è После Второй мировой войны формируется школа структурно-функционального анализа, представленная прежде всего такими американскими социологами, как Т. Парсонс (1902-1977 гг.) и Р. Мертон (род. в 1910 г.). В ней осуществляется систематизация результатов конкретно-социологических исследований на основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципам функционирования каждого элемента общественной структуры.
Социология рассматривается как наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которые вытекают из взаимодействия элементов социальной структуры. В этих последствиях проявляют себя функции. Основные функции, определяющие системность общества с точки зрения структурного функционализма, выделил Парсонс.
Например, функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, функцию интеграции – правовые институты, обычаи и традиции, функцию воспроизводства социальной системы – органы социализации (включая семью, институты образования), а также система верований и морали. Взаимодействие между подсистемами происходит на основе общих эквивалентов, таких, как деньги, власть, влияние, ценности, культура.
è Большое влияние на развитие науки оказала разработка Мертоном принципа социологических «теорий среднего уровня», находящихся между чисто эмпирическими исследованиями и общей социологической теорией. Концепция «теорий среднего уровня» разработана Мертоном на основе понятия «функциональность». В качестве функций рассматриваются те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции социальной системы или приспособлению ее к среде. К числу теорий среднего уровня Мертон относит такие известные социологические концепции, как теории «референтных групп», «социальных ролей», «социальных статусов» и т.д.
è Внешне противостоят структурному функционализму конфликтологические теории, делающие акцент не на стабильности, «гармоничном функционировании» социальной системы, а на проблеме конфронтации, борьбы различных социальных групп за различные цели (власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т. п.). Однако при анализе социально-философских истоков, метасоциологических оснований теорий конфликтов обнаруживается их глубокое родство со школой структурного функционализма, практическая включенность в нее в качестве одной из ее влиятельных в современной социологии разновидностей. Если «ортодоксальные» функционалисты главный вектор взаимодействия элементов социальной структуры видят в их сближении, то конфликтологи – в отталкивании, которое главным результатом имеет изменение, разрушение или, что бывает чаще, укрепление социальных связей, поддержание социального равновесия. Наибольшую известность получили концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера (США), «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа (Германия) и «общей теории конфликта» К. Боулдинга (США).
è Реальная оппозиция двух методологических установок в науке XX в. – позитивистской и экзистенциалистской – глубоко отражена в современной социологии. Здесь развивающейся на основе неопозитивизма школе структурного функционализма противостоит направление символического интеракционизма.
Возникшее еще в 20-е годы, это направление постепенно преодолевает свою элитарную замкнутость, сосредоточивает анализ на выявлении смысла взаимодействий (интеракций) социальных субъектов, на расшифровке внутреннего содержания социальных действий, того, что они символизируют. При этом большое внимание уделяется главному символическому средству взаимодействия – языку. В основу символического интеракционизма легла теория выдающегося американского социолога Дж. Мида (1863-1913 гг.), исходившего в своих теоретических построениях из того, что общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей. В США возникли два направления разработки символического интеракционизма – чикагское (Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани) и айовское (М. Кун, Т. Партленд). В рамках первого – особое внимание уделяется анализу самого процесса интеракций, во втором – акцент делается на изучение стабильных, «ставших» символических структур. Социальный процесс социологами-интеракционистами рассматривается как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками, социальными субъектами.
è Наряду с символическим интеракционизмом оказали влияние на развитие современной социологии феноменологическая школа (А. Фиркандт А. Шюц), «аналитическая» школа (Ф. Знанецкий), этнометодологическая (Г. Гарфинкель) и др.
Все современные социологические концепции можно условно разделить на 1) макросоциологию и 2) микросоциологию.
Макросоциология – область социологического знания, ориентированная соответственно на изучение крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов и организаций, классов, социальных групп и др.). В современной западной социологии к макросоциологии принято относить преимущественно теоретические концепции, такие, как структурный функционализм, неоэволюционизм в социологии, неомарксизм, структурализм, конфликтология.
