Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


я 8-€ библейские песни Ч вз€ты из книги пророка ƒаниила




Ј там уже не из чрева кита, а из гор€щей печи 3 отрока воспевают песнь Ч хвалебную песнь √осподу.

¬ 7-й песни Ч глаголы употребл€ютс€Е в пассивной форме: Ублагословен есиФ.

ѕоэтому в Ѕогослужебных книгах Ч “риоди, ќктоихе и ћинеи Ч выписываютс€ только эти припевы, а стихи, предполагаетс€, надо брать из другой книги Ч из »рмологи€.

 огда эти припевы, получаетс€ обретают самосто€тельную жизнь, тогда их уже начинают называть каноном.

 анон Ч это стихи на припевы к песн€м, которые где-то в другом месте наход€тс€. » тогда пишут: Уѕеснь 3-€Ф Ч это припевы к 3-й песни, котора€ где-то там, далеко.

—ама песнь Ч называетс€ стихи, а припевы к песне называютс€ тропар€ми Ч тропари канона.

“ропари канона сейчас берутс€ в богослужебных книгах Ч в “риоди, ќктоихе, ћинеи.

ќткрывают службу любого праздника Ч там будет канон. ј это Ч тропари канона.

ѕо идее, канон на ”трени €вл€етс€ соединением библейских стихов и тропарей, вз€тых из гимнографической книги.

Ѕывает неполный канон:

Ј тропари есть не дл€ всех песен, а только дл€ некоторых

Ј его называют по числу песен; например, открываем книгу и видим, что написано: Уѕеснь 9-€Ф Ч и больше нет песен. —ледовательно, перед нами однопеснец.

ƒалее, 2-€ песнь, как правило, пропущена. ѕочему? ¬  онстантинополе, когда произошло перемещение ѕалестинской традиции в  онстантинополь, оказалось, что в  онстантинополе не прин€то вообще петь эту песнь, 2-.. ѕоэтому из канонов стали выкидывать 2-ю песню (Ёта песн€ поетс€ только в некоторые дни Ч постом, не во все дни, во вторник, в некоторые —убботы). ј так, как правило, 2-€ библейска€ песнь не поетс€, соответственно и канон не имеет 2-й песни.

 анон имеет, как правило, акростих Ч не всегда, но часто: т.е. можно через 2 песни идти Ч какое-то слово напр. Уѕеснь поимФ.

 анон некоторых авторов имел 2-.ю песню, а потом ее выкинули Ч это 2 видных катехета.

ћожно так увидеть, имел канон 2-ю песню или нет.

 аноны палестинского происхождени€, как правило, имели 2-ю песнь; а в 8-й песни Ч употребл€етс€ в повелительном наклонении: УблаговеститеФ (этим отличаетс€ 8-€ песнь от 7-й).

9-€ и 10-€ песни Ч обе вз€ты из ≈вангели€ от Ћуки, объедин€ютс€ в одну Ч 9-ю.

9-€ песнь Ч Ѕогородицы: У¬еличит душа ћо€ √оспода и возрадовалс€ дух ћой о ЅозеЕФ

10-€ песнь (числитс€ тоже под є 9) Ч песнь пророка «ахарии, отца »оанна ѕредтечи: УЅлагословен √осподь Ѕог »зраил€ посети и сотвори избавление людем “воимФ.

Ёто библейские песни.

»так, у нас есть 9 песен.  огда-то они так и пелись Ч без припевов: пелись только библейские слова. ѕотом стали добавл€ть в песню припевы.  ак сложилс€ жанр канона?  ондак, так по крайней мере, считаетс€ единственным образом возник. —тали прибавл€ть канон припевы Ч не ко всей песни, а к каким-то последним ее стихам.

–исунок.

Ќельз€ сказать, как это все происходило в точности. Ќо предполагают, что VI-VII-VIII веков библейские песни пелись: все 10 Ч по воскресень€м, а в будние дни Ч не все, а только 3.

ѕоэтому возникают разные варианты канонов:

Ј трипеснцы,

Ј однопеснцы

Ј двупеснцы.

“.е. поетс€ песнь, а припевы имеют только некоторые из них.

