Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Др. Восток - «Лучше не деяние, чем деятельность без меры».




Условия и предпосылки возникновения философии – рабовладельческое общество; переход от племенного строя к государству; борьба рабовладельцев за экономическое и политическое господство; развитие производительных сил; накопление средств производства в руках немногих; отделение умственного труда от физического; обобщение практического опыта людей.

Космос – упорядоченное единство мира.

Космология – учение о мире и его возникновении.

Космоцентризм – учение о развитии мира как движения от хаоса к порядку, с которым согласуется вся реальность мира, включая человека.

Хаос – неопределенное, лишенное структурной организованности состояние мира; аморфное первоначало с потенциалом «быть».

Логос – разумное слово, мысль, мировой Разум, Бог.

Рационализм – философское направление, абсолютизирующее возможности разума и игнорирующее возможности чувственного познания мира.

Протофилософия Древней Индии – ведийский (1500-500 гг. до н.э.), классический (500 до н.э – 1000 г. н.э.), индуистский (с 1000 г.) периоды; ориентир – достижение единства Атмана с Брахманом, тайны бытия, проблемы жизни и смерти (иррационализм).

Веды – сборники священных текстов, содержащие элементы философии; история и регламент жизни ариев; высказывания о происхождении мира, его субстанции.

Араньяки – тексты основных идей философии брахманизма.

Упанишады – сборники текстов с элементами философии, составленные отшельниками-аскетами.

Брахман – (духовная первооснова сущего) священная сила, воплощение бытие мира; субстанция мира из которой все возникает и в которую все возвращается.

Атман – (душа) духовная сущность индивида, субстанция человека; соотносится с Брахманом, как субъективный дух с объективным; носитель и субъективного духа и причастен к объективному духу, обретает одновременно и индивидуальное, и космическое бытие.

Пуруша – понятие древнеиндийской философии, означающее высшее духовное начало.

Сансара – (концепция круговорота жизни) понятие древнеиндийской философии, характеризующее «колесо» перерождения.

Карма – (закон воздаяния) этический принцип древнеиндийской философии, суть которого заключается в том, что набранная в процессе жизни человека сумма хороших или плохих поступков определяет форму последующего его рождения.

Мокша – (освобождение от сансары и слияние с брахманом) понятие древнеиндийской философии, означающее освобождение души от пут телесности.

Ахимса – отказ от нанесения вреда всему живому; этический принцип древнеиндийской философии.

Ортодоксальные школы Др. Индии – основаны на учении вед (знание, ведать), Миманса – разъяснение о жертвоприношениях, ритуалах; Веданта – возникновение мира из Брахмана; Снкхъя – «разумное взвешивание», или «перечисление»; Йога – напряжение, тренировка, практика созерцания; Ньяя – правило, логика – учение о формах мышления.

Неортодоксальные школы Др. Индии – отрицают авторитет вед и превосходство наследственной касты священников; джайнизм, буддизм.

Джайнизм - («победитель») религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников; сущность человека дуалистична, материальный и духовный его компоненты связаны кармой.

Особенности Джайнизма – освободиться от сансары человек может только полагаясь на свои силы; характерны трудолюбие и ограниченность в потребностях (аскетизм); особое внимание уделяет вопросам этики. Три принципа: 1) правильное понимание мира и своего места в нем; 2) вера в истинность доктрины джайнизма; 3) праведная жизнь.

Пять обетов Джайнизма – 1) не причинять вреда живому; 2) не красть; 3) не прелюбодействовать; 4) не стяжать; 5) быть искренним и благочестивым в речах.

Буддизм – («религия спасения») религиозно-философское учение о том, что все в мире «преходяще, не имеет самости (субстанции), а поэтому полно скорби и страданий» (6 век до н.э.). Основатель – Сиддхартха Гаутама.

Особенности Буддизма1) теория догматики (страдания – сама жизнь – нирвана – путь достижения нирваны, праведная вера, решимость, речь, дела, жизнь, мысль, помыслы, готовность отрешится от всего; 2) нравственность (аскетика) – нравственная чистота, охранять живое, уважать чужую собственность, сохранять целомудренность и правдивость, скромность и воздержание у удовлетворении своих потребностей; 3) практика (созерцание) – не деятельность, а созерцание, отказ от земных желаний, сосредоточенность, достижение абсолютного покоя, обретения бессмертия и безразличия, свободы от страданий.

Нирвана – понятие философии буддизма, означающее состояние крайнего блаженства в результате отрешения от всего земного.

Дхарма – одно из центральных понятий философии буддизма, означающее вечный моральный закон, которому должны следовать люди; морально-нравственный долг, этические обязательства.

Мая – иллюзия.

Индуизм – (санатана-дхарма – «вечная религия», «вечный путь», или «вечный закон») – это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что бог проявляет себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения.

Особенности Индуизма - совокупность религиозных традиций и философских школ Индии; нет основателя, отсутствует единая система верований и общая доктрина; не требует тотальной отрешенности от земных благ, самоборения и служения Абсолюту.

Жизненные идеалы Иудаизмадхарма (правильная деятельность, выполнение долга); артха (материальное благосостояние и успех); кама (чувственные наслаждения); мокша (освобождение).

Специфика протофилософии Др. Китая – выросла на корнях традиционного общества (традиции и ритуал); «устои неба и земли, верхов и низов»; ориентир – реальность повседневного бытия; этически ориентирован рационализм.

Конфуцианство – этическое учение о регламенте жизни с ориентацией на взаимность, золотую середину и человеколюбие.

Особенности конфуцианства - дух традиционализма, ритуал «китайские церемонии» и этический регламент жизни; обеспечение разумного (рационального) отношения правителя и подданных, мужа и жены, родителей и детей; взаимная любовь к ближнему.

Этический регламент жизни конфуцианства – взаимность (забота о других), золотая середина эмоциональная несдержанность и осторожность), человеколюбие (почтительность и уважительность).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.