Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Нравственная концепция – «Мудрый и нравственный даос не суетится и не торгуется, не борется, но побеждает».




Путь дао – это путь мира, сострадания, бережливости и смирения.

Идеал социального устройства – патриархальный образ жизни; все должно идти своим естественным путем в соответствии с дао.

Отношение Др. китайца к миру – Человек=> законам земли, Земля=> законам неба, Небо=> законам дао, Дао=> самому себе (верховное начало).

Инь и ян – понятия древнекитайской философии, выражающие идею дуализма мира. Мужское начало «ян» символизирует активную, светлую сторону жизни, а женское начало «инь» - пассивную, темную часть жизни; отношение неба и земли, природы и человека; бинарность противоположности: свет-тьма; небо-земля; мужское-женское начало. Олицетворяют космические силы: взаимодействие и противоборствие. Создаются и развиваются мир, природа, общество, человек. Ориентир общества и человека – гармония «Ян-инь», обеспечивает порядок, ее нарушение ведет к хаосу.

Школа «имен» - соответствие наименования вещей их сущности (становление парной философской категории единичного и общего).

Ананке – судьба; правит миром «ведет того, кто идет и тащит за шиворот того, кто упирается».

Гомеровский эпос – «Илиада» и «Одиссея» - носит мифологическую мировоззренческую направленность; люди зависят от богов; богов можно умилостивить, а судьбу нет; судьбе подчиняются не только люди, но и боги.

Гесиод – «Труды и дни» - анализ культуры мифа; несет философское мировоззрение. Ориентир – познание меры в системе субъект-объектных отношениях.

Исторический пессимизм Гесиода – это мировоззренческое сознание древнего грека в условиях распада общины, зарождение рыночных отношений, когда сущее и должное рассогласованные. Мера как основание регламента отношений человека к миру, где зло=> безмерность, а благо=> умеренность. «Меру во всем соблюдай» (Гесиод).

Поэма «Теогония» - (рождение богов) – ориентирована на поиск первоначала. Мироздание => от Хаоса к царству Зевса (к порядку, свету и социальному устройству) => царство человека; за мифом => Логос (разумное слово) – означал рождение философского мировоззрения и закат культуры мифа.

Теогония – очередная ступень рождения богов.

Антропогония – рождение человека.

«Семь мудрецов» - (Фалес, Салон, Биант, Питтак и др. кон.7-нач.6 в. до н.э.) – поиск первоначала сущего; высказывали оригинальные суждения о мире в целом, о человеке и его отношении к миру.

Мудрость => поступать сообразно природе.

«Первоначало» => чувственно воспринимаемые вещества (Орфей – время; орфики – вода).

Орфизм - Вода => основа теогонии; Теогония (рождения богов) => антропогонию (рождение человека). Человек воплощает цепь всего космического процесса. В нем два начала: низшее и высшее; телесное и духовное. Тело – темница души. Цель жизни – освободить душу от тела. Душа обречена к переселению из тела в тело.

Метемпсихозм – можно прервать очистительным образом жизни в общине и через общину.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Определите общее и различие протофилософии Древнего Востока и протофилософии Древней Эллады.
  2. Какие обстоятельства Древней Индии вызвали появление «ведической литературы»?
  3. Определите мировоззренческую направленность брахманизма.
  4. В силу каких обстоятельств возникают учения джайнизма и буддизма?
  5. Назовите пять основных обетов этики джайнизма и дайте им свою оценку.
  6. Расшифруйте смысл теории (догматики), нравственности (аскетики) и практики (созерцания) буддизма.
  7. Проследите эволюцию индуизма и определите причину превращения индуизма, а не буддизма в национальную религию индусов.
  8. Определите социальные корни протофилософии Китая.
  9. Назовите три аксиомы конфуцианства и дайте им свою оценку.
  10. Определите сущность и методологическое значение концепции даосизма.
  11. Какова мировоззренческая позиция даосизма и по каким параметрам она отличается от конфуцианства, моизма, легизма?
  12. Сформулируйте мировоззренческую позицию школы «инь-ян».
  13. На решение каких проблем ориентирована школа «имен»?
  14. Определите социальные корни протофилософии Древней Эллады?
  15. Почему протофилософия Древней Эллады, а не Древнего Востока явилась предпосылкой формирования философии античности?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 306 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.