Микросоциология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения и процессы социальной коммуникации в группах, сферы повседневной реальности, отдельные узкие проблем и т.д.).
Микросоциология представлена концепциями, в большей мере связанными с проведением эмпирических исследований, имеющих различные идейные и методологические основания. К ним относятся как позитивистски ориентированные концепции ( концепция социального обмена, анализ социальных сетей и др.), так и антипозитивистские по своему духу исследовательские ориентации (символический интеракционизм, этнометодология, феноменологическая социология и др.).
С момента становления социологии на всем протяжении 19 в. и вплоть до 20-х гг. 20 в. в ней господствовала макросоциологическая ориентация. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х гг. Этот процесс в значит, степени был стимулирован широким развертыванием эмпирических исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х гг. Оно было вызвано в первую очередь неспособностью господствовавшего прежде структурного функционализма интегрировать теории различного уровня общности. Реакцией на кризис структурного функционализма явилось возникновение альтернативных концепций, многие из которых стремились переместить фокус исследования на непосредственно наблюдаемые явления обществ, жизни.
Основные разногласия между сторонниками микро- и макросоциологии касаются следующих проблем.
Первая связана с пониманием предмета исследования и уровня обобщения. Представители макросоциологии рассматривают в качестве предмета социологического познания общество и его структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социальных явлений, их несводимость к социально-психологическому уровню. Различные микроявления и процессы (поведение личности, межличностные отношения и т. п.) рассматриваются под углом зрения проявления закономерностей макроуровня; всякая попытка сведения социального к психологическому уровню расценивается как отступление от ведущей социологической традиции, как свидетельство психологического редукционизма и субъективизма. В свою очередь микросоциологи настаивают на приоритетном изучении области непосредственно наблюдаемого социального взаимодействия, механизмов коммуникации, интерпретации сферы повседневной реальности и т.п. Этот уровень признается сторонниками микросоциологии единственным реально существующим и фундаментальным, а макросоциальные явления рассматриваются как неправомерные абстракции, реальность к-рых нельзя эмпирически доказать.
Вторая область конфликта между представителями микро- и макросоциологии относится к характеру используемых понятий и принципов формирования социологического знания. Сторонникам первой ориентации присуще стремление использовать эмпирически обоснованные понятия и принципы, особенно категорично на этом настаивают представители позитивистской ветви. С этой точки зрения, понятия и положения широкомасштабных теорий расцениваются как пустые абстракции, их авторы обвиняются в неправомерной реификации (опредмечивании, овеществлении) социальных структур, а единственной реальностью признаются или непосредственно наблюдаемое поведение индивидов (теория социального обмена, анализ социальных сетей, или сфера сознания индивида (этнометодология и феноменология). Защитники микросоциологии делают упор на использовании различ. рода экспериментальных процедур и ограничиваются изучением явлений небольшого масштаба. С середины 70-х гг. предпринимаются попытки интеграции этих двух направлений.
Для развития социологии в 90e годы характерно стремление преодолеть противостояние структурного функционализма (и всякого другого социологического объективизма) и символического интеракционизма (вместе с другими разновидностями социологического субъективизма). Социология конца века, как и философия, литература, культура в целом, демонстрирует усталость от оппозиции позитивного и экзистенциального, быта и бытия. Выход из этой ситуации представители постмодернистской концепции развития видят в отказе от выбора, в признании равного права на существование всех имеющихся социологических парадигм. Однако нельзя не считаться с необходимостью научного синтеза основных социологических теорий XX в., избегающего их банализации, но преодолевающего их мозаичность. Как тенденция, ведущая к подобному синтезу, нередко рассматривается глобализация. Однако в отечественной литературе глобализация социологии небезосновательно рассматривается как ложный ответ на сформировавшийся вызов. Моноцентризм в науке, ставка на единственно правильную, универсальную социологическую парадигму доказали в XX в, свою бесперспективность, опасность для развития социокультурного процесса.
Конструктивным ответом на ситуацию исчерпанности (в основном) противостояния современных социологических теорий является процесс формирования полноценных национальных социологических школ.