»ли, наоборот, может быть не весь Ч не все песни могут петьс€ каждый день.

Ѕывает полный канон Ч припевы дл€ всех песен есть, а бывает 3-песнцы, двупеснцы и т.д.

„то мы наблюдаем в богослужебной книге? Ётим библейские стихи нет смысла переписывать каждый раз Ч дл€ каждого канона. ¬ ћинее 400 служб, если не больше, в октоихе Ч 56 служб, в “риоди Ч пор€дка 100 служб (по количеству дней):

кажда€ служба имеет канон, даже по несколько канонов.

≈сли мы будем библейские песни каждый раз переписывать, нам придетс€ 600 раз (или больше) их переписывать Ч одно и то же.

 аноны  онстантинопольского происхождени€ Ч нет.

Ќаиболее известными авторами канонов €вл€ютс€:

Ј в ѕалестине: јндрей  ритский,  осьма ћаюмский, »оанн ƒамаскин

Ј в  онстантинополе: ‘едор и »осиф —тудиты, »осиф ѕеснописец.

» многие-многие другие Ч у канонов очень много авторов.

ѕесни.

 ажда€ песнь канона включает в себ€ тропари, но первый из этих тропарей называетс€ ирмосом.

–исунок.

» так в каждой песни: первый тропарь называетс€ ирмосом.

 анон может иметь свои собственные ирмосы, напр., канон –ождества ’ристова: ирмос: У’ристос рождаетс€Ф.

ћожет быть написан канон на чужие ирмосы. Ќапр. ирмосы канона воскресного, 6-го гласа: Уяко по суху пешешествовав »зраильФ были использованы автором канона пока€нного. ѕока€нный канон имеет те же ирмосы, т.е. он вз€л чужие ирмосы.

»рмос означает, по гречески, св€зь. „то с чем св€зывает ирмос?

— точки зрени€ текста, ирмос чаще всего €вл€етс€ пересказом библейском песни.

Ќапример, ирмос 6-го гласа Уяко по суху пешешествовав »зраильЕФ Ч речь идет о переходе через „ермное море Ч содержание 1-й библейской песни.

»ли ирмос 6-й песни: У∆итейское море, воздвизаемое зр€ напастей буреюФ Ч пересказ 6-й библейской песни.

— одной стороны, ирмос €вл€етс€ пересказом библейской песни.

— другой стороны: эти все тропари должны петьс€ (они не читаютс€, а поютс€) Ч на какую мелодию? ќни поютс€ на мелодию ирмоса.

»рмос задает мелодию дл€ тропарей.

Ќад ирмосом в рукопис€х выписывают крючочки, и по этим крючочкам уже распеваютс€ тропари. ( рючочки выписывают только над ирмосами и дальше не повтор€ютс€).

¬от почему бывает, что одни и те же ирмосы использованы в разных канонах: была мелоди€, ее вз€ли и использовали дл€ другого канона.

“аким образом, ирмос св€зывает тропари с библейской песней.

Ёто то, что нужно знать о каноне.

„то еще можно сказать? »так, канон поетс€, по идее, с библейскими песн€ми Ч они, собственно, дали ему жизнь: канон произошел от библейских песен.

Ќо, по ”ставу, канон употребл€етс€ не только на ”трени, но и на других службах.

Ќо с песн€ми, по ”ставу, канон поетс€ только на ”трени.

ј на других службах канон поетс€ без песен. » в качестве песен между тропар€ми читаютс€ такие стишочки: У—в€той (такой-то), моли Ѕога о насФ, или Уѕомилуй м€, Ѕоже, помилуй м€Ф и др., и называютс€ они молебными припевами.

Ќа всех службах, кроме ”трени, канон употребл€етс€, по ”ставу, с молебными припевами.

ј приходска€ русска€ практика и на ”трене как правило, давным давно, употербл€ет каноны без библейских песен Ч с молебными припевами.

» звучат библейские песни только ¬еликим ѕостом (почему и ассоциируютс€ у многих с ¬еликим ѕостом). ј по ”ставу библейские песни должны петьс€ каждый день, на ”трени.

