Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћогические и нелогические действи€




ќснову теории социального поведени€ у ѕарето составл€ет разделе≠ние человеческих действий на логические и нелогические.

—амо обращение к пон€тию Ђдействиеї как к единице социологичес≠кого анализа весьма характерно дл€ социологии рубежа XIXЧXX вв. ћы встречаем его и в психологической социологии, и у ћакса ¬ебера. ќно выражало растущее перемещение интереса социологов от социального макромира к социальному микромиру, аналогично тому, как это происхо≠дило в физике того времени. ѕарето не игнорирует проблематику макро-социальных систем, глобальных обществ, больших социальных групп, но отправным пунктом его социологических теорий служит анализ различ≠ных типов человеческих действий.

ќснованием различени€ логических и нелогических действий дл€ ѕарето служит соотношение в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспекте. Ђ—уществуют действи€, которые пред≠ставл€ют собой средства, соответствующие цели, и которые логически соедин€ютс€ с этой целью. —уществуют и другие действи€, у которых этот признак отсутствует. Ёти два класса действий весьма различаютс€ в зависимости от того, рассматриваем ли мы их в объективном или субъективном аспекте. ¬ последнем аспекте почти все человеческие действи€ относ€тс€ к первому классу. ƒл€ греческих мор€ков жертвоп≠риношени€ ѕосейдону и гребл€ были одинаково логическими средствам мореплавани€ї [там же, І 150].

Ќо субъективного аспекта недостаточно дл€ понимани€ указанного различи€; главное значение имеют объективные критерии.  ак же их обнаружить? ѕарето отвечает: Ђ...ћы будем называть Ђлогическими дей≠стви€миї операции, которые логически соединены со своей целью не только по отношению к субъекту, выполн€ющему эти операции, но и дл€ тех, кто обладает более широкими познани€ми; т. е. действи€, имеющие субъективно и объективно смысл, указанный выше. ƒругие действи€ будут называтьс€ "нелогическими", что не означает "противоречащие логике"ї [там же].

ќбласть логических действий - это главным образом естественные науки, технологи€, некоторые военные, политические, юридические дей≠стви€ и экономика [там же, І 154].

¬ообще логические действи€ довольно редки; в социальной жизни до≠минируют нелогические действи€. Ћогические действи€ основаны на рас≠суждении, нелогические - на чувстве. ѕоследние, однако, в отличие от чисто инстинктивных действий человека, также включают в себ€ рассуж≠дение. ≈го роль в нелогических действи€х состоит в Ђлогизацииї, т. е. в рационализации этих действий: ведь люди склонны представл€ть свои нелогические действи€ в качестве логических. Ётой цели служат многооб≠разные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теории. –аспространение этих теорий совершенно не зави≠сит от их обоснованности и логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве.

Ђ„увстваї играют чрезвычайно важную роль в социологической сис≠теме ѕарето6.— его точки зрени€, они составл€ют глубинную основу че≠ловеческих действий. Ќар€ду с такими пон€ти€ми, как Ђинстинктыї, Ђин≠тересыї7, Ђаппетитыї, Ђвкусыї, они выражают то огромное значение, которое он придает иррациональным сторонам человеческой природы.

6 ѕон€тие Ђчувстваї (Ђsentimentiї, Ђsentimentsї) он интерпретирует очень широко, вклю≠ча€ в него, по существу, и мнени€, установки, стереотипы, предрассудки и т. п.

7 ћодное в то врем€ пон€тие инстинкта у ѕарето, так же, впрочем, как и у многих его современников, например у ”. ƒжемса и ”. ћак-ƒугалла, не очень определенно и выступает в качестве некого автоматически действующего импульса. ќно, однако, не €вл€етс€ у него чисто биологическим, оно включает в себ€ и значение ценностной установки. Ђ»нтересыї ѕарето определ€ет как вызванное инстинктом и разумом стремление индивидов и групп Ђприсвоить полезные материальные блага или только при€тные дл€ жизни, а также стрем≠ление к уважению и почест€мї [2, І 2009].

Ќо, будучи глубинным фактором поведени€, чувства сами по себе не≠уловимы: это своего рода Ђвещи в себеї. Ћогико-экспериментальна€ со≠циологи€ может их постигнуть только через определенные внешние про≠€влени€. —редством постижени€ этих чувств служит разработанна€ ѕарето теори€ Ђосадковї и Ђпроизводныхї.

5. Ђќсадкиї и Ђпроизводныеї

“еории, посредством которых люди представл€ют свои нелогические действи€ в качестве логических, содержат в себе посто€нный и изменчи≠вый элементы. ѕервый ѕарето обозначает несколько странным дл€ соци≠альной науки термином Ђосадокї (итал. Ђresiduoї, франц. Ђrtfeiduї), вто≠рой - термином Ђпроизводноеї (Ђдериваци€ї). –ассмотрению Ђосадковї и Ђпроизводныхї он посв€щает булыпую часть своего Ђ“рактатаї, что свидетельствует о важном значении, которое он придает этим €влени€м.

’от€ ѕарето требует четкого определени€ используемых терминов, у него нет четкого определени€ термина Ђосадокї, так же, впрочем, как и многих других. Ётот термин вызывает химические или геологические ассоциации8, но ѕарето призывает отвлечьс€ от этимологических и обы≠денных его значений [там же, І 119]. Ѕудучи нелогичными, осадки пред≠ставл€ют собой про€влени€ базовых человеческих чувств и инстинк≠тов. ѕри этом он подчеркивает, что не следует смешивать осадки с чувствами и инстинктами, которым они соответствуют, так как они €в≠л€ютс€ именно элементами (наиболее устойчивыми, неизменными и уни≠версальными) Ђтеорийї. Ђќсадки представл€ют собой про€вление этих чувств и инстинктов, так же как подъем ртути в трубке термометра есть про€вление повышени€ температуры. “олько, так сказать, эллиптичес≠ки, дл€ краткости, мы говорим, например, что осадки, помимо аппети≠тов, интересов и т. п., играют основную роль в создании социального равновеси€. “ак же мы говорим, что вода кипит при 100∞ї, Ч пишет ѕарето [там же, І 875].

8 —ам ѕарето усматривал в соотношении Ђосадковї и Ђпроизводныхї известную фи≠лологическую аналогию, сравнива€ его с соотношением корней и производных, образую≠щих слова какого-нибудь €зыка [2, І 879].

ѕарето делит Ђосадкиї на шесть классов, которые в свою очередь дел€тс€ на р€д подклассов. Ќиже приводитс€ эта классификаци€ с пере≠числением подклассов только первых двух классов, которым ѕарето при≠давал особое значение [там же, І 888].

I класс »нстинкт комбинаций9

1а.  омбинации вообще

16.  омбинации подобных или противоположных вещей

1б1. ѕодобие и противоположность вообще

1б2. –едкие вещи; исключительные событи€

1б3. —трашные вещи и событи€

1б4. —осто€ние счасть€, св€занное с хорошими вещами; состо€ние несчасть€, св€занное с плохими вещами

1б5. ”подобл€емые вещи, производ€щие следстви€ подобной природы; редко - противоположной природы

1в. “аинственна€ сила некоторых вещей и актов

1в1. “аинственна€ сила вообще

1в2. »мена, таинственно св€занные с вещами

1г. ѕотребность в соединении осадков

1д. ѕотребность в логическом развертывании

1е. ¬ера в действенность комбинаций





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 271 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1350 - | 1191 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.