4.2. Исторические судьбы отечественной социологии после 1917 года [1]
После Октябрьской революции судьба отечественной социологии складывалась крайне противоречиво. В первые годы Советской власти наблюдался значительный «взлет» социологии. Начался процесс ее институциализации. Были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1919 г. учрежден Социобиблиографический институт. В 1919 г. директор института К.М. Тахтарев поставил вопрос о переименовании его в Российский социологический институт.
Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. М.М. Ковалевского, председателем которого стал Н.И. Кареев. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П.А. Сорокин. В эти же годы издается обширная социологическая литература, главным образом теоретического профиля. В этой литературе представлены различные точки зрения на предмет, теорию и структуру социологического знания, на соотношение социологии и марксистской теории общества.
В развитии социологии наблюдались различные тенденции.
Во-первых, большое влияние на социальное мышление продолжала оказывать немарксистская социологическая мысль (Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин и др.).
Во-вторых, важную роль в становлении нового социального мышления сыграли работы П.Л. Лаврова, а также Г.В. Плеханова, которые с различных теоретических позиций сделали попытку связать социологию с социализмом, с революционным изменением российского общества.
В-третьих, под сильным влиянием Н.И. Бухарина наметилась четкая тенденция отождествления социологии и исторического материализма – теории общества, философским основанием которой служит материалистическое понимание истории. Рассматривая исторический материализм как теоретическую социологию, последователи Н.И. Бухарина не ограничивали сферу социологического знания только историческим материализмом, предполагая возможность особого конкретного социологического изучения социальных процессов.
В-четвертых, стали получать развитие отдельные отрасли социологического знания: социология труда (А.К. Гастев и др.), социология искусства (Е.Н. Анциферов и др.) и т.д.
В-пятых, значительная часть философов, позаимствовав идею Н.И. Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, объявила социологию составной частью философии – диалектического материализма.
В-шестых, получила распространение концепция, согласно которой в историческом материализме выделялись философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты (В.В. Адоратский и др.).
В-седьмых, сформировалась точка зрения, представители которой полностью отрицали социологическое значение исторического материализма и рассматривали его только как философскую теорию общества (В.Н. Сарабьянов и др.).
В-восьмых, сложилось и так называемое антисоциологическое направление среди философов, отрицавших не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин «социология» (И.К. Луппол и др.).
Наряду с теоретическим социологическим мышлением серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований. Это в первую очередь исследования С.Г. Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда, В.И. Тодорского по проблемам социальных изменений, Е.О. Кабо по изучению домашнего быта рабочего класса, А.И. Колодной по проблемам молодежи и др.
В 1920 и 1926 гг. в СССР были проведены переписи населения, которые дали интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д.
В 20-30-х гг. проводились также научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Исследования социологов и социальных психологов выявили важную роль социального фактора в производственной деятельности человека. Эти исследования внесли существенный вклад в развитие социологического знания и получили международное признание.
Однако формирование авторитарного режима, административной системы управления всеми сферами жизни общества самым губительным образом сказалось на общественных науках в целом, на социологии в том числе. Так, уже в 1922 г. из страны были изгнаны выдающиеся мыслители, профессионалы – философы, социологи, экономисты. Среди них П.А. Сорокин, П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и многие другие. С середины 20-х гг. все больше ужесточался идеологический и политический контроль, что вело к подавлению и фактическому запрету любой свежей социальной мысли, к упразднению социологического мышления.
В то же время на теории и практике социологии не могла не отразиться канонизация теоретических положений, выдвинутых И.В. Сталиным. Будучи дилетантом, Сталин не только «упразднил» ее в административно-приказном порядке практически, но и теоретически обосновал свое действие. В разделе «О диалектическом и историческом материализме», написанном им для краткого курса «История всесоюзной коммунистической партии (большевиков)» (1938), целая область социального знания – исторический материализм – была «возвращена» в лоно философского знания. С тех пор важнейшие составные части социологии – ее теории и понятийный аппарат – стали рассматриваться только на философском уровне. Социологические методы конкретного исследования общества были изъяты из обращения. На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет.
