складывающийся в результате спонтанного отбора наиболее жизнеспособных форм общественный порядок может намного превосходить сознательно вырабатываемые людьми планы.
Процессуально-деятельностная модель общества может быть выражена в следующей системе постулатов:
• Социальная реальность это не статическое состояние, а процесс. Стремясь найти наиболее точный аналог общества, мы должны его представлять не как материальный субстрат, а как сеть отношений, пронизанную напряжением и гармонией, конфликтами и сплоченностью.
• Последовательность событий в пределах социального процесса имеет кумулятивный характер. В каждый исторический момент открывается определенное поле возможностей выбора будущего курса, которые в значительной степени ограничены предыдущим развитием процесса.
• Люди конструируют общество не «как вздумается», а лишь в данных структурных условиях, унаследованных от прошлого, созданных для них предшественниками, которые, в свою очередь, тоже были структурно ограничены.
• Хотя действия социальных субъектов в преобладающей степени носят рациональный характер, их результат, ввиду множественности и разнонаправленности, не является предопределенным (общество в значительной степени можно рассматривать как результат действия «невидимой руки»).
• Сами принципы деятельности общества, способы его изменения тоже подвержены трансформации. Поэтому можно допустить, что где-нибудь в отдаленном будущем мера целенаправленности общественного развития значительно повысится.
• Хотя факт прогресса четко просматривается в истории – он не является предопределенным. Это попросту означает, что количество конструктивных социальных действий до настоящего времени значительно превышало количество деструктивных.
• Бесполезно искать какой-то особый таинственный смысл истории. Но людям дано право придать ей смысл, повышая меру разумности и конструктивности своих действий.
Разработка общей теории общества сопровождалась формированием различных концептуальных подходов к определению общества.
Согласно «атомистической» теории общество понимается как совокупность действующих личностей (атомов общества) или отношений между ними.
Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля, который полагал, что общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, «общество». В современной социологии эта концепция известна как «сетевая» теория, главный элемент которой – действующие индивиды, принимающие социально значимые решения изолированно друг от друга.
В теориях «социальных групп» общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые существуют в пределах одного народа. Если в «атомистической», или «сетевой», концепции существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях – человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции, по существу, отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».
В «институциональных» концепциях общество представляет собой систему социальных институтов и организаций, которые гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни, и без них невозможно было бы обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т.д.
«Функциональная» концепция трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой функциональную систему действия по самообеспечению своего существования.
«Сетевая» теория, понимающая главным элементом общества действующих индивидов, которые принимают социально значимые решения изолированно друг от друга.
В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как «коллективном сознании», противостоящем природному эгоизму; М. Вебер – в ориентированных на других (т.е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон – в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз – в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.
Общество в современной социологии понимается в широком и узком смысле: и как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей в рамках социального целого, и как структурно или генетически определенный тип общения, представляющий относительно самостоятельный элемент этой целостности.
Общество как система.
В социологической теории общество понимается не как любая механическая совокупность людей, а как такое их объединение, в котором происходит более-менее постоянное и устойчивое их взаимовлияние и взаимодействие. «Что такое общество, какова бы ни была его форма?», - ставил вопрос К. Маркс. И отвечал: «Продукт взаимодействия людей».
В первом приближении общество как продукт взаимодействия людей характеризуется следующими признаками:
• общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами;
• целостностью и устойчивостью складывающихся форм взаимодействия людей;
• самовоспроизводством, саморегулируемостью и определенной самодостаточностью;
• таким уровнем развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.
На основе сказанного можно дать следующее определение общества: это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся саморегулируемостью и саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов.
Согласно позиции Э. Шилза, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам:
1) объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
2) браки заключаются между представителями данного объединения;
3) оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
5) у него есть собственное название и своя история;
6) оно обладает собственной системой управления;
7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8) его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками.
Признаки общества – это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, институтов, общностей, культуры).
1. Социальность (от лат. socialis – совместный, общественный), которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое общество от любых других форм взаимодействия, встречающихся в животном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник.
2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга.
3. Территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Территория – это не просто плацдарм, безучастный к тому, какие сценарии разыгрываются на нем, а очень существенный фактор, от которого зависят многие особенности общества.
4. Социальное пространство и социальное время. Достаточно вспомнить своеобразие развития общества в античную эпоху, в средние века или в эпоху Возрождения, чтобы стало ясно, насколько различным оно может быть в зависимости от изменения времени, называемого эпохой. Иная эпоха – это иное общество. То же самое можно сказать и относительно социального пространства: индийское или китайское общество существенно отличается от английского или белорусского.
Определить социальное положение человека (предприниматель, учитель, инженер, студент и т. п.) – это определить его место в социальном пространстве. В отличие от физического пространства, измеряемого тремя координатами (высота, длина, глубина) социальное пространство более многомерно.
Социальное время тоже существенно отличается от физического времени. Общество в своем развитии проявляет отличительную особенность – ускорение социального развития с переходом от одной стадии исторического процесса к другой, более развитой.
