Ограниченная площадка — место, пригодное для приземления, имеющее относительно небольшие размеры и со всех сторон окруженное препятствиями. Сложность работы на ограниченную площадку в том, что ошибка расчета захода на приземление приводит к столкновению с препятствиями.
Если есть выбор места приземления, то следует выбирать поверхность поровнее и помягче — лучше, если это будет трава, песок или пашня. Поверхность грунтовой дороги по жесткости соизмерима с асфальтом. Самая твердая поверхность, которую можно встретить, — это бетонные плиты, приземление на них крайне нежелательно. Также опасно приземляться на камни и валяющиеся предметы типа палок, арматуры и прочего строительного мусора, часто попадающиеся в окрестностях аэродромов.
Строя заход на ограниченную площадку, следует учитывать особенности воздушных потоков вблизи преград.
На лесной поляне, с той стороны, откуда дует ветер, обычно возникает ощутимая турбулентность. Будьте готовы к тому, что, оказавшись ниже уровня вершин деревьев, ваш купол попадет в зону затенения, начнет быстро перемещаться вперед и, возможно, терять высоту из-за турбулентных нисходящих потоков.
Парашют-«крыло» имеет протяженную горизонтально глиссаду, поэтому, если поляна вытянута в длину, заходить на посадку следует вдоль ее длинного измерения. Даже если «длинная» поляна расположена под углом или поперек направления ветра, деревья прикрывают ее и бокового ветра у земли не будет.
Если на ограниченную площадку приземляются сразу несколько парашютистов, большое значение приобретает заблаговременное распределение парашютистов по высоте, так как увеличивается вероятность столкновений и подрезаний. В данном случае очень помогают навыки работы на групповую точность приземления. Каждый парашютист должен прикинуть вес остальных парашютистов, свойства их куполов и высоту, на которой они находятся относительно друг друга. По этим сведениям можно примерно определить порядок приземления. Первыми должны приземляться парашютисты с высокой загрузкой купола, последними — парашютисты с классическими парашютами.
Классическим парашютам не рекомендуется проходить уровень верхушек деревьев в среднем режиме, так как в турбулентной среде более устойчивым будет парашют, имеющий большую скорость.
При приземлении на площадку небольших размеров не рекомендуется разгонять сильно загруженные купола, чтобы не увеличивать горизонтальный пролет.
ОТКАЗЫ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Для обеспечения надежной работы летательных аппаратов правилами их эксплуатации предусмотрены регулярное обслуживание и регламентные работы. Тем не менее отказы иногда случаются. Их причинами могут стать, в частности:
• некачественное топливо;
• обледенение;
• разрушение конструкций из-за чрезмерных нагрузок при эксплуатации;
• зацепление летательного аппарата за деревья, провода;
• превышение допустимого взлетного веса (количества парашютистов);
• перемещение парашютистов по салону, нарушение центровки.
Во время набора высоты парашютисты всегда должны учитывать возможность отказа и быть готовыми к аварийному покиданию ЛА. От спортсменов-парашютистов на борту летательного аппарата чаще всего не требуют постоянно быть в полном снаряжении, так как очки потеют, в шлеме жарко, ножные обхваты давят на ноги и т.д., таким образом, окончательную подготовку снаряжения к прыжку спортсмены часто производят непосредственно перед прыжком, на высоте отделения. Но во время взлета и, по крайней мере, до минимальной высоты раскрытия основного парашюта (не менее 600 м) парашютисту лучше все-таки быть полностью готовым, чтобы не суетиться и действовать четко в случае возникновения отказа летательного аппарата и необходимости немедленно покинуть борт.
Самыми неприятными случаями отказов авиатехники являются:
• отказ двигателя на взлете. Высоты для безопасного раскрытия парашюта нет. Все, находящиеся на борту, должны приготовиться к жесткому приземлению в летательном аппарате;
• срыв в штопор. Из-за центробежной силы не всегда возможно отделиться от самолета, возможно разрушение летательного аппарата;
• разрушение вертолета, например в результате заклинивания редуктора.