Упразднение социологии как науки было предопределено тем, что ее принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимыми с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. Научная социология прямо противоположна социальной апологетике. Официальные экономические показатели вала из года в год свидетельствовали о «росте» благосостояния общества, в то время как социальные показатели, т.е. показатели, отражающие реальное удовлетворение потребностей людей, качества продукции и сложившихся форм ее реализации, говорили об обратном – о снижении социального благосостояния народа, росте социальной напряженности.
Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60-х гг.
Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели». В то время ситуация в области социологии сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука – нет. Поэтому во избежание бесконечных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, было введено в научный обиход определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями.
Становление и развитие социологических исследований встречало ожесточенное сопротивление со стороны части философов. Понимая всю абсурдность отрицания существования науки об обществе, они взяли на вооружение сложившуюся в 30-х гг. концепцию, согласно которой исторический материализм отождествлялся с социологией и рассматривался как органическая часть философского знания. Социология была, таким образом, «объявлена» философской наукой, а конкретные социологические исследования как несовместимые со спецификой философского знания выводились за пределы социологического знания. Эти исследования трактовались как попытка привнести в философию элементы позитивизма.
Ученые, главным образом философы, ставшие инициаторами конкретных социологических исследований, постоянно подвергались критике, им отводилась роль «собирателей фактов». Всеми способами насаждалась идея о разделении труда между философами и социологами. Вторые должны были «собирать» факты, а первые «обобщать» их, сводить в теоретические системы. Причем социологическим исследованиям нередко отводилась только апологетическая роль. Социологи должны были, чтобы сохранить за собой право проводить конкретные исследования, главный акцент делать на позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать аспекты негативные. Именно поэтому многие труды ученых, опубликованные в те годы и вплоть до последних лет «застоя», имели односторонний характер.
Значительная часть первичной социальной информации, представляющая огромную научную ценность для решения многих социальных проблем, осталась в архивах. Многие тревожные сигналы социологов, которые они представляли в директивные органы – по проблемам разрушения природы (экологии), нарастания отчуждения труда, отчуждения власти от народа, развития националистических тенденций и другие, – не только не принимались во внимание, но и осуждались, а в отдельных случаях их инициаторы подвергались взысканиям как в партийном, так и в административном порядке. Более того, многие научные понятия, например, такие, как «социальная экология», «социальная статистика», «социология труда», «социология семьи», «социология религии», «социология культуры» и многие др., даже в период «оттепели» оказались под запретом.
Исследование теоретических проблем социологии в период «оттепели» сопровождается возобновлением и развертыванием конкретных социологических исследований. В середине 60-х гг. начинают появляться первые крупные труды, обобщающие итоги этих исследований. Издается пятитомник избранных произведений одного из пионеров социальной инженерии и конкретного социологического анализа С.Г. Струмилина. Выходят коллективные книги: «Копанка 25 лет спустя» (1965); «Рабочий класс и технический прогресс» (1967); «Человек и его работа» (1967). Существенный вклад в изучение социальных аспектов взаимоотношений свободного и рабочего времени внесли труды Г.А. Пруденского, подытоженные в книге «Время и труд» (1964). Широкий круг исследований социальных проблем брака и семьи был обобщен в книге А.Г. Харчева «Брак и семья в СССР» (1965).
Важным шагом на пути институциализации социологии в СССР явилось издание в 1966 г. двухтомника «Социология в СССР» (ред.-сост. Г.В. Осипов) в котором обобщался опыт ряда эмпирических исследований, проведенных в различных сферах советского общества. В него вошли исследования по социологической теории, по различным проблемам функционирования и развития социальной сферы (труда, быта и т.д.)- В расширенном варианте двухтомник был издан в Англии.
