Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«начение социологических идей ѕарето




ќбщепризнано, что ѕарето принадлежит к числу классиков социоло≠гии. ќн внес важный вклад в формирование представлени€ об обществе как системе. Ётот вклад состоит, в частности, в разработке концепции равновеси€, взаимодействи€ и взаимозависимости всех элементов соци≠альной системы, в отрицании односторонних и универсальных причинно-следственных св€зей между элементами, наконец, в положении о том, что каждый элемент может быть пон€т только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим част€м социальной системы. ѕосле≠днее положение позвол€ет видеть в ѕарето одного из основоположни≠ков структурно-функционального анализа в социологии.

¬ажное научное значение имел осуществленный в трудах ѕарето ана≠лиз человеческих действий и их мотивов. “ермины Ђлогическиеї и Ђнело≠гические действи€ї, Ђосадкиї и Ђдеривацииї впоследствии практически не использовались в социологии. “ем не менее, анализ самих €влений, обо≠значаемых этими терминами, открыл дл€ социологов существенную роль иррациональных и эмоциональных факторов социального поведени€, раз≠ного рода предрасположений, установок, предрассудков, стереотипов, со≠знательно и бессознательно маскируемых и рационализируемых в Ђидео≠логи€хї, Ђтеори€хї, веровани€х и т. п. “от факт, что именно такого рода эмоциональные факторы часто гораздо эффективнее, чем логическа€ аргу≠ментаци€, побуждают человека массы к активным действи€м, в насто€щее врем€ широко признан в политологии, теории пропаганды и массовой ком≠муникации.

ѕарето впервые разработал развернутую теорию элиты. ќн описал некоторые социально-психические характеристики элитарных групп и такие черты массы, как авторитарность, нетерпимость и неофоби€. ¬ своей концепции циркул€ции элит он обосновал необходимость соци≠альной мобильности дл€ поддержани€ социального равновеси€ и опти≠мального функционировани€ социальных систем.

–азработка теории элиты парадоксальным образом способствовала уг≠лублению и уточнению представлени€ о демократии, столь нелюбимой самим ѕарето. ѕонимание истинного места элиты в обществе позволило перейти от бессодержательных и туманных положений о Ђподлиннойї демократии как о власти —амого Ќарода, о —амоуправлении Ќарода, к представлению о демократии, в частности, как о специфической откры≠той системе формировани€ Ђциркулирующихї элит, публично и в рав≠ных услови€х конкурирующих между собой за авторитет и власть в об≠ществе.

ѕравда, теори€ элиты у ѕарето отчасти входит в противоречие с его системной ориентацией. ќн склонен не столько из социальных систем выводить особенности элит, сколько, наоборот, рассматривать соци≠альные системы как следствие психических черт и де€тельности эли≠тарных групп. ћежду тем, способы рекрутировани€, функционирова≠ние и смена элит Ч это не самодовлеющие €влени€ и процессы. ќни различны в различных социальных системах, поскольку обусловлены последними; вершина социальной пирамиды определ€етс€ ее основа≠нием, всей ее конфигурацией.

—оциально-практическое вли€ние социологических идей ѕарето трудно отделить от вли€ни€ его многочисленных публицистических работ. ѕа≠рето посто€нно выступал не столько Ђзаї, сколько Ђпротивї. ќн ревно≠стно стремилс€ избавитьс€ от всех предрассудков, и это необходимое условие поиска научной истины. Ќо подобный поиск совсем не об€за≠тельно требовал от него фанатичной и злобной критики таких Ђпред≠рассудковї, как демократи€, свобода, гуманизм. Ќапротив, как показы≠вает исторический опыт, без утверждени€ в обществе этих и подобных им ценностей никака€ Ђлогико-экспериментальна€ наукаї, столь любез≠на€ сердцу италь€нского социолога, невозможна.  арл ѕоппер очень точно высказалс€ о ѕарето: Ђ≈сли бы он смог заметить, что он сам фак≠тически выбирал не между предубеждением и отсутствием предубежде≠ни€, а только между гуманистическим предубеждением и предубежде≠нием антигуманистическим, то он, пожалуй, в меньшей степени ощущал бы свое превосходствої [9, 375].

Ѕудучи, по его собственному выражению, Ђатеистом всех религийї, ѕа≠рето стремилс€ избавитьс€ и от тех предрассудков, на которых вырос фа≠шизм. ¬ своем Ђ“рактатеї, в частности, он осуждает такие идеологии, как национализм, империализм, расизм, антисемитизм. Ќо основное внимание он уделил Ђразоблачениюї господствующей в его врем€ либерально-демок≠ратической идеологии: в результате оказалось, что у него и у ћуссолини имеетс€ один общий закл€тый враг. ѕарето теоретически развенчивал те антитоталитарные ценности, которые затем практически подавл€л фашизм.

“аким образом, вклад ѕарето в идеологию фашизма состо€л не столько в позитивной разработке этой идеологии, сколько в критике той идеологии, котора€ противосто€ла фашизму и другим формам то≠талитаризма.

 ак уже отмечалось, ѕарето выразил сдержанную поддержку фаши≠стскому режиму, установившемус€ в »талии незадолго до его смерти. ѕри этом важно иметь в виду, что новый режим в »талии не сразу про€вил свои отвратительные черты, и некоторые представители либе≠ральной интеллигенции вначале увидели в нем благотворную силу, спо≠собную вывести страну из кризиса. Ќапример, известный италь€нский философ Ѕенедетто  роче, ставший одним из лидеров либеральной оп≠позиции фашизму, вначале также выразил поддержку новому режиму.

Ќе вызывает сомнений, что если бы ѕарето пришлось дольше прожить при фашизме, ему бы многое в нем не понравилось. ¬ одной из статей, написанной уже при новом режиме, он отмечал, что фашизм должен избегать таких опасных дл€ общества €влений, как военные авантюры, ограничение свободы прессы и свободы в системе образовани€. Ёти предупреждени€ показывают, насколько плохо ѕарето пон€л природу фашизма: ведь он предостерегает фашизм как раз от того, что составл€ет его сущность и без чего он перестает быть самим собой. “акого рода предостережени€ -типичный пример тех самых Ђнелогических действийї, о которых так много писал италь€нский социолог.

“ема Ђѕарето и фашизмї чрезвычайно поучительна, так как позво≠л€ет лучше пон€ть тему ответственности социолога за содержание сво≠их научных выводов и политических выступлений. Ќа примере ѕарето мы видим, как выдающийс€ ученый, всю жизнь стремившийс€ ниспро≠вергать всех богов, в конце концов оказалс€ в плену самого отврати≠тельного из них.

Ћитература

1. —елигмен Ѕ. ќсновные течени€ современной экономической мыс≠ли. ћ., 1968.

2. Pareto V. Traiffi de sociologie gimurale // Pareto V. Oeuvres complntes. Geimve, 1968. T. XII.

3. ћаркс  . –азличие между натурфилософией ƒемокрита и натур≠философией Ёпикура // ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч. 2-е изд. “. 40.

4. ћакиавелли Ќ. »збр. сочинени€. ћ., 1982.

5. Romans G. and Curtis —. Ћ An Introduction to Pareto. N. Y., 1970.

6. Bousquet G. H. Pareto (1848-1923). Le savant et l'homme. Lausanne, 1960.

7. Parsons T. The Structure of Social Action. N. Y., 1937. Ch. V, VI.

8. Pareto V. Manuel d'uconomie politique. P., 1909.

9. ѕоппер  . ќткрытое общество и его враги. ћ., 1992. “. ѕ.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 446 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1277 - | 1246 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.