» в »рмологии есть 3 раздела библейских песен:

Ј библейские песни дл€ праздничной службы Ч короткие, сокращенные

Ј библейские песни дл€ обычной службы и

Ј библейские песни дл€ ¬еликого ѕоста.

¬от это все, что касаетс€ канона.

Ћекци€ є 7.

—хема Ѕудничной ¬ечерни.

ѕо этой схеме мы видим в начале 9-й час.

¬ комментарии говоритс€, что на 9-ом часе читаетс€ тропарь и кондак уход€щего дн€, т.е. того дн€, который заканчиваетс€. “аким образом, 9-й час относитс€ еще к предыдущему богослужебному дню. ј следующа€ за ним ¬ечерн€ открывает собой следующий Ч наступающий Ч богослужебный день.

ƒве службы (9-й час и ¬ечерн€) совершаютс€ подр€д, таким образом круг суточных служб замыкаетс€: не успели отслужить 9-ый час Ч последнюю службу дн€ Ч как уже совершаетс€ ¬ечерн€ Ч служба следующего дн€.

“еперь мы переходим к пор€дку будничной ¬ечерни.

¬ечерн€ вместе с ”треней €вл€етс€ древнейшей христианской службой. ћы уже говорили, что существует 3 вида ¬ечерни:

Ј ћала€ (сокращенна€ празднична€)

Ј ¬елика€ (празднична€)

Ј ¬седневна€ (буднична€).

«апишем 2 основных типа ¬ечерни:

Ј ¬елика€

Ј буднична€.

–ассмотрев эти 2 типа ¬ечерни Ч ¬еликую и будничную, вы будете себе представл€ть ¬ечерню вообще. ’от€, конечно, в каждом конкретном случае (напр. ¬еликим ѕостом) бывают какие-то небольшие отличи€, изменени€, но, в целом, есть 2 типичных варианта Ч ¬ечерн€ ¬елика€ и ¬ечерн€ ¬седневна€.

[ћы изучим сначала ¬ечерню ¬седневную, затем изучим ¬седневную ”треню, ¬сенощное Ѕдение изучим и закончим этот семестр, € надеюсь, изучением богослужени€ праздника –ождества ’ристова. “ака€ у нас программа на этот семестр].

»так, Ѕуднична€ ¬ечерн€ Ч начинаетс€ с возглашени€ УЅлагословен Ѕог нашЕФ

Ј возглашение Ч обычное, с такого возглашени€ начинаютс€ почти все службы, кроме некоторых, особенных, о которых мы потом поговорим.

ћы видим: 2-е службы соверщаютс€ подр€д Ч 9-й час и ¬ечерн€. ќбычно, когда службы совершаютс€ подр€д, возглашение начальное говоритс€ только единожды Ч в начале первой службы, по пор€дку. ј здесь мы видим, что несмотр€ на то, что совершаетс€ 9-й час, ¬ечерн€ все равно начинаетс€ с начального возгласа, что говорит о важности этого богослужени€: нар€ду с ”треней и Ћитургией, ¬ечерн€ Ч больша€ общественна€ служба, котора€ совершаетс€ в церкви ежедневно. ѕоэтому она всегда начинаетс€ с возглашени€.

¬след за возглашением предсто€тель (а предсто€тель в “ипиконе Ч это игумен монастыр€. ћы говорили, когда разбирали устройство храма, что в јфонских монастыр€х и вообще в поздне-греческих храмах монастырских всегда устраиваетс€ Е храма место дл€ игумена. »гумен, как правило, совершает сам службу или в большие праздники, или только литургию, а все прочие службы игумен проводит в храме: не облача€сь в св€щеннические одежды, сидит в храме на своем седалище и тем самым возглавл€ет общую молитву всех монахов, как бы воодушевл€ет своим молитвенным примером всех наход€щихс€ в храме монахов, в то врем€, как службу совершают р€довые св€щенник и диакон Ч те иеродиакон и иеромонах, которым выпала очередь служить. ¬от именно на такой пор€док рассчитаны указани€ “ипикона. ¬от почему “ипикон говорит, что после того, как р€довой св€щенник скажет возглас УЅлагословен Ѕог нашФ, предсто€тель начинает читать: Уѕриидите, поклонимс€Ф (вы видите в схеме) и ѕредначинательный псаломФ Ч вы видите, что в правой колонке таблицы написано: Учитаетс€ предсто€телемФ, т.е. игуменом.