Эти публикации заложили основы традиции – издания примерно раз в три-четыре года обобщающих трудов по итогам развития отечественной социологии. Среди них: «Социология и идеология», «Марксистская социология сегодня», «Социология и современность» (в 2 т.), «Социология и социальное развитие», «Теория социального развития», «Советская социология» (в 2 т.) и др.
В эти же годы были созданы первые социологические учреждения:
- сектор новых форм труда и быта, преобразованной в дальнейшем в Отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР (зав. Г.В. Осипов),
- Лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете (рук. В.А. Ядов).
- Советская социологическая ассоциация (председатель Ю.П. Францев, зам. председателя Г.В. Осипов) в 1962 г.
В 1969 г. на базе Отдела социологических исследований Института философии АН СССР был открыт Институт конкретных социальных исследований (с 1972 г. Институт социологических исследований) АН СССР. Его возглавили A.M. Румянцев, Г.В. Осипов и Ф.М. Бурлацкий. Были организованы отделы социологических и социальных исследований во многих научно-исследовательских институтах. Кроме того, в системе научных учреждений Академии наук СССР и Академий наук союзных республик появилось большое число научных подразделений, ведущих социальные исследования. Значительно расширилась сеть социологических лабораторий в вузах страны.
В университетах (МГУ, ЛГУ и др.), а также в некоторых экономических вузах были введены спецкурсы по прикладной социологии. Для аспирантов и студентов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории. Среди них: «Рабочая книга социолога» (1977); книга Г.В. Осипова «Теория и практика социологических исследований в СССР» (1979), «Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях» (1979); «История буржуазной социологии XIX – начала XX века» (1979), «История буржуазной социологии первой половины XX века» (1979), «Критика современной буржуазной теоретической социологии» (1977) и др. Значительно выросло число публикаций по различным разделам социологического знания. Важным органом объединения усилий социологов и распространения научного и методического опыта стал издающийся с 1974 г. журнал «Социологические исследования».
Если в период 70-х – первой половины 80-х гг. социология и развивалась, то вопреки командным методам, а не благодаря им. Более того, усилилось административно-бюрократическое вмешательство в эту науку. Правда, в какой-то мере ситуация изменилась с созданием Института конкретных социальных исследований АН СССР, в который удалось привлечь лучшие кадры социологов-профессионалов страны. Но новая «оттепель» продолжалась недолго.
Началось еще одно наступление на социологию. Для ограничения сферы социологического знания и «обуздания» социологов нужен был повод. И этот повод был найден. Вышли в свет «Лекции по социологии» (1968) Ю.А. Левады. Конечно, не со всеми положениями автора можно согласиться, однако это вопрос научной этики, профессионального обсуждения, но он был перенесен в область политическую и административную. Коллектив института был обвинен в насаждении буржуазных теоретических концепций и взглядов.
Второй шаг – критика труда «Моделирование социальных процессов» под редакцией Г.В. Осипова и Н.Н. Моисеева (1970). Цель была одна – представить содержание монографии в качестве идеологически вредной платформы института. Поступательное развитие социологии вновь было искусственно прервано.
Новое административно-приказное «вторжение» в социологию имело бы самые трагические последствия. Но оно было пресечено в середине 80-х гг.
Важным этапом в институционализации социологии был XXVII съезд КПСС, который обратил внимание на исследование различных проблем развития и функционирования социальной сферы как пространства жизнедеятельности человека, поставил вопрос об органической связи экономического и социального развития, о социальной эффективности экономического развития.
Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития как теоретических, так и прикладных социологических исследований. Встал вопрос о развитии социологической теории, отражающей социальные реалии сегодняшнего дня. Важной основой развития теоретической социологии стали социологические исследования реальных социальных явлений и процессов.
Трансформация общества, начавшаяся в середине 80-х гг., способствовала процессу институциализации социологии. Но и социология не стояла в стороне от социально-экономических проблем общества. Социологи были первыми в исследовании большого круга проблем, связанных с деятельностью человека («человеческого фактора»), социальной ориентированностью экономического развития и становления социального мышления, отчуждением власти и труда, научными основами социального управления. Но главное заключалось в том, что социологи поставили вопрос о восстановлении в правах исследований жизнедеятельности гражданского общества и социального мышления.
