СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИОЛОГИЯ № 2, Том 1.2013.- С.130-143
М. С. Козырев,
кандидат философских наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления
и социальной инженерии Российского государственного социального университета.
Тема кандидатской диссертации: «Межнациональные отношения в современной России и их
влияние на обороноспособность».
Основные публикации: «Межнациональные отношения в современной России» (2010),
«Классовый подход «анализу социальной структуры современной России» (2010), «Межнациональные отношения и их влияние на обороноспособность РФ: социально-философский анализ» (2011). Сфера научных интересов: межнациональные отношения, социальная стратификация,
идеология. E-mail: max-han@yandex.ru
понятие «идеология» в общественных науках: теоретический анализ
Аннотация: в статье ретроспективно анализируются подходы к осмыслению сущности идеологии, как в зарубежной, так и в отечественной науке.
Ключевые слова: научное осмысление, идеология, мировоззрение, социальная обусловленность.
Появление идеологии как отдельной и относительно самостоятельной части духовной сферы следует датировать не ранее Нового времени. По всей видимости, меняющиеся производственные отношения, усложнение социального структурирования, религиозные преобразования и иные эволюционные и революционные изменения предопределили отделение идеологии от религии и иных форм общественного сознания. И практически сразу после обретения своей (пусть и относительной, условной) самостоятельности идеология становится предметом научного осмысления. Чаще всего возникновение идеологии в указанном качестве связывают с именем английского мыслителя Ф. Бэкона и его учением об идолах. Так, один из самых известных и авторитетных западных исследователей идеологического процесса К. Маннгейм в своей работе «Идеология и утопия» писал: «Учение Бэкона об идолах может в известной степени рассматриваться как предвосхищение современной концепции идеологии. Для Бэкона идолы «призраки», «предрассудки». Они являются источниками заблуждений... Однако утверждать, что здесь существует реальное соотношение, прямая связь с современным понятием идеологии, ТзР)
(СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ и политология ")
которую можно рассматривать в рамках истории идей, мы не считаем возможным» (М., 1992). Ф. Бэкон считал необходимым условием социальных реформ очищение разума от ложных идей-идолов. Он различал четыре вида заблуждений или препятствий на пути познания, четыре вида идолов, ложных образов, призраков: 1) «идолы рода» - заблуждения, обусловленные общей для всех индивидов природой, это ложные образы, проистекающие из несовершенства человеческих чувств под влиянием различных желаний, вожделений, влечений; 2) «идолы пещеры» - заблуждения, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам индивидов вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий философов и ученых; 3) «идолы площади» - ошибки, возникающие вследствие общения между личностями посредством слов, но во многих случаях значения слов были установлены на основании совершенно случайных впечатлений; 4) «идолы театра» - ошибки, порождаемые в процессе познания некритически усвоенными, ложными мнениями. Отдельные высказывания по поводу идеологии, аналогичные идолам Бэкона, можно найти в работах Н. Макиавелли. К примеру, Макиавелли видит свою задачу в том, чтобы установить связь между различными точками зрения и определенными интересами, когда утверждает, что «во дворце мыслят иначе, чем на площади» (К. Маннгейм, 1992. С. 34-67).
Ряд исследователей истории идеологии считают, что к разработке науки об идеологии следует отнести работы французских просветителей XVIII века Кондельяка, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри, которые много писали об общественных идеях, предполагая в них основу для разумного устройства общества. Кондельяк в своих сочинениях «Трактат об ощущениях», «Трактат о системах» и других разработал учение о двух видах идей - чувственных и интеллектуальных. Важнейшей задачей философии, считал Кондельяк, является точное определение своих идей. Гольбах в своем произведении «Система природы» разделяет «истинные» и «ложные» идеи, первые основаны на человеческой природе, являются источником человеческого благополучия и добродетелей, а вторые, под которыми Гольбах прежде всего понимает религиозные заблуждения, являются, по его мнению, источником бедствий человечества и несовершенства общественного устройства [4, с. 198-202].
Термин «идеология» начали употреблять в конце XVIII - начале XIX века во Франции. Понятие «идеология» было введено в научный оборот Антуаном Дестютом де Траси в его работе «Этюд о способности мыслить». Позже, в другом своем произведении «Элементы идеологии», де Траси подробно рассматривает «идеологию» как науку об идеях, о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления. Ученый считал, что идеология как наука об идеях представляет собой науку такого же типа, как и физика, математика, зоология. Но в то же время идеология является философской наукой, ана-
("СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКАН С ОЦИОЛОГИЯ №2,Том 1,2013~)
лизирующей причины и законы формирования идей. Де Траси утверждал, что идеология должна служить теоретической основой для политической, нравственной, педагогической наук. Кроме того, идеология, по Траси, имеет большое практическое политическое значение, она учит правильному мышлению политических деятелей. Поэтому, утверждал он, идеология должна стать теоретическим фундаментом политической и экономической жизни, а также быть руководством для политической деятельности руководителей государства.