ѕон€тное дело, что на приходе это предписание, конечно, не применимо (это предписание вполне применимое к монастыр€м, мало где сейчас в –оссии буквально примен€етс€ (соблюдаетс€) в монастыр€х, хот€ можно было бы).

Ќа приходе Ч уже совсем ина€ ситуаци€: насто€тель приходского храма Ч это совсем не то же самое, что игумен или духовник монастыр€. —оответственно, у него нет своего места в храме. ќн €вл€етс€ просто старшим св€щенником, в храме и все.

я сказал об УочередныхФ св€щеннике и диаконе. ќднако, буднична€ служба, котора€ совершаетс€ по 9-й главе “ипикона, не предполагает участие диакона. ќказываетс€, что диакон с точки зрени€ ”става Ч типикона, это Ч украшение службы, праздничный такой момент. » поэтому буднична€ служба по 9-й главе “ипикона совершаетс€ без участи€ диакона. ќп€ть-таки это написано в расчете на монастырь.

 онечно, на приходе диакон, естественно, облачаетс€ и участвует в службе в полной мере. ѕотому что на приходе обычно 1-2 диакона, а в монастыр€х бывает дес€тки иеродиаконов.

ѕредначинательный (103-й) псалом повествует нам о —отворении мира и о прекрасном устройстве ¬селенной. “аким образом, 1-а€ служба —уточного круга (цикла) начинаетс€ с описани€ —отворени€ мира, тем самым, как бы, —уточный круг изображает собою историю нашего мира [начина€сь с описани€ —отворени€ мира].

¬о врем€ ѕредначинательного псалма св€щенник в епитрахили, с непокрытой головой выходит и перед ÷арскими вратами читает —ветильничные молитвы (вы это тоже видите в схеме).

—ветильничные молитвы. ѕочему они так называютс€?

У¬ечерн€Ф Ч по-гречески УэспериносФ Ч также часто называетс€ Ута лесникаФ Ч т.е. УсветильникиФ. — чем св€зано такое название дл€ ¬ечерни Ч УсветильникиФ? ќказываетс€, в древности, еще даже до Ќовозаветного времени, в странах —редиземноморского региона был распространен обычай благодарить вечером “ворца за то, что ќн даровал люд€м искусственный свет Ч свет лампад и свечей. Ётот обычай существовал также в иудействе в несколько иной форме Ч и даже до сих пор существует: например, в п€тницу вечером, когда наступает —уббота, еврей идет в синагогу, а его жена должна зажечь дома свечу Ч такой есть обр€д У¬озжжение вечерней свечиФ.

ќн наблюдалс€ также и у христиан в первые века, например, ћокрина, сестра ¬асили€ ¬еликого, перед смертью просила принести ей лампадку, и последние слова, которые она сказала Ч это была благодарственна€ молитва над лампадкой: как раз был вечер, врем€ возжжени€ лампадок. ≈сть множество других примеров.

“аким образом, вечернее врем€ св€зываетс€ в христианской традиции с благодарением Ѕога за дарование светильников.

Ёта символика света присутствует в ¬ечерне многократно. Ќапример, (мы сейчас отвлечемс€ от будничной ¬ечерни):

Ј в начале ¬сенощной диакон выходит со свечой Ч тем самым вносит в собрание светильник;

Ј в древних описани€х ¬ечерни, например, в јпостольском предании III века как раз так же начинаетс€ ¬ечерн€: диакон приносит в церковь свечу и ставит ее посредине;

Ј также точно на ¬ходе на ¬ечерне: выход€т со свечами свещеносцы и после того как запоют У—вете “ихийФ, св€щенник их благословл€ет; если исторически разобратьс€ с этим благословением, оказываетс€, что в данном случае это благословение €вл€етс€ благословением не свещеносцев, а самих свечей, т.е. мы видим как раз благословение над свечами. ѕоэтому-то и называетс€ ¬ечерн€ в книгах У—ветильничным временемФ и, соответственно, молитвы называютс€ светильничными. Ётих молитв 7, и все они читаютс€ подр€д, почему?