Конечно, вмешательство КПСС, равно как и других партий, в дела науки недопустимо. Однако, в силу специфических советских условий, дело в социологии сложилось таким образом, что она была институциализирована в результате решения Коммунистической партии (после принятия на Политбюро ЦК КПСС (1988 г.) Постановления «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества»), которая в свое время отрицала ее как науку. Парадокс состоит в том, что это признание явилось последним этапом руководства КПСС социологией.
Институт социологических исследований АН СССР был преобразован в Институт социологии АН СССР, а в 1991 г. создан и Институт социально-политических исследований АН СССР.
С социологии, образно говоря, сняли оковы, открылись широкие, возможности для творчества. Это немало. Разумеется, еще рано бить в литавры. Для того чтобы социология заняла свое место в системе научного управления обществом, требуется время, и немалое.
* * *
В XIX-первой половине XX вв. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились ее главные направления, оригинальные теоретические концепции и методологические принципы, составившие специфику социологического подхода к изучению общества. Так или иначе дальнейшее развитие социологии, независимо от того, принимались или отвергались разработанные в ее рамках основные идеи, опиралось на достижения указанного периода.
К концу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии социологии. Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые в западном мире развитием «общества массового потребления» как способа не допускать разрушительных экономических кризисов. Пережив последний, самый ошеломляющий кризис 1929 г. – великую экономическую депрессию, Запад принял новую модель. На Востоке же, прежде всего в СССР, 1929-1930 годы также стали переломными – годами утверждения культа личности, что исключало возможность ведения официальных научных разработок в области социологии.
Зарубежная социология второй половины XX в. характеризуется появлением крупных новых направлений, их борьбой со старыми, созданием новых теорий, усложнением концептуального аппарата, совершенствованием исходных принципов и дальнейшим поиском специфики социологического подхода к изучению общества. Предпринимаются попытки отрефлектировать макро- и микротеории и вместе с тем совместить при анализе общества соответствующие уровни знания.
В нашей стране закончился 70-летний период борьбы за становление социологии как самостоятельной науки, за использование результатов ее исследований в научном формировании задач социальной политики общества. На повестку дня поставлен вопрос о развитии социологического знания, о становлении нового социального мышления.
70 лет подавления социологии в нашей стране не прошли даром. Ее научный уровень еще невысок, она существенно отстает от уровня современной американской и западноевропейской социологической мысли. Отлучение науки от ее научного статуса не проходит для общества безнаказанно. И общество должно самокритично оценить плоды своей собственной деятельности. Так, бороться с невежеством можно только путем искоренения своего собственного невежества, путем саморефлексии, т.е. познания и исправления самого себя.
Социология – не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте материально-экономические предпосылки возникновения социологии.
2. Покажите социально-политические причины появления социологии.
3. Назовите теоретические основания возникновения социологии.
4. Покажите роль О. Конта в появлении социологии.
5. Раскройте вклад Г. Спенсера в развитие социологии.
6. Определите основные положения социологических концепций
- К. Маркса
- М. Вебера,
- Ф. Тенниса,
- Г. Зиммеля,
- Э. Дюркгейма,
- Г. Тарда,
- Л. Уорда,
- А. Смолла,
- Ф. Гиддингса,
- У. Самнера,
- Ч. Кули,
- Р. Парка.
7. Покажите основные различия макро- и микросоциологии.
8. Назовите основные концепции макросоциологии.
9. Определите основные концепции микросоциологии.
10. Раскройте основные положения социологической концепции М.М. Ковалевского.
11. Раскройте основные положения социологической концепции Н.К. Михайловского.
12. Раскройте основные положения социологической концепции П.Л. Лаврова.
13. Как развивалась русская социология в 20-х гг. XX в.?
14. Какова судьба социологии в СССР?
15. Когда началось возрождение социологии в СССР?
16. Как развивается социология в постсоветский период?
[1] Подробно см.: Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С.45-67.