Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сорокин подразделяет социологию на теоретическую и практическую.




Теоретическую социологию, в свою очередь, делят на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социальных явлений. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) – про­цессы взаимодействия людей, иными словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помо­гать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая соци­ология проявляется, в сущности, как социальная политика, направляет и обосновывает последнюю.

Сорокин внес большой вклад в разработку теории со­циальной стратификации и социальной мобильности («Со­циальная мобильность», 1927). Он подчеркивает естествен­ный и непреодолимый характер расслоения общества на социально неоднородные страты. На базе богатого эмпи­рического материала Сорокин делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распре­деление осуществляются не по воле случая, а по необходи­мости. При этом он делает важное добавление: за исключе­нием периодов анархии и социальных потрясений. Следо­вательно, Сорокин четко различает социальную мобиль­ность в так называемые нормальные периоды относительной общественной стабильности и мобильность в период общественной дезорганизации.

В середине 30-х годов Сорокин анонсирует новое направ­ление своей деятельности, связанное с изучением социокультур­ной динамики общественного развития. С 1937 по 1941 год выходит его главное детище – 4-томная «Социальная и куль­турная динамика».

Сверхзадача данного исследования – на основе обобще­ния динамики исторического развития найти ключ к объяс­нению современности и сделать прогноз на будущее, используя логико-смысловой анализ истории. Исходя из того, что самым главным регулятором любого общества является исповедуемая им система ценностей, Сорокин выделяет три типа социокультур (цивилизаций), периодически сменяю­щих друг друга: идеациональную (доминируют духовные ценности), чувственную (доминируют материальные ценно­сти) и идеалистическую, представляющую собой более-ме­нее гармонический синтез двух первых.

Анализируя логику установленной исторической дина­мики, Сорокин приходит к выводу, что идеациональные культуры основаны на интуитивной истине, чувственные – на власти чувств, а идеалистические – на истинах разума. Ни один из этих принципов, ни одна соответствующая им культура не обеспечивают полноты и завершенности пони­мания жизни. Системы истины меняются, так как каждый тип знания имеет сильные и слабые стороны. Чем дольше доминирует определенная ментальность (тип восприятия мира), тем больше накапливается аномалий. Выход из этого замкнутого круга чередования «односторонних» циви­лизаций Сорокин видит в установлении интегральной ис­тины. Это форма знания, соединяющая правду чувств, ра­циональную правду разума и надрациональную истину веры. В провозглашенной интегральной философии Соро­кин сводит воедино религиозные, научные и рациональные аспекты социально-психологичного опыта. В итоге челове­ческая цивилизация обретает более совершенные интеллек­туально-ментальные инструменты постижения жизни, кос­моса и роли человечества в них.

Современное состояние за­падной цивилизации Сорокин определяет как исход блес­тящего шестисотлетнего чувственного периода. Но свет его гаснет и наступает ночь переходного периода с его кошма­рами и ужасами (революции, мировые войны и т.п.). Зна­чит, западная культура нуждается в крупных переменах. В частности, Сорокин обосновывает необходимость освое­ния нового «более широкого подхода к человеку», переход к «более всеобъемлющей эпистемологии», переориентацию общественных связей и организаций в духе идей интегрализма. Обогащенное мироощущение выведет людей за пределы прагматического функционализма к поиску сущ­ностных и мудрых целей. Фундаментом нового обществен­ного порядка, как считает Сорокин, должно стать сотруд­ничество, а не конфликты. Путь к новому интегральному миру видится ему в альтруизации человечества.

Питирим Сорокин вошел в историю как один из самых выдающихся мыслителей в области социологии XX века. Совершающееся в наши дни концептуальное обновление социологии идет во многом в русле идей интегральной со­циологии Сорокина.

С начала XX в. в России интенсивно осуществлялась институционализация социологии. В 1901 г. в Париже М. М. Ковалевским была основана русская Высшая школа социальных наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институте была создана первая кафедра по социологии, где работали М. М. Ковалевский, Е. В. Де Роберти, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, в 1912 г. в Петербургском университете при Историческом обществесекция по социологии. После Февральской революции в России вводятся ученые степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются первые учебники по социологии.

После Октябрьской революции в развитии отечественной социологической школы еще некоторое время действовала инерция мощного подъема, характерного для предшествующего периода. Однако к концу 20-х годов доминирование в обществознании марксиэма вылилось в его узаконение в качестве единственно верной теории, что наряду с тотальными гонениями социологов сделало окончательно невозможным существование социологии в России как официально изучаемой и разрабатываемой науки. Последнее обстоятельство, разумеется, не могло привести к полному прекращению развития социологической мысли, однако существенно исказило процесс изучения социальных теорий. Официальный статус не утратила лишь статистика, но и она попала под жесточайший административный контроль.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 548 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2390 - | 2261 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.