20 июня 1796 года в Париже в Национальном институте наук и искусств де Траси выступил с докладом «Проект идеологии», в котором он предложил обобщить и систематизировать учения Бэкона, Локка, Кондильяка, Гельвеция и других в виде особой «теории теорий» или науки об идеях - идеологии. Важнейшее место в его трактате занимали мысли об использовании идеологии для улучшения общественного устройства нации [4, с. 198-202].
Де Траси был лидером философов, получивших название «первых идеологов». Видными представителями этой группы были Кабанис, Вольней, Тара, Кондорсе, Джерандо, Лаиселин и др. Дестют де Траси и его группа принимали активное участие в политической жизни Франции. Сам де Траси был сенатором при Наполеоне, пэром Франции в эпоху Реставрации. Во времена наполеоновской империи группа «идеологов» играла важную роль в определении политики Франции. Идеологи во главе с де Траси представляли оппозицию режиму Наполеона. В результате оппозиционной деятельности указанной группы возник конфликт между Наполеоном и «идеологами». Наполеон возложил вину и ответственность на «идеологов» за все просчеты и провалы своей внутренней и внешней политики, включая поражение в русском походе. Выступая 20 декабря 1812 года в Государственном совете, Бонапарт выступил с речью против «идеологов». Он утверждал, что «учение идеологов - это туманная метафизика, которая каверзно отыскивает первоначальные причины и на основе которой хотят строить законодательство народов... Все ошибки и несчастья нашей прекрасной Франции следует приписать именно идеологии, этой туманной метафизике, которой придавали слишком много значения, вместо того чтобы обрести законы сообразно знанию человеческого сердца и урокам истории» [4, с. 198-202].
Критикуя идеологов как пустых доктринеров, оторванных от реальной жизни, Бонапарт видел в их деятельности опасность для созданного им политического режима. Своим выступлением против группы «идеологов» Наполеон положил начало традиции западной критики идеологии. Понятию «идеология» стали придавать негативное значение, понимая под ним абстрактное доктринерство, непрактичность, фантазии, чуждые действительности, т.е. ложное, оторванное от практической жизни сознание идеологов. Как писал К. Маннгейм: «Слово «идеология» не имело вначале онтологического оттенка, ибо первоначально оз- 132)
(СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ и политология)
начало лишь учение об идеях. Идеологами называли, как известно, сторонников одной философской школы во Франции, которые вслед за Кондильяком отвергли метафизику и пытались обосновать науки о духе с антропологических позиций. Понятие идеологии в современном его значении зародилось в тот момент, когда Наполеон пренебрежительно назвал этих философов (выступивших против его цезаристских притязаний) «идеологами». Тем самым это слово впервые получило уничижительное значение, которое оно - так же как слово «доктринерский»- сохранило по сей день... Слово «идеология» утвердилось в этом понимании в течение XIX века. А это означает, что мироощущение политического деятеля и его представления о действительности все более вытесняют схоластически созерцательное восприятие и мышление, и с этого момента звучащий в слове «идеология» вопрос - что же действительно есть действительное? - более не исчезает» (М., 1992).
Дальнейшее развитие научного понимания идеологии связано прежде всего с такими выдающимися учеными и общественными деятелями как К. Маркс и Ф. Энгельс.
Следует предостеречь от возможного приписывания отцам-основателям марксизма уничижительного мнения об идеологии как о ложном сознании. Подобное есть не что иное, как утрирование научного наследия К. Маркса. В большей степени соответствует его взглядам на сущность идеологии понимание этого феномена, как иллюзорного представления о реальности, вызванное данной реальностью и включенное в нее. Идеология для него - это самообман, самоиллюзия реальности о себе самой, неизбежно порождаемая человеком как агентом социальной деятельности, а не преднамеренная ложь, и не «ложное сознание» [1, с. 55-74].
По мнению Маркса, сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными с ног на голову, то это явление также проистекает из исторического процесса их жизни (Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 т. Т. 2. М.: Политиздат, 1985. С. 16-23). Любое некритическое представление себя и окружающей среды есть только следствие тех материальных условий, в которых вырос и находится человек, как существо социальное. Впрочем, сознание может быть лишено самообмана и отражать действительность настолько точно, насколько это возможно в данной ситуации, но даже это не делает его менее социально обусловленным.
Помимо представителей марксизма исследованию идеологии уделили внимание видные философы и социологи второй половины XIX века и первой половины XX века. К ним прежде всего относятся М. Шелер, Э. Дюркгейм, М. Ве-бер, К. Маннгейм, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. Среди перечисленных соци-