5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, необходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Характерно, что уровень самодостаточности и саморазвития общества, его саморегуляции, достаточный для одного уровня развития общества, оказывается недостаточным, а потому и превзойденным другим, более высоким уровнем его исторического развития.
6. Наличие специальных органов для осуществления его саморегуляции – социальных институтов. Социальный институт представляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осуществление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей совокупности устойчивость и динамичность в развитии общества и удовлетворение потребностей людей.
7. Любые изменения и события, происходящие в обществе, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами. А это означает, что всегда существуют субъекты общественного развития. В качестве таковых могут выступать отдельные индивиды, их различные группы (например, партии) и общности (например, религиозная или территориальная общность), социальные институты. Особенность социального развития в том и состоит, что субъект социальной деятельности сам же и организует и осуществляет ее с учетом особенностей социального пространства и социального времени той территории, в пределах которой она протекает.
8. Наличие социальной структуры. Общество обладает сложной структурой, которая, являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее подвержена различным изменениям и находится в процессе динамичного развития.
Все названные, признаки общества, взаимодействуя друг с другом и, оказывая поэтому влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой и сложноструктурированной системы, представляющей единство материально-экономической, социальной, политической и духовной подсистем.
Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.
Общество представляет собой стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей.
Социальная система – это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди и социальные общности, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия.
Общество как суперсистема предстает совокупностью систем (материальной, собственно социальной, политической, духовной). Эти системы выступают в качестве структурных элементов общества как социетального[2]. На своем уровне каждая социальная система в формате социетального так или иначе детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.
Существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности – люди, физические веши, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие основную, базовую социетальную структуру в многоплановой общественной системе. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа или сферы области общественной деятельности:
• материальная;
• духовная;
• регулятивная, или управленческая, чаще именуемая политической;
• деятельность по актуализации социальных статусов, именуемая социальной в узком смысле слова.
Все они, обеспечивая необходимые условия любой человеческой деятельности, одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом.
Какова же специфика и функции каждой из указанных четырех сфер социальной деятельности?
1. Необходимо начать характеристику основных сфер общественной деятельности с выявления особенностей материального производства. Его своеобразие состоит в том, что оно призвано создавать определенные вещи, необходимые для удовлетворения потребностей людей, поддержания их активности в любой сфере. Здесь заняты люди физического и умственного труда – земледельцы, шахтеры, машиностроители, рабочие, инженеры, агрономы, руководители предприятий и т.д. Складывавшиеся в производственной сфере социальные отношения традиционно отличались особой степенью напряженности, конфликтностью. Проблема преодоления конфликтов в этой сфере, укрепления отношений социального партнерства остается и сегодня актуальной теоретической и практической задачей.
2. Важнейшую роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся идеи, образы, научные и художественные ценности. Правда, эти ценности, так или иначе, материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптурах, и т.п. Главное и этих предметах не их материальная сторона, а их духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.
В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность; разрабатывает систему ценностного сознания, определяя значение тех или иных явлений для человека: благодаря полученным знаниям совершенствуются все формы деятельности, человек глубже познает самого себя, свой духовный мир, формирует мировоззрение.
3. В качестве еще одной сферы выделяется регулятивная (политическая), или управленческая деятельность, т.е. деятельность различного рода администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой сферы – поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений.
Регулятивная, управленческая деятельность имеет свою структуру, подразделяясь так же, как и другие типы деятельности, на множество различных видов труда. Это, прежде всего управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение. Но это также и управление вещами. Управление осуществляется на различных уровнях: от государства до предприятия и семьи. Управленческая деятельность играет огромную роль в развитии общества, его судьбах, но ее часто поражают многочисленные болезни, злоупотребление методами принуждения, насилия, репрессий, чрезмерное разрастание чиновничьего аппарата, бюрократизации управленческой деятельности, взяточничества и т.п.
4. При всей важности политической и других видов общественной деятельности все они возможны только при наличии первого условия общественной жизни – живых и активных людей. Создание предпосылок для жизни, воспроизводства, активности людей составляет содержание четвертого вида общественной деятельности — социальной деятельности, как сферы непосредственного взаимодействия людей и социальных общностей для воспроизводства совместной жизни и своего положения (статуса) в обществе.
Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности. Каждой из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни со своей внутренней структурой, множеством отдельных форм.
Четкие представления о необходимых для общества видах деятельности являются важной предпосылкой уяснения всей его сложной структуры и его свойств как целостного социального организма.
Следует отметить, что все выделяемые в ходе анализа типы деятельности, социальные группы и институты, их взаимоотношения, образуемыеими сферы общественной жизни в реальности всегда взаимосвязаны, перекрещиваются, взаимопроникают друг в друга. Поэтому указание свойств составных частей общества еще не объясняет его общего состояния и его общего действия. Находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую систему, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими отдельным его частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из его составных частей.