Для приобщения детей к музыкальной культуре нужны особые условия. В детском учреждении и в каждой группе создается музыкальная среда. Музыка органично включается в различные виды деятельности (на физкультурных занятиях, на занятиях изобразительной деятельностью, при проведении подвижных игр и пр.). При организации режимных моментов используется соответствующее музыкальное сопровождение: веселая музыка при встрече детей, на прогулке, при проведении зарядки, колыбельная перед сном. Однако следует соблюдать меру, так как постоянный музыкальный фон может утомить детей, притупить их восприимчивость к музыке.
В детском учреждении должен быть зал, оснащенный музыкальными инструментами (пианино или рояль, аккордеон и др.). В групповом помещении оборудован музыкальный уголок, в котором имеются детские музыкальные инструменты, такие как бубен, барабан, трещотки, ложки, колокольчики, дудочки, металлофон и музыкальные игрушки.
Экспериментируя с инструментами и другими звучащими предметами, малыши учатся извлекать из них разнообразные звуки, сравнивать их по высоте, прислушиваться, подражать, имитировать звучание разных инструментов (барабан — «бум-бум», дудочка — «ду-ду-ду», колокольчик — «динь-динь»).
Приобщая малыша к миру музыки, важно помнить, что эмоциональная отзывчивость на образы, созданные звуковыми красками,— это основа будущей музыкальности.
Для этого малышам нужно петь песенки, прослушивать вместе с ними детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора как в исполнении педагога, так и в аудиозаписи. При прослушивании музыки педагоги побужда-
218 N1. Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
6. Художественно-эстетическое 219
___________ развитие ребенка ________
ют детей ритмически двигаться в соответствии с характером музыки, пританцовывать, притопывать, прихлопывать в ладошки, кружиться, подпевать. Педагог стремится разделить любой эмоциональный отклик ребенка на музыку, подключается к действиям детей, хвалит их. Также он может побуждать детей привлекать к танцам под музыку игрушки — кукол, зайчиков, медвежат, игрушки, надевающиеся на руку и пальчики.
Педагог предоставляет малышам возможность прослушать звучание разнообразных инструментов, музыкальных игрушек и исполняемых на них мелодий, акцентирует внимание детей на характеристики их звучания: громкость, высота, темп и др. При этом взрослый использует различные эпитеты, отражающие настроение, передаваемое музыкальными средствами (сердитый барабан, веселый бубен, звонкий колокольчик, грустная дудочка, озорная погремушка и т.п.), побуждает малышей ассоциировать характер музыки с теми или иными образами (распускаются цветочки, прыгают зайчики, поют птички, пробирается сквозь чащу медведь и т.п.); при прослушивании музыкальных фрагментов может предложить детям изобразить мимикой, движениями настроение, помогает назвать его.
Педагог поддерживает интерес и побуждает детей к пению, танцам, игре на детских музыкальных инструментах, организуя соответствующие игры. Например, может раздать малышам дудочки, свистульки, колокольчики, трещотки и предложить всем вместе поиграть на них — получится «веселый оркестр». Подражая взрослому и друг другу, малыши овладевают простыми танцевальными движениями (ставить ножку на носок, кружиться, приседать, размахивать платочком в такт музыке). Воспитатель побуждает малышей напеть колыбельную куколке, сделать зарядку зайчикам под веселую песенку.
Привлекая маленьких к занятиям и музыкальным играм, следует учитывать их желание и интерес. Главное — чтобы они испытывали удовольствие от предлагаемой им деятельности. Умение правильно интонировать или, хлопая-топая, попадать в ритм звучащей музыки не должно быть самоцелью.
Музыкальному развитию способствует участие детей в праздниках, которые организуются вместе с родителями и старшими детьми. Малыши могут не только смотреть, как
поют и танцуют взрослые и старшие, но и сами участвовать в выступлениях и общих мероприятиях (хороводах, танцах, играх).