Об отказе летательного аппарата первыми узнают летчики — по показаниям контрольных приборов или несвойственному поведению машины. Опытные парашютисты также обращают внимание на необычные шумы, запахи, вибрацию, маневры и начинают нервничать, застегивать шлемы, выглядывать в окна, подыскивая запасные площадки. Летчики сообщают о происшествии диспетчеру и выпускающему. Решение о дальнейших действиях принимает командир экипажа. Выпускающий передает команду парашютистам, например: «приготовиться к аварийному покиданию» или «приготовиться к приземлению на борту». Если позволяет высота, парашютистам предпочтительнее выпрыгнуть, так как при этом меньше вероятность травмироваться при аварийной посадке, а летчику проще спасти поврежденный летательный аппарат без дополнительной нагрузки. Поэтому парашютисты остаются на борту, только если для прыжка слишком мало высоты, либо местность внизу такова, что лучше приземляться внутри летательного аппарата, либо отделяться опасно из-за вероятности попадания под вращающиеся лопасти. В любом случае отвечает за безопасность командир экипажа, и именно он в случае аварии дает команду на прыжок или приземление на борту.
Тем не менее каждый парашютист должен знать свои действия в зависимости от обстоятельств. Если принято решение покинуть борт, а высота не более 600 м, то после отделения следует немедленно раскрывать запасной парашют, поскольку он наполняется быстрее и надежнее основного. Если высоты достаточно, лучше использовать основной парашют, потому что он, как правило, имеет лучшие летные характеристики и даст больше возможностей по выбору площадки приземления. При аварийном покидании парашютисты отделяются по одному, с минимальным интервалом, по команде выпускающего.
При отказе летательного аппарата на высоте не выше 300 м все парашютисты должны приготовиться к приземлению на борту — для совершения безопасного прыжка высоты мало. В этом случае прыгать можно, только если это безопаснее приземления на поврежденном самолете и только по команде командира экипажа (если, конечно, он дееспособен). При отделении
от самолета на малых высотах следует раскрывать парашют немедленно после отделения, для этого лучше уже на борту заранее взяться за вытяжное кольцо. Иногда целесообразно отделение методом срыва — парашютист находится на борту, выдергивает кольцо так, чтобы вытяжное устройство парашюта попало в набегающий поток воздуха, после чего парашютист отделяется или его выдергивает наполняющимся парашютом. При таком способе раскрытия можно сэкономить максимум высоты.
Некоторые самолеты, например Ан-2, могут выполнять управляемое планирование и приземление с неработающим двигателем. Вертолеты в случае отказа двигателя могут снижаться и приземляться в режиме авторотации (лопасти несущего винта раскручиваются набегающим потоком). В обоих случаях скорость снижения увеличена и приземление может быть очень жестким, но шансы спасти жизни пассажиров и экипажа достаточно высоки. При снижении на борту парашютисты должны удобно разместиться, держаться, готовиться к касанию, по необходимости выполнять команды выпускающего — например, переместиться ближе к кабине для улучшения центровки или в хвост — для предотвращения опрокидывания самолета вперед.
СТОЛКНОВЕНИЯ ПАРАШЮТИСТОВ В ВОЗДУХЕ
Объемы воздушного пространства бесконечны, по сравнению с ними размеры летательных аппаратов и парашютистов незначительны, и может показаться, что вероятность столкновения кого-либо в воздухе бесконечно мала. Но давайте рассмотрим некоторые особенности парашютных прыжков:
• несколько (иногда — достаточно много) парашютистов прыгают с одного летательного аппарата с относителъно небольшими интервалами, раскрываются на одинаковой высоте;
\» при групповой работе парашютисты целенаправленно сближаются в свободном падении или под куполами;
• при приземлении несколько парашютистов работают на одну площадку ограниченных размеров.
Из-за этих факторов столкновения в воздухе становятся более чем реальными и периодически случаются в практике. Поэтому парашютисты должны быть готовы к ним. Не следует думать, что если ты осмотрителен и соблюдаешь все правила, то с тобой никогда ничего плохого не случится: тебя всегда может подрезать (или влететь в тебя) менее осмотрительный безбашенный раздолбай.