ќказываетс€, в  онстантинополе в древности был прин€т совсем иной ”став Ч У”став ¬еликой ÷ерквиФ, или Уѕесенное последованиеФ.

¬ Уѕесенном последованииФ все службы —уточного круга пелись, почему оно, собственно, и называетс€ УѕесенноеФ: пелись нараспев, и имели пор€док совсем иной Ч совсем не такой, какой сейчас используетс€ в ѕравославной ÷еркви.

—ейчас в ѕравославной ÷еркви используютс€ службы согласно ѕалестинскому „асослову: вспомним, что —тудийский синтез, который дал начало —тудийскому ”ставу Ч а впоследствии и »ерусалимскому ”ставу Ч €вл€лс€ синтезом ѕалестинского „асослова с  онстантинопольскими традици€ми. ¬ этом Уѕесенном последованииФ ¬ечерн€ состо€ла из нескольких антифонов, а антифоны перемежались чтением молитв и ектений.  огда затем отказались Ч сначала —тудийские монахи, а затем и все православные греки Ч от старого пор€дка служб Ч  онстантинопольского, тогда эти молитвы, которые переписывались по-прежнему в “ребниках и —лужебниках, оказались функционально не у дел: не было уже антифонов, за (с?) которыми они могли бы читатьс€ Ч уже совсем иной пор€док Е. ¬ечерн€ и ”трен€.

» тогда эти молитвы стали читать все подр€д, в начале службы Ч как они и читаютс€ по сей день:

—ветильничные молитвы, некогда распределенные по всей ¬ечерне, сейчас читаютс€ все подр€д, с самого начала (кроме одной-единственной Ч 8-й, о которой мы поговорим чуть позже).

—имволически чтение св€щенником —ветильничных молитв Ч с непокрытой головою Ч изображает јдама, сто€щего у врат –а€ и плачущего. “аким образом, сначала говоритс€ о —отворении мира (в ѕредначинательном псалме), а затем св€щенник, выход€, показывает символически грехопадение. ’от€ это очень нат€нутое толкование. ћы это поймем, прочитав —ветильничные молитвы.

ƒомашнее задание: прочесть в —лужебнике —ветильничные молитвы (чтобы знать их содержание).

“ак вот, эти молитвы нос€т скорее благодарственный, радостный характер; пока€нного чтени€ в них не так много.  стати говор€, первые 2 из этих 7 молитв в практике современной греческой церкви вход€т в состав келейного правила УЌа сон гр€дущийФ, т.е. их все читают каждый день (у них совсем другое правило УЌа сон гр€дущийФ Ч совсем не такое, как у нас).

ѕосле того, как закончитс€ псалом и —ветильничные молитвы, наступает ¬елика€ ектени€.

¬елика€ ектени€ (или правильнее говорить, ћирна€ ектени€ Ч по первым ее словам: У¬ мире √осподу помолимс€Ф. —лово УмирФ в данном случае обозначает собою не космос, не ¬селенную, не собрание людей, а духовное состо€ние: Ув мире с Ѕогом и друг с другомФ. Ёто мир, о котором часто говоритс€ в Ѕиблии: Ѕог благословл€ет какого-то ¬етхозаветного праведника и говорит: УЅудет тебе мирФ, т.е. будет у теб€ все хорошо.

»ли св€щенник говорит: Ућир всемФ Ч то же самое. “ак что неправильно некоторые указывают, что Ућиром √осподу помолимс€Ф Ч это значит, что все-все вместе. Ёто совершенно неправильно. УћиромФ Ч значит наход€сь в таком благодатном, возвышенном состо€нии мира.

—лово греческой УириниФ переводитс€ только так!

≈сть слова омонимы: одно и то же слово имеет разный смысл. ¬от это как раз тот самый пример. —лово УмирФ в русском €зыке означает: как ¬селенную, так и это состо€ние. ¬ греческом €зыке это 2 разных слова. ¬ данном случае употребл€етс€ слово УириниФ Ч мирное духовное состо€ние.

