Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек как творец культуры и творение культуры




Культура есть реализация творчества и свободы человека, это приводит к многообразию культур и форм культурного развития.

Культура есть продукт человеческого творчества: именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя. Человек – творец, и лишь в силу этого обстоятельства – творение культуры.

Возникает вопрос: что самоценно само по себе – человек или культура? Вне культуры человек не может осуществить себя в качестве человека, реализовать свой духовный потенциал. Но ценность культуры есть производное от самоценности человека. Через культуру человек может приобщиться к творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Приобщение это осуществляется тогда, когда человек начинает не просто созерцает культурные символы, а «оживляет» культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве.

Традиционная культура

Традиция – передача и закрепление социального опыта от поколения к поколению, при которых поддержание этого опыта обосновывается и узаконивается простой ссылкой на его существование в прошлом. Традиция – это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъекта культуры.

Однако рано или поздно традиция разрушается, и возникают другие, более развитые культуры. Традиция оттесняется и дополняется другими средствами воспроизводства и поддержания культуры – идеологией, правом, искусством и др. Главной функцией традиции оказывается узаконение определенных норм и форм деятельности и поведения.

Традиционные формы деятельности и поведения ориентированы не на достижение определенной цели, а на повторение некогда заданного образца или стереотипа. В этом смысле традиция обеспечивает устойчивость общества.

Традиция остается наиболее сильной и влиятельной там, куда не в состоянии проникнуть характерные для данной культуры механизмы регулирования.

Важную роль традиция играет в тех социальных движениях, которые стремятся представить свои цели возвращением к традиционным порядкам, близким и понятным широким народным массам, или определенным типам сознания.

Таким образом, культура включает в себя две стороны:

- культурную традицию;

- культурную новацию - как культуросозидающую деятельность человека, приращение нового культурного богатства.

Формы культуры

В зависимости от того, кто является создателем культуры и каков уровень ее развития, различают три формы культуры:

– элитарную (высокую) культуру;

– народную (фольклор);

– массовую культуру.

Прогресс культуры

Преемственность элементов и ценностей культуры в поступательном историческом развитии общества, во взаимоотношении различных исторических эпох и периодов развития человечества, народов и сообществ составляет суть прогресса культуры.

Различают 2 основных подхода к проблеме прогресса:

1-й подход: формы и типы развития культуры при своем различии образуют единство духовного и материального развития человечества. Каждый новый тип культуры - как способ познавательной и практической деятельности, как система ценностей и правил - будет более прогрессивным, так как выводит человечество на новую ступень развития приближает к универсальности и всеобщности культур.

2-й подход ставит под сомнение наличие культурного процесса как поступательного развития единой культуры (Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Флоренский).

Виды культуры

Доминирующая культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многонациональной является данная страна.

Этническая культура – представляет собой культуру, преимущественно обыденную, бытовую культуру. В нее включают орудия труда, нравы, обычаи, нормы «обычного» права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.[6]

Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

– исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

– исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Национальная культура наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной включает специализированные области культуры. Поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Например: США или Бразилию прозвали этническими «котлами». Американская национальная культура гетерогенна, т.к. она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.[7]

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно - родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождением литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.[8]

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

Культурный лаг

Культурный лагом называют уровень разрыва культурного развития между городом и селом. Иногда он может достигать катастрофических размеров. С массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстро сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показывают социологические исследования, уже не служит основной причиной миграции в город.[9] Когда закрытая деревенская культура после многих лет отставания вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого высокого качества. В 1990-е годы в деревню широким потоком хлынула низкопробная «массовая культура» – порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры, однако в советские годы поток низкопробной продукции сдерживали идеологические ограничения и партийный контроль. В годы экономических реформ никаких препятствий на этом пути нет.

Городская культура

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) – это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тысяч жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим положением, численностью населения и размерами, но также специализацией.

Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе: широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры – транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Городская среда насыщена значительно большим числом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее столетие, и биологически человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень медицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. Отсюда массовое увлечение садово-огородническим движением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня – непременные атрибуты городской культуры.

Если для сельской культуры характерно триединство – единство места работы, места жительства и места отдыха – то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спальных районах на окраине. Поэтому ездить в общественном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

Ментальность

Понятие «ментальность» происходит от латинского слова mens – ум, мышление, образ мысли, душевный склад.

Ментальность – относительно целостная совокупность мыслей, верований, идеалов, позволяющая создать картину мира какой-либо общности людей скрепленной единством культурной традиции или какого-нибудь сообщества.

Ментальность представляет собой особый тип мышления и характеризует специфические уровни индивидуального и коллективного сознания. На оценку конкретным индивидом любого явления влияют социальный опыт, здравый смысл, эмоциональные впечатления. Восприятие мира формируется в глубинах подсознания. Следовательно, ментальность – то общее, что рождается из природных данных социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире.

Ментальность как самостоятельный феномен следует отличать от общественных настроений, ценностных ориентаций, идеологий по следующим причинам:

1) Ментальность выражает пристрастия, привычки, коллективные установки и характеризуется устойчивым характером (общественные настроения изменчивы и зыбки);

2) Ментальность включает в себя ценностные ориентиры, но не исчерпывается ими. При этом ценностные ориентиры осознаваемы, выражают жизненную установку, менталитет же восходит к бессознательным глубинам психики;

3) Ментальность, как и идеология, мотивирует образ действий, но не всегда предполагает отчетливые схемы поведения.

Ментальность – не сформулированные явно, не высказанные, не вполне осознанные в культуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания людей той или иной эпохи и нации.

В современной культурологии выделены и описаны несколько типов ментальности:

– по нациям;

– по эпохам (античность, средневековье, Возрождение).

Также выделяются уровни ментальности: индивидуальный, групповой, коллективный, менталитет всего народа.

Язык и культура

Язык – сложное явление, которое можно рассматривать с разных точек зрения. Долгое время лингвисты смотрели на язык как на код для передачи информации, или как на совокупность обусловленных друг другом средств выражения. Такой подход к языку искажал саму его природу. Проблема взаимодействия языка и культуры впервые была сформулирована В. фон Гумбольдтом, который верил в определяющее воздействие языка на духовное развитие народа.

Культура – продукт социальной, а не биологической активности людей. Язык же выступает как явление и культуры, и природы. В языке многое определено возможностями физиологии и психофизиологии речевой деятельности (наличие гласных и согласных звуков). Как в культуре каждого народа есть общечеловеческое и сугубо национальное, так и в языке есть интернациональные элементы и языковые единицы с национально-культурным компонентом – та часть языка, которая выражает менталитет нации и свидетельствует о ее культурных особенностях.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1774 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2154 - | 2045 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.022 с.