ћирна€ ектени€:

Ј правильнее говорить просто Ућирна€Ф, даже слово Уектени€Ф говорить не совсем уместно (дальше € объ€сню почему)

Ј по-гречески она называетс€ просто УириникаФ, т.е. Умирна€Ф

Ј там собраны прошени€ обо вс€ких духовных, а также земных нуждах ÷еркви и верующих Ч наиболее обща€ ектени€

Ј исторически происходит из общей молитвы верных: в ”ставниках IV века мы узнаем, что Ћитурги€ в IV веке состо€ла сначала из чтени€ ѕисани€ и проповеди, молитвы над оглашенными и их изгнани€ Ч это Ћитурги€ оглашенных, а затем, когда оглашенные удал€лись, верные молились коленопреклоненно о всех своих нуждах Ч вот это как раз и была ћирна€ ектени€; затем, со временем, ее переставили в начало Ћитургии, а потом, по подобию Ћитургии, ее также поставили в начало ¬ечерни и ”трени

Ј вот как оказалась ћирна€ ектени€ на ¬ечерне: она сюда проникла из Ћитургии.

ѕосле ћирной ектении читаетс€ –€дова€ кафизма.

–€дова€ кафизма.

—лово Ур€дова€Ф говорит нам о том, что эти кафизмы образуют некий р€д: т.е. сегодн€ мы читаем одну, завтра Ч следующую, и так по пор€дку мы прочитываем все кафизмы.

103-й псалом Ч всегда 103-й: нам важно содержание псалма, дл€ ¬ечерни важно содержание псалма. ј в случае с кафизмой на ¬ечерне Ч содержание уже не важно, важно просто прочитать какую-то кафизму (по пор€дку), какую-то очередную кафизму. ¬ современной православной традиции мы прочитываем, если служили по ”ставу, всю ѕсалтирь за неделю. “о ест за неделю прочитываетс€ вс€ ѕсалтирь, если служить по ”ставу.

ќднако, такое предписание ”става рассчитано на монастырские услови€: когда люди не очень спешат, у них не так много дел в миру, и они могут себе позволить читать по несколько кафизм, довольно продолжительных.

¬ приходской практике, конечно, кафизмы сокращаютс€ Ч и это вполне обосновано, читают, например, не всю целую кафизму, а один псалом.

¬озникает тогда вопрос: как следует сокращать кафизмы? ¬ 17-й главе “ипикона есть таблицы, в которых указано, в какой день недели (седмицы) какую кафизму (какой є кафизмы) читать.

—ледует ли прочитать псалом из той кафизмы, котора€ сегодн€ положена, или следует поступить как-то иначе?

ћне кажетс€, следует поступить иначе. ѕоскольку основным принципом при выборе кафизмы €вл€етс€ принцип чтени€ подр€д, лучше читать подр€д все псалмы: сегодн€ один псалом, завтра следующий и т.д. Ч и так Ч не за неделю, конечно, Ч а мес€ца за 2 всю ѕсалтирь мы все-таки прочитаем, и тем самым соблюдем принцип непрерывного чтени€ ѕсалтири. ј если мы будем все врем€ прочитывать по одному псалму из каждой кафизмы, то тогда у нас некоторые псалмы не прозвучат никогда. ѕоэтому лучше, как делают во многих храмах, читать 1 псалом, а на другой службе читать следующий псалом Ч по пор€дку.

–€дова€ кафизма на ¬ечерне стихословитс€ без захода. [—ейчас € не буду объ€сн€ть подробно, что это значит. ¬ам достаточно запомнить этот момент, что:]

 афизма на ¬ечерне захода не имеет, в отличие от кафизмы на ”трени, котора€ стихословитс€ с заходом. ѕо окончании кафизмы читаетс€ ћала€ ектени€.

ћала€ ектени€.

Ј €вл€етс€ сокращением ¬еликой ектении

Ј начинаетс€ словами: Уѕаки и паки миром √осподу помолимс€ЕФ

Ј заключает в себе 1-ое и последнее прошени€ ¬еликой ектении.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

545 - | 489 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.043 с.